ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-20731/18 от 17.12.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-16883/2018

г. Челябинск

19 декабря 2018 года

Дело № А76-20731/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Соколовой И.Ю., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2018 по делу № А76-20731/2018 (судья Мухлынина Л.Д.).

В судебном заседании принял участие представитель Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области – ФИО1 (доверенность от 29.06.2018).

Управление по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее – ФГБУ «ФКП Росрестра», кадастровая палата, Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованные лица), в котором просит обязать снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 74:30:0601003:318 площадью 500 кв.м. с разрешенным использованием – предприятия общественного питания, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, южнее жилого дома №12 по ул. Вдовина.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2018 (резолютивная часть от 04.10.2018) в удовлетворении требований отказано.

С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета не основан на оценке конкретных обстоятельств настоящего дела. Судом не учтено отсутствие фактической возможности для преобразования земельного участка, поскольку площадь образованного земельного участка для целей размещения автодороги к жилым домам составит менее установленной строительными нормами и правилами и правилами градостроительного планирования. Тем самым нарушаются права жильцов жилых домов.

Ссылается на то, что судом не учтено отсутствие у заявителя иной возможности снятия земельного участка с кадастрового учета и нарушение его прав как лица, уполномоченного на распоряжение земельным участком, и органом кадастрового учета при отказе в снятии земельного участка с кадастрового учета указано на возможность его снятия на основании решения суда. Возможность снятия земельного участка с кадастрового учета как ранее учтенного в отсутствие иных способов восстановления нарушенного права допускается пунктами 24-25 Обзора судебной практики  по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились.

С учетом мнения представителя заявителя, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:30:0601003:318 площадью 500 кв.м., с разрешенным использованием – предприятия общественного питания, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, южнее жилого дома №12 по ул. Вдовина.

Согласно сведений об основных характеристиках объекта недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20.09.2018 (л.д. 65), земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.03.2016, сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере отсутствуют.

Аналогичные сведений имеются согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты (приобщено в суде апелляционной инстанции, в деле).

Решением от 09.01.2018 №Ф7400/18-78 Управление Росреестра отказало органу местного самоуправления в снятии участка с номером 74:30:0601003:318 с кадастрового учета, так как участок имеет статус «учтенный» поэтому снятию с учета не подлежит (л.д. 7), что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил предусмотренных законом правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета и исходил также из недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2  статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном  Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости

Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В силу пункта 3 части 3 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Закона о регистрации недвижимости снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Нормами части 10 и 11 статьи 60 Закона о регистрации недвижимости также установлены основания снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Ранее действовавший Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в нормах статьи 24 также предусматривал статус поставленных на кадастровый учет земельных участков «временный» и допускал аннулирование и исключение таких земельных участков из государственного кадастра недвижимости по истечении срока постановки земельного участка на учет и отсутствия зарегистрированных прав на него (часть 4 статьи 24 Закона).

Согласно части 7 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости  временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в нормах статей 24-25 также допускал возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета в случае, если участок является преобразуемым.

Таким образом, снятие учтенного земельного участка с кадастрового учета осуществляется только по основаниям, предусмотренным нормами действующего законодательства (пункты 11, 23 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

Согласно пункту 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если  земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что согласно сведений об основных характеристиках объекта недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20.09.2018 (л.д. 65) земельный участок с кадастровым номером 74:30:0601003:318 является учтенным и поставлен на государственный кадастровый учет 14.03.2016, сведения о ранее присвоенном государственном учетном номере отсутствуют.

Таким образом, земельный участок поставлен на кадастровый учет после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и решение о его снятии с государственного кадастрового учета может быть принято только по основаниям, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим порядок кадастрового учета объектов недвижимости.

Поскольку таковых доказательств заявителем не представлено, основания снятия участка с кадастрового учета отсутствуют.

Утверждения заявителя и апеллянта в обоснование заявленных требований на то, что земельный участок является ранее учтенным, не соответствует представленным в дело доказательствам.

По тем же основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы о допустимости снятия земельного участка с кадастрового учета в силу отсутствия иного правового механизма защиты прав заявителя как законного распорядителя земельного участка. В действующем законодательстве не предусмотрен порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, что при отсутствии спора о правах на такой участок могло являться основанием для их снятия с кадастрового учета в порядке ранее действовавшей нормы частей 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 №Д23-1342, определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 №306-КУ15-11928, от 08.02.2016 №310-ЭС15-19011).

Поскольку сведения о земельном участке как ранее учтенном в рамках настоящего дела отсутствуют, его снятие с кадастрового учета должно производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ссылки апеллянта на отсутствие фактической возможности преобразования земельного участка в силу несоответствия минимальной площади образуемого для организации автодороги земельного участка, отклоняются как не имеющие правового значения для разрешения вопроса о наличии правовых оснований для снятия участка с кадастрового учета при наличии сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:30:0601003:318 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.03.2016, в силу чего порядок организации проезда к жилым домам, фактическое наличие которого усматривается из сведений публичной кадастровой карты (л.д. 15, 16), подлежало учету при формировании земельного участка.

С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.10.2018 по делу № А76-20731/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                       Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                             И.Ю.Соколова

О.Б.Тимохин