ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-18095/2022 от 28.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4784/23

Екатеринбург

29 августа 2023 г.

Дело № А76-18095/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Гавриленко О. Л., Сухановой Н. Н.

при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 по делу № А76-18095/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители:

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области – Чебыкина А.И. (доверенность от 22.04.2021 № 37, диплом);

общества с ограниченной ответственностью «Тэкспроф» – Ануфриева О.В.(доверенность от 30.12.2022, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Тэкспроф» (далее – общество «Тэкспроф», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Челябинской области (далее – заявитель, ГУ МЧС РФ, Управление) о признании незаконным приказа от 11.04.2022 № 698 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности в отношении общества «Тэкспроф», а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: должным образом вручить для ознакомления акт оценки с возможностью реализации законного права общества «Тэкспроф» на устранение выявленных нарушений (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Пожарно-технический аудит» (далее – общество «ПТА», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 заявление удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ГУ МЧС РФ просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Управление оспаривает вывод судов о допущенном лицензирующим органом нарушении процедуры рассмотрения заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ввиду неознакомления заявителя с актом оценки от 07.04.2022 № 25 и непредоставления ему возможности устранить выявленные нарушения.

Заявитель полагает, что возложенные на лицензирующий орган обязанности исполнены в полном объеме, составленный по итогам проверки акт оценки от 07.04.2022 № 25 занесен управлением в Единую информационную систему центра государственных услуг 08.04.2022, а ответственность за функциональные возможности и реализацию требований к Единому порталу государственных и муниципальный услуг (ЕПГМУ) несет оператор портала – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Соответственно, отсутствуют правовые основания для признания недействительным ненормативного акта Управления.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Тэкспроф» мотивированно возражает, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что общество «Тэкспроф» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным № 1097451009567.

Общество «Тэкспроф» 22.03.2022 обратилось в ГУ МЧС РФ по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

ГУ МЧС РФ в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, 23.03.2022 принято решение о проведении выездной оценки в отношении соискателя лицензии – общества «Тэкспроф» путем использования средств дистанционного взаимодействия.

По итогам проведения 07.04.2022 оценки управлением составлен акт оценки от 07.04.2022 № 25, которым зафиксированы следующие нарушения, допущенные соискателем лицензии:

1) в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании у работника общества «Тэкспроф», ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности Чичимова А.В. отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль: «Пожарная безопасность»), профессиональная переподготовка пройдена не по типовой дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для получения квалификации «Пожарная безопасность»;

2) в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании у работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, Чичимова А.В. стаж работы в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, составляет менее 5 лет;

3) в нарушение подпункта «е» пункта 4 Положения о лицензировании работниками соискателя лицензии, указанными в подпунктах «в» и «г» пункта 4 Положения, не получено не реже 1 раза в 5 лет соответствующее выполняемым работам (оказываемым услугам) в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.

Работниками общества Чичимовым А.В., Черепановым Е.В., Фалькенштейн С.К., Макеевым А.С., Прокопьевым А,Б. обучение пройдено не по типовым дополнительный профессиональным программам - программам повышения квалификации.

ГУ МЧС РФ 08.04.2022 в личный кабинет общества «Тэкспроф» на Едином портале государственных и муниципальных услуг был направлен файл ? «Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf».

Приказом ГУ МЧС РФ от 11.04.2022 № 698 обществу «Тэкспроф» отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), подпунктами «в», «е» пункта 4 Положения о лицензировании.

ГУ МЧС РФ 12.04.2022 в личный кабинет общества в ЕПГМУ направлены решение о проведении выездной оценки, акт выездной оценки, уведомление об отказе в предоставлении лицензии от 12.04.2022 № 5860.

Обществом 12.04.2022 посредством электронной почты направлен в адрес ГУ МЧС РФ запрос на получение акта оценки от 07.04.2022 № 25, мотивированный тем, что указанный электронный документ, размещенный на сайте «Госуслуги» не открывается.

В ответ на указанное обращение управление посредством электронной почты 13.04.2022 направило в электронном виде обществу запрошенный акт оценки.

Полагая, что приказ ГУ МЧС РФ от 11.04.2022 № 698 не соответствует закону, поскольку издан с нарушением установленного порядка и нарушает право на осуществление лицензируемых видов деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Руководствуясь нормами Федерального закона № 99-ФЗ, Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 (далее – Положение о лицензировании, Положение № 1128), суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ, лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (пункт 1).

Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1-6 части 1 указанной статьи сведения.

Статьей 14 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1). Решение об отказе в предоставлении лицензии оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа, который подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа (часть 6).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона.

Статьей 19.1 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что лицензирующий орган проводит оценку соответствия лицензионным требованиям в отношении соискателя лицензии, представившего в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (пункт 1 части 1). Основанием для проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям является поступление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о внесении изменений в реестр лицензий (часть 2). Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и (или) выездной оценки (часть 3).

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии подает в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии, в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона № 99-ФЗ, заявление с указанием сведений о документах: а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации; б) подтверждающих стаж работы работника, указанного в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения; в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения; г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения; д) подтверждающих результаты поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки; е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте «е» пункта 4 настоящего Положения.

