Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5819/17
Екатеринбург
31 октября 2017 г. | Дело № А76-20873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Поротниковой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган, заявитель) на решение Арбитражный суд Челябинской области от 13.02.2017 по делу № А76-20873/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
УФАС по Челябинской области - Соболь Н.В. (доверенность от 09.01.2017);
общества с ограниченной ответственностью «Росдорзнак» (далее - ООО «Росдорзнак») - Колбина Н.Б. (доверенность от 09.12.2016);
Представители акционерного общества «Углеметбанк» (далее - АО «Углеметбанк»), участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Челябинское бюро Международного туризма «Спутник» (далее - ООО ЧБМТ «Спутник»), общество с ограниченной ответственностью «Джемир-Северозапад» (далее - ООО «Джемир-Северозапад»), общество с ограниченной ответственностью «Джемир-Центр» (далее - ООО «Джемир-Центр»), представители которых в судебное заседание не явились.
АО «Углеметбанк» и ООО «Росдорзнак» обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 и предписания от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 УФАС по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2017 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение и предписание от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований обществу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе приводит довод о том, что выводы суда первой инстанции противоречат требованиям рекламного законодательства в части определения понятия «реклама» и сложившейся судебной практике относительно возможности признания коммерческих обозначений хозяйствующих субъектов объектами рекламирования.
УФАС по Челябинской области полагает, что указание на знаках не обязательных в силу государственных стандартов сведений о коммерческих организациях, не участвующих в регулировании дорожного движения, направлено на формирование и поддержание интереса к данным организациям является рекламой, где в качестве объектов рекламирования выступают услуги туристической компании «Спутник», финансовой организации «Углематбанк», автомобильного центра «Джемира».
Заявитель кассационной жалобы считает выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений требований ГОСТа Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 121-ст (далее - ГОСТ Р 52290-2004) при проектировании, изготовлении и установке дорожных знаков противоречащими материалам дела. Указывает на то, что спорные знаки не согласовывались, на предмет соответствия требованиям государственных стандартов не исследовались. Полагает, что какая-либо оценка на предмет наличия оснований для размещения на знаках информации о коммерческих организациях не дана.
УФАС по Челябинской области в кассационной жалобе указывает на содержание возмездных договоров, из которых, по мнению заявителя, усматривается, что за размещение сведений об организации на знаке необходимо систематически вносить плату, что свидетельствует о заинтересованности сторон в доведении информации о наименовании юридического лица до неопределенного круга лиц посредством присутствия ее на средствах организации дорожного движения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Росдорзнак» указывает, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поступившим в антимонопольный орган обращением физического лица о размещении рекламной информации на знаках индивидуального проектирования 6.10.1 «Указатель направления», установленных на улицах города Челябинска по адресам: перекресток улиц Чичерина и Братьев Кашириных по направлению «в центр»; перекресток проспекта Ленина и улицы Красной по направлению «в центр»; перекресток проспекта Ленина и улицы Свободы по направлени «в центр»; перекресток проспекта Победы и улицы Каслинской по направлению «из центра»; проспект Комсомольский, в районе дома 34 б (далее - Знаки). Согласно названному обращению, информация, содержащаяся на данных дорожных знаках, является рекламой, поскольку направлена на формирование интереса потребителей к услугам коммерческих организаций с наименованиями «турбюро Спутник», «Автоцентр «Джемир», «Углеметбанк».
