ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-20568/20 от 29.12.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14429/2020

г. Челябинск

31 декабря 2020 года

Дело № А76-20568/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 декабря 2020 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоград» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2020 по делу № А76-20568/2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Теплоград» - ФИО1 (доверенность от 05.07.2020), ФИО2 (доверенность от 05.07.2020),

Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» - ФИО3 (доверенность от 09.01.2020, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоград» (далее – заявитель, ООО «Теплоград», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ по Челябинской области, инспекция) о признании недействительным предписания № 20-6024-2 от 04.03.2020, согласно которому обществу произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы, отраженной в платежном документе по строке «Компенсация потерь на ТСП», за период с октября 2019 по январь 2020 г., о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, ФИО4, Аргаяшское МУП водоканализационного хозяйства, с. Аргаяш Челябинской области.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Теплоград» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что именно потребитель является владельцем тепловой трассы, в связи с чем должен нести расходы на содержание и отвечать за состояние тепловой трассы, подводящей к дому. В материалы дела представил акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Администрацией Аргаяшского сельского поселения и потребителем.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 12.02.2020 г. № 20-6024 768 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ООО «Теплоград» в связи с поступлением в адрес инспекции обращения собственника жилого дома № 11 по ул. Комсомольская с. Аргаяш Челябинской области.

В результате проведенной проверки установлен факт нарушения порядка расчета платы за отопление за период с октября 2019 г. по январь 2020 г., а именно: кроме платы за отопление начислена плата за тепловые потери («Компенсация потерь на ТСП») в нарушение п. 42 (1) Правил № 354.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Общества выдано предписание № 20-6024-2 от 04.03.2020.

Указанным предписанием в качестве мероприятий, подлежащих исполнению, предусмотрено: произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы отраженной в платежном документе по строке «Компенсация потерь на ТСП», за период с октября 2019 г. по январь 2020 г.

Полагая, что оспариваемое предписание Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению действующим законодательством не предусмотрено, а возложение обязанности по оплате тепловых потерь на граждан неправомерно, так как данная конструкция не предусмотрена действующим законодательством, поскольку законодательные акты разграничивают договорные отношения ресурсоснабжающей организации с теплосетевыми организациями и гражданами.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в силу подпункта «а» пункта 11 которого предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.

Из распоряжения о проведении внеплановой документарной проверке от 12.02.2020 № 20-6024768 следует, что в отношении ООО «Теплоград» проводятся мероприятия в рамках жилищного надзора.

Между собственником индивидуального жилого дома № 11 по ул. Комсомольская, с. Аргаяш Челябинской области и ООО «Теплоград» заключен прямой договор ресурсоснабжения (ООО «Теплоград» размещена публичная оферта), следовательно, ООО «Теплоград» является исполнителем коммунальных услуг и его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от06.05.2011№ 354 (далее – Правила № 354), нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги является нарушением положений названных Правил. Следовательно, проверка соблюдения Правил № 354 ресурсоснабжающей организацией относится к предмету жилищного надзора.

Главное управление «ГЖИ Челябинской области» является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 № 364).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, инспекция для осуществления возложенных на нее функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В пунктах 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно абзацу 2 пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Основанием для вынесения оспариваемого предписания явился вывод жилищной инспекции о невозможности возложения на потребителя оплаты произведенных потерь при поставке коммунального ресурса – отопление.

В обоснование приведенного довода инспекция указала, что формулы 2 и 2(1) предусматривают учет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, иного порядка начисления платы за отопление действующим законодательством не предусмотрено.

Суд первой инстанции согласился с указанным выводом, однако не учел следующего.

По общим правилам статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении) обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Нормы пункта 6 части 6 статьи 14 Федерального закона 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исходят из обязанности владельца объекта теплосетевого хозяйства по проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.

Таким образом, затраты, связанные с компенсацией потерь в сетях теплоснабжения (за исключением нормативных технологических потерь, связанных с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя - части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении), относятся на теплосетевую (теплоснабжающую) организацию, в ведении которой находятся объекты сетевого хозяйства.

В силу прямого указания закона, теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.

Оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, а в случае их отсутствия - расчетным методом.

Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).

В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ее в ходе передачи теряется, не доходя до конечных потребителей, и соответствующую стоимость потерь тепловой энергии теплоснабжающая организация от потребителей не получает. Потери в чужих сетях тепловой энергии при ее транспортировке по таким сетям (разница между переданной в сети и потребленной конечными потребителями тепловой энергией) фактически являются убытками теплоснабжающей организации.

Теплоснабжающая организация, осуществляющая теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией). Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих.

Таким образом, законодательство определяет лицо, которое должно нести расходы по оплате потерь тепловой энергии и на каких участках сетей теплоснабжения. Такая обязанность определяется принадлежностью сетей теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.

В материалы дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности между Администрацией Аргаяшского сельского поселения и потребителей тепловой энергии ФИО4 от 26.08.2013 (т.1, л.д. 15-17).

В соответствии с пунктом 2 источник тепловой энергии – котельная «Центральная» ООО «Теплоград».

Граница балансовой принадлежности установлена по задвижкам, находящихся на основной теплотрассе ул. Комсомольская, тепловой колодец № 31.

Балансовая принадлежность – основная теплотрасса по ул. Комсомольской принадлежит Администрации Аргаяшского сельского поселения, подвод к дому № 11 от основной теплотрассы принадлежит ФИО4

Границы эксплуатационной ответственности – совпадают с границами балансовой принадлежности.

