ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-19515/16 от 23.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6175/17

Екатеринбург

25 октября 2017 г.

Дело № А76-19515/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

         судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Челябинской области (далее – Правительство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2017 по делу № А76-19515/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по тому же делу.  

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

         В судебном заседании приняли участие представители:

  Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Управление, антимонопольный орган) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2017);

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - Фонд) – ФИО2 (доверенность от 01.09.2017);

Правительства – ФИО3 (доверенность от 21.12.2016);

общества с ограниченной ответственностью страховая медицинская компания «Астра-Металл» (далее – общество «Астра-Металл») – ФИО4 (доверенность от 27.02.2017).

Правительство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления от 05.05.2016 № 20-07/16 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в части, вынесенной в отношении Правительства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Лотос» (далее – общество «Лотос»); Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - Министерство); Фонд; некоммерческое партнерство «Медицинская палата Челябинской области»; некоммерческая организация Межрегионального Союза Медицинских Страховщиков; Челябинская областная организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации; государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 3»; общество «Астра-Металл»; государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинский областной клинический онкологический диспансер».

         Решением суда первой инстанции от 17.04.2017 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

         В кассационной жалобе Правительство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что в данном случае арбитражный суд фактически установил обстоятельства, подтверждающие факт правонарушения, которые могут быть установлены только антимонопольным органом в случае возбуждения дела по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

Кроме того, Правительство полагает, что указание на решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-7175/2015 также не может являться доводом, подтверждающим законность предупреждения, как противоречащее ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество «Астра-Металл» также считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства – без удовлетворения.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения Управлением заявления, поступившего от общества «Лотос», на неправомерные действия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области (далее - комиссия), выразившихся в отказе обществу «Лотос» в распределении объемов оказания медицинской помощи, Управлением Правительству 05.05.2016 выдано предупреждение № 20-07/16 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Правительство, а также комиссия предупреждены о необходимости в срок до 20.06.2016 прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем отмены протокола от 28.12.2015 № 11 в части решения комиссии, принятого по третьему вопросу повестки, распределения объемов медицинской помощи в отношении общества «Лотос» в соответствии с видами медицинской помощи, включенными в реестр медицинских организаций, с применением критериев распределения таких объемов, а также информирования общества «Лотос» о принятых решениях.

Полагая, что названное предупреждение Управления незаконно, Правительство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав вывод о соответствии оспариваемого предупреждения Управления нормам действующего законодательства, отказали в удовлетворении заявленных требований

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.

Частью 2 ст. 15 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Медицинские организации, включенные в Реестр, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в названной сфере, за исключением случаев ликвидации медицинской организации, утраты права на осуществление медицинской деятельности, банкротства или иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 326-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

На основании ч. 10 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Правила ОМС), а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии).

Персональный состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на основании п. 10 Положения о комиссии утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии является представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 11 Положения о комиссии).

Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис ОМС, включают в себя объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации.

Согласно разделу «Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования» письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.

Учитывается фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами по полу и возрасту.

Объемы медицинской помощи устанавливаются страховым медицинским организациям решением Комиссии на год с поквартальной разбивкой, с последующей корректировкой при необходимости и обоснованности.

Распределение утвержденных территориальной программой обязательного медицинского страхования объемов медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и имеющим прикрепленных лиц, получивших полис обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации, осуществляется исходя из их численности и половозрастной структуры, нормативов объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо в год, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, с учетом климатогеографических условий региона, транспортной доступности медицинских организаций и расселения прикрепленного населения.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что  общество «Лотос» письмами от 27.07.2015 № 330 и от 29.07.2015 № 339 проинформировало Фонд и Министерство о том, что общество «Лотос» оказывает медицинскую помощь в системе ОМС и в АИС «Веб-мониторинг здравоохранения» выложены объемы оказания медицинской помощи на 2016 г.

Обществом «Лотос» в адрес Фонда направлено уведомление об осуществлении деятельности в сфере ОМС от 31.08.2015 № 418, которым общество «Лотос» просило включить его в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Челябинской области на 2016 г.

Названные обращения общества «Лотос» рассмотрены на заседании комиссии, которой принято решение не распределять объемы предоставление медицинской помощи обществу «Лотос» на 2016 г. В обоснование принятого решения указано, что обществом «Лотос» на официальном сайте размещено публичное заявление о прекращении деятельности в сфере ОМС с 01.01.2016, заключенные между страховыми организациями и обществом «Лотос» договоры на 2016 г. считаются не пролонгированными и прекращенными с 31.12.2015.

Однако, письмами от 28.10.2015 № 523 и от 15.12.2015 № 619 общество «Лотос» уведомило Фонд и Министерство об отказе с 2016 г. от участия в реализации Территориальной программы только в части оказания услуг скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлинической помощи прикрепленному населению Центрального района города Челябинска.

В связи с этим суды верно поддержали вывод антимонопольного органа о том, что действующее законодательство не содержит оснований для отказа в предоставлении объемов медицинской помощи для медицинских организаций, в случае отказа последней в оказании отдельных видов медицинской помощи в рамках ОМС, размещения информации на сайте такой организации об отказе от осуществления деятельности в сфере ОМС, наличия (отсутствия) договора со страховыми медицинскими организациями. Следовательно, невыделение обществу «Лотос» объемов оказания медицинской помощи на 2016 г. привело к невозможности осуществления данной медицинской организацией деятельности в системе ОМС.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предупреждения Управления нормам действующего законодательства.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2017 по делу № А76-19515/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

Н.Н. Суханова