Пунктом 6(1) Положения о лицензировании предусмотрено, что заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) с указанием сведений о документах, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии (лицензиат) подает в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании, оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям осуществляется в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона № 99-ФЗ в форме выездной оценки. Выездная оценка проводится путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и (или) видеосвязи (далее ? средства), за исключениями, прямо предусмотренными данным пунктом. Результаты проведения выездной оценки заносятся и хранятся в ведомственной информационной системе.

В соответствии с пунктом 12(1) Положения о лицензировании, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, территориальный орган осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в указанном заявлении, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ? МЧС России) государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Приказом МЧС России от 28.05.2012 № 291.

В соответствии с пунктом 3.3.8 Административного регламента № 291, выездная проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований осуществляется по адресу места нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе по заявленным адресам филиалов. В целях проведения выездной проверки (при поступлении поручения о проведении проверки) руководитель (заместитель руководителя) лицензирующего органа, специального подразделения в течение двух рабочих дней со дня поступления соответствующего поручения издает распоряжение о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований. Распоряжение о проведении проверки возможности выполнения лицензионных требований либо его копия, заверенная печатью лица, издавшего распоряжение, предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Согласно пункту 3.3.9. Административного регламента №291, по результатам проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований должностным лицом лицензирующего органа, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под роспись либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается ко второму экземпляру акта, хранящемуся в подразделении лицензирующего органа. Подразделение, осуществлявшее проверку по поручению, готовит три экземпляра акта. Третий экземпляр акта в течение двух рабочих дней после его оформления направляется в лицензирующий орган, давший поручение о проведении проверки.

Пунктом 3.3.10 Административного регламента № 291 предусмотрено, что в случае, если в процессе проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о их невыполнении соискателем лицензии, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверок нарушений.

Пунктом 3.3.11 Административного регламента № 291 установлено, что должностное лицо лицензирующего органа после оформления акта (поступления из другого подразделения) на основании результатов проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований, а также на основании проведенной проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии в течение трех рабочих дней подает рапорт руководителю лицензирующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии.

В силу пункта 3.3.12 Административного регламента № 291 решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии на основании поступившего рапорта в течение пяти рабочих дней оформляется приказом лицензирующего органа, который подписывается руководителем или лицом, замещающим его в установленном порядке. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет соискателю лицензии по его выбору заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (пункт 3.3.15 Административного регламента № 291).

Буквальное толкование судами указанных нормативных положений позволило судам прийти к обоснованному выводу о наличии у соискателя лицензии права на устранение нарушений, выявленных в ходе проведения оценки, и представление результатов такого устранения в лицензирующий орган до принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии. Это право обеспечивается соблюдением лицензирующим органом условия о своевременном размещении акта оценки в информационной системе. Приведенные в апелляционной жалобе управления возражения в этой части отклоняются как противоречащие положениям частей 13, 15-17 статьи 19.1 Федерального закона № 99-ФЗ, пункта 12(1) Положения о лицензировании, пунктов 3.3.9, 3.3.10 Административного регламента № 291.

Судами при рассмотрении спора установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что общество обратилось в ГУ МЧС РФ с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Из материалов дела следует, что 23.03.2022 ГУ МЧС РФ в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, принято решение о проведении выездной оценки в отношении соискателя лицензии путем использования средств дистанционного взаимодействия.

По итогам проведения 07.04.2022 оценки Управлением составлен акт оценки от 07.04.2022 № 25, которым зафиксированы допущенные соискателем лицензии обществом «Тэкспроф» несоответствия лицензионным требованиям – подпунктам «в», «е» пункта 4 Положения о лицензировании.

Судами установлено, что Акт оценки от 07.04.2022 № 25 размещен ГУ МЧС РФ по Челябинской области в личном кабинете общества на ЕПГМУ 08.04.2021 в 12:08:50 МСК (наименование файла «Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf»).

Вместе с тем обществом «Тэкспроф» в настоящем деле представлены надлежащие доказательства того, что размещенный в личном кабинете в ЕПГМУ файл, содержащий Акт оценки от 07.04.2022 № 25, не открывался, имел размер 0 байт, в связи с чем у общества отсутствовала реальная возможность своевременно исправить выявленные в ходе проведения оценки замечания в порядке пункта 3.3.10 Административного регламента № 291. В то время как именно отсутствие своевременного исправления замечаний явилось, в том числе, причиной для вынесения Управлением оспариваемого в настоящем деле ненормативного акта – решения об отказе в предоставлении лицензии.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с позицией общества на основании следующего.

Из материалов дела не следует, что файл «Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf» был доступен в личном кабинете общества в ЕПГМУ для прочтения либо скачивания и имел какое-либо значимое содержание;

12.04.2022 от общества посредством электронной почты в адрес ГУ МЧС РФ поступил запрос на получение копии акта оценки от 07.04.2022 № 25, мотивированный тем, что указанный документ, размещенный на портале «Госуслуги», не открывается. В ответ на это обращение Управление также посредством электронной почты 13.04.2022 направило в электронном виде запрошенный акт оценки.

