ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-18359/19 от 22.12.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14314/2020

г. Челябинск

23 декабря 2020 года

Дело № А76-18359/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2020 по делу № А76-18359/2019.

Главное управление лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее –Администрация, ответчик) о признании не соответствующим закону части выдела земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711, площадью 2 290 921 +/- 530 кв.м, частично сформированного на лесных землях в квартале 28 в части выдела 15, в части выдела 16, в части выдела 10, в части выдела 14, в части выдела 66, в части выдела 29, в части выдела 30, в части выдела 37, в части выдела 68, на выделе 14 полностью, на выделе 28 полностью, на выделе 27 полностью, на выделе 12 полностью, на выделе 31 полностью, на выделе 39 полностью выделе 44 полностью Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества, расположенного по адресу: Челябинская область, город Челябинск, р-н Курчатовский, северо-восточнее кладбища «Градское», имеющего статус «временный», категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для размещения объектов лесного хозяйства», по документу - «для эксплуатации леса»; об исключении из Единого государственного земельного кадастра записи о земельном участке с кадастровым номером 74:00:0000000:711, площадью 2 290 921 +/- 530 кв.м., расположенном по адресу: Челябинская область, город Челябинск, р-н Курчатовский, северо-восточнее кладбища «Градское», имеющего статус «временный», категория земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для размещения объектов лесного хозяйства», по документу - «для эксплуатации леса».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – КУИиЗО г. Челябинска), Управление экологии и природопользования администрации города Челябинска (далее – Управление экологии), публичное акционерное общество «Ростелеком», общество с ограниченной ответственностью «Трест Магнитострой», акционерное общество «Центр абонентских расчетов», общество с ограниченной ответственностью «Магнитогорская сетевая компания» (далее также – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2020 (резолютивная часть от 05.10.2020) в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ГУ лесами (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что Администрация не может являться законным собственником части земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711, поскольку часть участка была сформирована на лесных землях, что подтверждается представленными в дело доказательствами. Данное обстоятельство нарушает права Российской Федерации как публичного собственника земель лесного фонда, из которых сформирован земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711.

К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Ходатайство ГУ лесами о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» оставлено без рассмотрения применительно к части 3 стати 266 АПК РФ, поскольку данное ходатайство не было заявлено в суде первой инстанции, а ФГБУ «Рослесинфорг» самостоятельным правом на обжалование решения суда не воспользовался.

В удовлетворении ходатайства апеллянта об истребовании у ФГБУ «Рослесинфорг» заключения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711 с землями лесного фонда с указанием координат и площади пересечения отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ в силу того. что ходатайство направлено на представление в апелляционный суд дополнительных доказательств при недоказанности истцом уважительности причин невозможности заявления такого ходатайства и представления доказательств в суде первой инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела, и обоснованно установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 74-АК № 099053 (т. 1 л.д. 28) 05.03.2004 за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда, леса первой группы (леса зеленых зон), общая площадь 125 650 000 кв.м., по адресу Кременкульское лесничество Челябинского лесхоза, кварталы 1-38, 41-49, 51-58, 62-109 Сосновского района Челябинской области.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 74АВ 166544 (т. 1 л.д. 29) за Российской Федерацией 01.06.2009 было зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, площадь 125 617 252 кв.м., по адресу: Россия, Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ «Шершневское лесничество», кварталы 1-38, 41-46, 47 (выделы 1-11, часть 12, 13-30), 48, 49, 51-58, 62-74, 75 (выделы 1-38, часть 39, 40, 41), 76, 77, 78 (выделы: часть 1, 2, 3, 4-7), 79-98, 99, (выделы 1-12, часть 13, 14, 15, 17-34), 100 (выделы 1-9, часть 10, 11-28, часть 29, 30), 101-109.

Вступившим в законную силу заочным решением Советского районного суда г. Челябинска от 27.06.2012 по делу № 2-2111/2012 удовлетворен иск прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Челябинска, на Администрацию возложена обязанность разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов Челябинского городского округа, поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые муниципальными лесами (т. 1 л.д. 142-145).

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.12.2012 указанное заочное решение Советского районного суда г. Челябинска от 27.06.2012 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 146-153).

Распоряжением Администрации города Челябинска от 23.09.2015 № 10174 (т. 1 л.д. 122-130) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (природно-рекреационная территориальная зона) площадью 2 333 777 кв.м, местоположение участка: город Челябинск, Курчатовский район, северо-восточнее кладбища «Градское», для эксплуатации леса.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.11.2019 № 74/001/024/2019-18031 (т. 1 л.д. 134-135) 30.05.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, северо-восточнее кладбища «Градское», площадью 2 290 921 +/- 530 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации леса. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 74:00:0000000:758; 74:00:0000000:54352, 74:00:0000000:889, 74:00:0000000:870, 74:00:0000000:21360, 74:00:0000000:948.

Постановлением Администрации города Челябинска от 11.04.2018 № 153-п (т. 1 л.д. 154-172) утвержден Лесохозяйственный регламент городских лесов, расположенных на территории города Челябинска, в который включен земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711, площадью 2 290 921 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, город Челябинск, Курчатовский район, северо-восточнее кладбища «Градское».