Ответственность за состояние теплотрассы, принадлежащей Администрации Аргаяшского сельского поселения, несет администрация поселения. Ответственности за состояние теплотрассы, принадлежащей потребителю, несет потребитель тепловой энергии.

Таким образом, исходя из акта разграничения балансовой принадлежности и норм приведенного законодательства, следует, что на ФИО4 возложена обязанность по надлежащему содержанию части теплотрассы – от основной теплотрассы, определяется по задвижкам, по этой же точке определено место исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанности по поставке ресурса.

В соответствии с договором, размещенным в газете «Восход» № 93 (9738) от 20.12.2016, оплата за тепловые потери через изоляцию подводящих тепловых сетей, принадлежащих потребителю от границы балансовой принадлежности до ввода в отапливаемое помещение либо до места установки прибора учета, производится потребителем ежемесячно в соответствии с расчетом потерь на подводящих сетях. Оплата потребленной тепловой энергии и потерь через изоляцию подводящих тепловых сетей по договору производится потребителем до 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным, по квитанции ресурсоснабжающей организации (т.1, л.д. 80).

Таким образом, договором также возложена обязанность на потребителя по компенсации тепловых потерь ресурсоснабжающей организации на той части сети, которая находится во владении потребителя согласно акту разграничения балансовой принадлежности.

По мнению заинтересованного лица, учет в формулах 2 и 2(1) норматива предусматривает и учет тепловых потерь, в связи с чем не может относиться на потребителя.

В соответствии с пунктом 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 58 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (в редакции, действовавшей до 14.09.2020) расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из следующих видов расходов:

расходы на эксплуатацию тепловых сетей;

расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).

Из ответа Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.09.2020 № 07/5408 (т.1, л.д. 104) следует, что регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения,

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку ресурсоснабжающей организации включаются расходы на приобретение объема потерь тепловой энергии в размере нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - нормативы технологических потерь).

Расчет нормативных значений технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 (далее - Порядок № 325).

К нормативам технологических потерь относятся потери тепловой энергии с теплопередачей через теплоизоляционные конструкции теплопроводов, с потерями и затратами теплоносителя, а также потери и затраты теплоносителя.

В нормативы технологических потерь, рассчитанные в соответствии с Порядком № 325, входят только сети, принадлежащие организации на правах собственности, хозяйственного ведения или аренды, и не включаются потери и затраты на источниках теплоснабжения в энергопринимающих установках потребителей тепловой энергии, включая принадлежащие последним трубопроводы тепловых сетей и тепловые пункты.

Учет в тарифах в сфере теплоснабжения потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях, не принадлежащих организации на праве собственности или иных законных основаниях, не предусмотрен действующим законодательством.

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Аргаяшским МУП «Водоканализационное хозяйство» от котельных ООО «Теплоград» по ул. Южная, 16, ул. Озерная, 10в, пл. СПТУ, 3 на территории Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, утверждены постановлением МТРиЭ от 18.12.2018 № 85/24 (в редакции постановления МТРиЭ от 21.11.2019 № 86/17) и определены с учетом норматива технологических потерь тепловой энергии, утвержденного постановлением МТРиЭ от 11.12.2018 № 82/7, в размере 1 306,23 Гкал.

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Аргаяшским МУП «Водоканализационное хозяйство» от котельной ООО «Теплоград» «Радиозаводская» по улице Пушкина, 65 на территории Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, утверждены постановлением МТРиЭ от 18.12.2018 № 85/23 (в редакции постановления МТРиЭ от 21.11,2019 № 86/16) и определены с учетом норматива технологических потерь тепловой энергии, утвержденного постановлением МТРиЭ от 11.12.2018 № 82/1, в размере 2 808,46 Гкал.

Таким образом, из приведенного выше следует, что при установлении тарифа регулирующий орган закладывает в объем ресурса только те потери, которые относятся на сети теплоснабжения, находящиеся на каком-либо законном праве у теплосетевой организации, в свою очередь тепловая энергия, фактически потребляемая на участке, находящемся в ведении потребителя, и образуемые в результате такого потребления потери не могут быть учтены при установлении тарифа и подлежат отдельному учета и расчету со стороны теплоснабжающей организации с последующим предъявлением потребителю.

Следовательно, на потребителя как в силу закона, так и в силу договора возлагается обязанность по оплате тепловых потерь, образовавшихся на участке теплоснабжения, находящихся у него согласно акту о разграничении балансовой принадлежности. При этом, как следует из материалов дела, указанные потери определялись ООО «Теплоград» не произвольно, а в соответствии с утвержденной методикой определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 01.10.2001 № 225 (т.1, л.д.108).

При таких обстоятельствах, следует признать недействительным предписание инспекции № 20-6024-2 от 04.03.2020, как незаконно возлагающее на теплоснабжающую организацию несение расходов по оплате потерь коммунального ресурса на участке теплотрассы, находящегося в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя, в связи с чем требования ООО «Теплоград» подлежат удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отменен на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба - удовлетворению.

В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества, расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобы подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2020 по делу № А76-20568/2020 отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «Теплоград» удовлетворить.

Признать недействительным предписание Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 04.03.2020 № 20-6024-2.

Взыскать с Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплоград» (ИНН <***>) расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.В. Бояршинова

Судьи А.А. Арямов

А.П. Скобелкин