По результатам рассмотрения материалов дела № 94-08/15, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), УФАС по Челябинской области 11.05.2016 вынесено решение, которым реклама коммерческих организаций АО «Углеметбанк», ООО «Джемир-Северозапад», ООО «Джемир-Центр», ООО ЧБМТ «Спутник», размещенная в г. Челябинске на знаках признана ненадлежащей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи ООО «Росдорзнак» предписания от 11.05.2016 № 94-08/2015, в котором обществу предписано незамедлительно со дня получения данного предписания прекратить нарушение требования ч. 3 ст. 19 ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить размещение рекламной информации «Турбюро Спутник» на знаке 6.10.1 «Указатель направления», установленном по адресу перекресток проспекта Ленина и улицы Красной по направлению «в центр»; «Автоцентр Джемир» на знаках 6.10.1 «Указатель направления» установленных по адресам: перекресток улиц Чичерина и Братьев Кашириных по направлению «в центр»; перекресток проспекта Победы и улицы Каслинская по направлению «из центра»; «Банк Углеметбанк» на знаке 6.10.1 «Указатель направления», установленном по адрес перекресток проспекта Ленина и улицы Свободы по направлению «в центр» (п. 1 предписания); в срок до 30.07.2016 представить в управление доказательства исполнения п. 1 предписания, а именно фотоматериалы, указывающие на прекращение размещения рекламы «Турбюро Спутник» на знаке 6.10.1 «Указатель направления», установленном по адресу: перекресток проспекта Ленина и улицы Красной по направлению «в центр»; рекламы «Автоцентр Джемир» на знаках 6.10.1 «Указатель направления», установленных по адресам: перекресток проспекта Победы и улицы Каслинской по направлению «на центр»; перекресток проспекта Победы и улицы Каслинской по направлению «из центра»; рекламы «Банк Углеметбанк» на знаке 6.10.1 «Указатель направления», установленном по адресу: перекресток проспекта Ленина и улицы Свободы по направлению «в центр» (п. 2 предписания).
Полагая, что решение и предписание от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, АО «Углеметбанк» и ООО «Росдорзнак» обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемых ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1).
В силу ч. 3 ст. 19 ФЗ «О рекламе» запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст, утвержден ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», (далее - ГОСТ Р52289-2004), в п. 3.1, 3.2, 5.7 предусмотрено, что к техническим средством организации дорожного движения являются дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство; знак дорожный - это устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее - движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов; к числу дорожных знаков отнесены информационные знаки.
На основании п. 5.7.1. ГОСТ Р52289-2004 информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения.
Пунктом 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 допускается размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояния до объекта, прочая информации, в том числе графическая со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2, 6.12), при этом ее размещают на отдельном щите непосредственно под знаком индивидуального проектирования; щит должен быть конструктивно связан со знаком индивидуального проектирования; ширина щита должна быть равна ширине знака; информацию размещают на желтом фоне.
Из изложенного следует, что ГОСТ Р 52289-2004 допускает размещение иной информации об объектах притяжения участников дорожного движения, перечень которой является открытым.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 постановления Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при решении вопроса является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации (размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками), а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, суды должны учитывать несколько обстоятельств, а именно: согласование установки знака маршрутного ориентирования и информации в установленном порядке с ГИБДД и соответствие информации, размещенной на этих знаках, требованиям соответствующих ГОСТов (п. 11).
В пункте 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 предусмотрено, что ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.
Таким образом, если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом данного пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе» не является рекламой.
Информация, размещенная без соблюдения названных требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.
Как следует из материалов дела, в городе Челябинске по адресам: перекресток улиц Чичерина и Братьев Кашириных по направлению «в центр»; перекресток проспекта Ленина и улицы Красной по направлению «в центр»; перекресток проспекта Ленина и улицы Свободы по направлению «в центр»; перекресток проспекта Победы и улицы Каслинской по направлению «из центра» размещены технические средства организации дорожного движения, содержащие следующую информацию: «Проспект Ленина, указатель в форме «стрелка», улица Красная, указатели, СПУТНИК турбюро, указатель»; «улица Свободы, улица Российская, указатель, БАНК Углеметбанк, указатель»; «улица Молодогвардейцев, указатель, улица Университетская Набережная, указатель, АВТОЦЕНТР Джемир, указатель»; «проспект Свердловский, указатель, улица Кожзаводская, указатель, АВТОЦЕНТР Джемир, указатель».