Между КУИиЗО г. Челябинска (ссудодатель) и Управлением экологии (ссудополучатель) подписан договор безвозмездного пользования земельным участком города Челябинска УЗ № 017165-П-2019 от 15.07.2019 (т. 1 л.д. 131- 133), согласно п.п. 1.1, 1.2 которому Управлению экологии в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок площадью 2 290 921 кв.м., кадастровый номер 74:00:0000000:711, расположенный по адресу: Челябинская область, город Челябинск, Курчатовский район, северо-восточнее кладбища «Градское», из земель населенных пунктов (зона зеленых насаждений), находящихся в ведении муниципального образования, для эксплуатации леса.

Ссылаясь на то, что часть земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711 сформирована на землях лесного фонда, в силу чего государственный кадастровый учет участка произведен неправомерно, ГУ лесами обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, установив материально-правовую цель иска, направленного на оспаривание законности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711, пришел к выводу о недоказанности истцом факта нарушения прав и законных интересов публичного собственника земельного участка, поскольку постановка на кадастровый учет земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим юридическим фактом, а доказательств государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок не представлено. Суд также пришел к выводу о недоказанности истцом относимыми и допустимыми доказательствами факта формирования земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711 из земель лесного фонда.

Повторно рассмотрев дело по правилам, установленным статьей 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 30.05.2016 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711, расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, северо-восточнее кладбища «Градское», площадью 2 290 921 +/- 530 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации леса, статус участка – «временный», дата истечения срока действия временного характера – 31.05.2021 (т. 1 л.д. 134-135).

На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (здесь и далее – редакция Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в далее – Закон о кадастре недвижимости; также – в ранее действовавшей редакции) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу части 2 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с положениями статьи 20 Закона о кадастре недвижимости с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе собственники объектов недвижимости.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

На основании части 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Согласно пункту 6 статьи 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права собственника вещи, в том числе, земельного участка, владеть, пользоваться и распоряжаться ею являются исключительными и подлежат абсолютной защите против любого нарушителя прав собственника.

Таким образом, Главное управление лесами Челябинской области, являясь органом, уполномоченным действовать от имени Российской Федерации, в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации), вправе оспаривать обоснованность постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711 при доказанности факта нарушения его прав и законных интересов.

Такой вывод соответствует правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 № 14765/10.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства должны отвечать критериям относимости, допустимости и достоверности (статьи 67, 68, часть 2 статьи 71 АПК РФ).

Исходя из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ выводы суда должны быть основаны на конкретных доказательствах и не могут быть основаны на предположениях.

Как ранее отмечено апелляционным судом, требования ГУ лесами по настоящему делу могут быть удовлетворены при доказанности факта нарушения его прав и законных интересов как лица, осуществляющего полномочия собственника земель лесного фонда, и такой факт считается подтвержденным при доказанности факта формирования земельного участка с кадастровым номером 74:00:0000000:711 из земель лесного фонда и отсутствия правовых оснований для такого образования земельного участка.

Между тем в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о формировании спорного земельного участка из земель лесного фонда.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, из представленных истцом плана лесонасаждений Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества. Лесоустройство 2014 г. (т. 1 л.д. 15-18), таксационного описания Кременкульского участкового лесничества Шершневского лесничества. Лесоустройство 2014 г. (т. 1 л.д. 19-27), планшета № 2 (т. 1 л.д. 62), плана лесонасаждений (т. 1 л.д. 63) без привлечения лиц, обладающих специальными познаниями в области кадастрового дела и геодезии, невозможно с достоверностью установить, что земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711 в части сформирован на землях лесного фонда.

Доказательств, отвечающих требованиям статьи 55.1 и статьи 82 АПК РФ, истцом, в том числе в суд апелляционной инстанции, не представлено.

Иных содержательных доводов и возражений, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.

Наряду с этим, апелляционный суд отмечает следующее.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Основания для перевода земель лесного фонда в другую категорию предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и к числу таковых относится установление или изменение границы населенного пункта, а также размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Наряду с этим согласно пункта 1 и пункта 2 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ранее действовавшей редакции) в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ранее действовавшей норме статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу части 3 статьи 23 и статьи 102 ЛК РФ (в ранее действовавшей редакции) допускалось расположение лесничеств и лесопарков в составе городских лесов на землях населенных пунктов.

Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 12, 134), земельный участок с кадастровым номером 74:00:0000000:711 относится к землям населенных пунктов и сформирован в качестве такового во исполнение решения Советского районного суда г. Челябинска от 27.06.2012 по делу № 2-2111/2012 о возложении на Администрацию г. Челябинска обязанности разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент муниципальных лесов Челябинского городского округа, поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые муниципальными лесами (т. 1 л.д. 142-145).

Истцом и апеллянтом не представлено доказательств неправомерности отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов и тем самым – неправомерности его исключения (при наличии такового) из земель лесного фонда, а изложенное в иске и апелляционной жалобе фактическое обоснование заявленных требований выражает исключительно несогласие апеллянта с фактом формирования спорного земельного участка в составе земель населённых пунктов, однако не содержит нормативных доводов, позволяющих оценить обоснованность правовой позиции истца.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, в силу чего подлежат отклонению, а судебный акт суда первой инстанции, содержащее по существу верное решение об отказе в иске, отмене не подлежит.

С учетом изложенных мотивов, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2020 по делу № А76-18359/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления лесами Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.Н. Богдановская

Судьи: И.А.Аникин

М.И.Карпачева