Судами установлено, что в судебном заседании суда первой инстанции 01.03.2023 свидетель Бердова К.В. (являвшаяся представителем общества во взаимоотношениях с Управлением) пояснила, что 08.04.2022 на портале «Госуслуги» появилась строка «Результат оказания услуги», более никаких файлов подгружено не было, никакого оповещения о размещении Акта оценки от сервиса «Госуслуги» и ГУ МЧС РФ не поступало.

11.04.2022 на портале «Госуслуги» помимо строки «Состояние» появился файл акта оценки без возможности его скачивания и просмотра, после попыток его открыть этим же днем свидетель связался с должностным лицом ГУ МЧС РФ по телефону, который сообщил Бердовой К.В. о том, что файл с актом оценки загружен на портал «Госуслуги».

12.04.2022 Бердова К.В. повторно связалась с сотрудником управления по телефону, и ей рекомендовали подождать пока портал «Госуслуги» обработает загрузку акта, после чего обществом было решено направить запрос акта в управление с просьбой перенаправить копию акта на электронную почту общества.

По состоянию на 13.04.2022 акт оценки на портале «Госуслуги» был все еще не доступен, в следствии чего, Бердова К.В. еще раз связалась с ГУ МЧС РФ с просьбой выслать акт оценки на электронную почту. Письмо с актом оценки поступило в общество 13.04.2022 в 14:08.

В соответствии с нотариальным протоколом осмотра личного кабинета общества в ЕПГМУ от 03.11.2022 зафиксировано содержание уведомления – «Отказано в выдаче лицензии «Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», автор – Черепанов Е.В., поступившее 12.04.2022 (Приложение 2, 3).

Осмотром установлено отсутствие возможности просмотреть прикрепленный файл с наименованием «Акт ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).pdf, 0 Кб», также в судебном заседании 23.12.2022 судом первой инстанции в присутствии представителей сторон произведен осмотр личного кабинета общества в ЕПГМУ, по результатам которого установлено, что размещенный 08.04.2022 в ЕПГМУ файл «Акт оценки ТЭКСПРОФ (+оценочный лист).pdf» не открывается, ознакомиться с его содержанием путем открытия либо скачивания с последующим открытием невозможно.

В ответ на судебный запрос от 09.01.2023 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмом от 27.01.2023 № П23-2-109-5406, сообщило, что в рамках заявления №1833210049 на лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений МЧС России в личный кабинет заявителя на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) 08.04.2022 был направлен файл «Акт оценки ТЭКСПРОФ (+ оценочный лист).рdf» формата *.pdf, размером 564 байта. 12.04.2022 ведомством были направлены: решение о проведении выездной оценки; акт выездной оценки; уведомление об отказе в предоставлении лицензии. По состоянию на 27.01.2023 файл акта выездной оценки не открывается. Провести анализ файла на наличие дефектов не представляется возможным в связи с истечением срока хранения информации о поступивших файлах в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

На основании установленного суды пришли к правильному выводу о недоказанности Управлением факта надлежащего размещения в ЕПГМУ акта оценки от 07.04.2022 № 25 в формате, доступном для ознакомления обществом.

Судами отклонены доводы заявителякассационной жалобыо том, что Управление не несет ответственности за содержимое файлов, загружаемых на ЕПГМУ, и за обеспечение возможности их прочтения, а претензии должны быть адресованы Министерству цифрового развития.

В силу требований пунктов 3.3.9, 3.3.10 Административного регламента № 291 именно лицензирующий орган обязан обеспечить соискателю лицензии фактическую возможность ознакомления с актом оценки в целях обеспечения его права на представление в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документов, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

Кроме того как верно указано судами отсутствие в действиях Управления (не являющегося администратором портала) вины в нарушении порядка размещения акта оценки не свидетельствует об отсутствии нарушения порядка принятия решения об отказе в выдаче лицензии ввиду ограничения права заявителя на ознакомление с актом оценки и представление доказательств устранения выявленных нарушений до момента принятия решения по его заявлению о выдаче лицензии.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).

С учетом изложенного суды, установив нарушение управлением нормативно установленного порядка рассмотрения заявления общества о выдаче лицензии ввиду необеспечения права на ознакомление с актом оценки и устранение выявленных в ходе оценки замечаний, а также факт добросовестного поведения общества при реализации своего права на ознакомление с актом оценки, пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, ограничивает права общества на осуществление лицензируемого вида деятельности, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем удовлетворили заявленное требование о признании незаконным приказа от 11.04.2022 № 698 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.

В целях восстановления нарушенных прав общества судом первой инстанции на Управление возложена обязанность предоставить обществу возможность устранить нарушения, изложенные в акте оценки от 07.04.2022 № 25, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда, а после истечения указанного срока рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление общества о предоставлении лицензии начиная со стадии рассмотрения заявления, определенной в пункте 3.3.11 Административного регламента.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам процессуального права, а содержащиеся в них выводы ? установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.03.2023 по делу
№ А76-18095/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи О.Л. Гавриленко

Н.Н. Суханова