Судами установлено, что изготовление и установку знаков по указанным адресам осуществлено ООО «Росдорзнак»; информация на знаки нанесена в рамках возмездных договоров, предметом которых являлась разработка дизайн-проекта указателя направления, а также размещение информации о заказчике на знаке, изготовление знака, проведение согласовательных работ с контролирующими органами, получение документации по установке знака и установка знака.
Судами установлено, что в соответствии с п. 1.1, 1.2 договоров, заключенных ООО «Росдорзнак» с АО «Углеметбанк» от 03.03.2015 № ДДВ-232, ООО «Джемир-Северозапад» от 24.02.2015 № МИЛ-244, ООО «Джемир-Центр» от 24.02.2015 № МИЛ-243, ООО ЧБМТ «Спутник» от 24.12.2014 № АКИ-236, на знаке размещается информация о заказчике, работы по размещению информации заказчика на знаке выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004.
Судами учтено, что с целью согласования установки спорных дорожных знаков ООО «Росдорзнак» обращалось в адрес ГИБДД по Челябинской области с письмом от 10.02.2014 с приложением (макет знака с разметкой; сертификаты соответствия; таблицы используемых букв и символов; ситуационный план; фотопроект места размещения), рассмотрев которое, ГИБДД по Челябинской области указало на положения ГОСТ Р 52289-2004, пояснив, что знаки устанавливаются в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденными органами управления автомобильных дорог, в ведении которых они находятся (разъяснениях Гласного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России от 24.11.2014 № 13/П-16980/14).
Судами принято во внимание, что ООО «Росдорзнак» в адрес управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (в ведении которой находятся дороги города Челябинска, далее - управление) направлены письма (от 26.12.2014 № 318, от 24.04.2015 № 454, от 24.04.2015 № 452) о согласовании знаков индивидуального проектирования с информацией об объектах притяжения, а также их установку в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004 с приложением (макетов знаков с разметкой; сертификатов соответствия; таблиц используемых букв и символов; ситуационными планами; фотопроектами места размещения).
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что управление согласовало макет и схему установки спорных дорожных указателей при условии соблюдения требований ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004 (письма от 13.01.2015 № 01-05/18, от 13.05.2015 № 01-05/1992, от 13.05.2015 № 1990).
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 постановления Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», судами дана оценка сертификату № РОСС RU.АГ80.Н02381, выданному ООО «Росдорзнак» о соответствии выпускаемой (изготавливаемой) обществом продукции ГОСТу Р 52290-2004, согласно которой спорная информация исключает квалификацию ее в качестве ненадлежащей рекламы.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно посчитали, что установка спорных дорожных указателей надлежащим образом согласована ООО «Росдорзнак» с уполномоченными органами; дорожные знаки, содержащие информацию о спорных объектах притяжения при проектировании, изготовлении и установке соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленных в материалы дела доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что информация, размещенная на указанных конструкциях, не содержит признаков рекламы, а является средством индивидуализации юридических лиц в виде фирменного обозначения с указанием направления маршрута движения к месту нахождения данных объектов; информация имеет общие признаки и не может сформировать интерес у неопределенного круга лиц; информация, указанная на конструкции, не служит для формирования и поддержания интереса к юридическим лицам, видам их деятельности, реализуемым им услугам, не способна сформировать у потребителей предпочтительный интерес приобретать товары (услуги) именно у данных лиц, а направлена лишь на обеспечение возможности обнаружения конкретных организаций участниками дорожного движения.
Доказательств обратного управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, оцененных в совокупности, судами правомерно удовлетворены заявленные требования о признании незаконными решения от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 и предписания от 11.05.2016 по делу № 94-08/2015 УФАС по Челябинской области.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При рассмотрении спора доказательства, приведенные в материалы дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все доводы УФАС по Челябинской области, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отклоняя каждый из доводов общества в отдельности, суды обеих инстанций оценили все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражный суд Челябинской области от 13.02.2017 по делу № А76-20873/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по тому же делу
оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.П. Ященок
Судьи Н.Н. Суханова
Е.А. Поротникова