ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-23863/2022 от 10.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4603/23

Екатеринбург

14 августа 2023 г.

Дело № А76-23863/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С.О.,

судей Жаворонкова Д.В., Поротниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании путем кассационную жалобу арбитражного управляющего Шакирова Азата Альбиртовича (далее – заявитель, арбитражный управляющий Шакиров А.А., арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2022 по делу №А76-23863/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие арбитражный управляющий Шакиров А.А. (паспорт).

Определением от 01.08.2023 произведена замена председательствующего судьи Вдовина Ю.В. на председательствующего судью Иванову С.О.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к арбитражному управляющему Шакирову А.А. о привлечении к административной ответственности по части 3, части 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2022 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий Шакиров А.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе арбитражный управляющий Шакиров А.А. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом в ходе административного дела, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении без участия арбитражного управляющего и в отсутствие его надлежащего извещения о времени и месте совершения указанного процессуального действия.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу общества ? без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2017 по делу № А76-564/2017 общество с ограниченной ответственностью «ЮМЕК» (далее – общество «ЮМЕК») признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2020 по делу № А76-564/2017 в отношении общества «ЮМЕК» прекращена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника в отношении общества введена общая процедура конкурсного производства.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2021 конкурсным управляющим должника утвержден Шакиров А.А.

В связи с поступлением в управление жалобы на действия арбитражного управляющего Шакирова А.А. (от 21.04.2022 вх. № ОГ-946/22) определением от 11.05.2022 в отношении арбитражного управляющего возбуждено дело об административном правонарушении № 00757422 и начато административное расследование.

По итогам проведенного административного расследования в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Шакирова А.А. при исполнении полномочий конкурсного управляющего общества «ЮМЕК» выявлены нарушения законодательства о банкротстве.

Управлением 07.07.2022 в отсутствие арбитражного управляющего Шакирова А.А. составлен протокол об административном правонарушении по частям 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3, части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ, удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) на основании следующего.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.

Объектом административного правонарушения является порядок осуществления процедур банкротства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения является повторное невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.

Субъектом является, в том числе, арбитражный управляющий.

С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Законом о банкротстве установлены основания для признания должника несостоятельным (банкротом), а также порядок и условия проведения процедур банкротства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются Законом о банкротстве.

В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.

Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику.

Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены Законом о банкротстве.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе административного расследования управлением установлено, что определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2021 по делу № А76-564/2017 полномочия конкурсного управляющего Шайбакова Ф.Г. прекращены, арбитражным управляющим утвержден Шакиров А.А. Определение размещено в картотеке дел 18.05.2021. Однако, в нарушение положений пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве, Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 №178 (далее – Приказ № 178) сообщение об утверждении конкурсным управляющим общества «ЮМЕК» Шакирова А.А. на сайте ЕФРСБ размещено лишь 28.05.2021 (сообщение №6731322), то есть с нарушением срока на 5 рабочих дней.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 №178 утвержден Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее ? Приказ № 178).

В силу пункта 3 Приказа № 178 в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Учитывая указанные обстоятельства, суды верно заключили, что событие административного правонарушения по данному эпизоду установлено.

Далее, административным органом установлено, что арбитражный управляющий общества «ЮМЕК» Шакиров А.А. в сообщении от 29.06.2021 № 6909971, размещенном на сайте ЕФРСБ, не включил проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве, проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Поскольку размещение данной информации преследует цель привлечения более широкого круга потенциальных покупателей, желающих приобрести реализуемое имущество должника, отсутствие проекта договора купли-продажи в сообщениях, размещенных на сайте ЕФРСБ, лишает потенциальных покупателей возможности своевременного ознакомления с существенными условиями договора купли-продажи.

В соответствии с пунктом 2.5 Приказа № 178, внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети «Интернет», на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Установив, что сообщение от 29.06.2021 № 6909971 подписано квалифицированной электронной подписью Шакирова А.А., суды пришли к правомерному выводу о том, что Шакиров А.А. должен нести ответственность за полноту и достоверность размещенных сведений, в том числе за отсутствие проекта договора купли-продажи и подписанного электронной подписью организатора торгов 4 договора о задатке, в связи с чем, верно заключили, что событие административного правонарушения по данному эпизоду установлено.

По третьему эпизоду установлено, что по информации сайта ЕФРСБ сообщением от 05.08.2021 № 7113580 арбитражный управляющий Шакиров А.А. назначил собрание кредиторов на 06.09.2021; сообщением от 14.11.2021 № 7668707 ? назначил собрание кредиторов на 29.11.2021 в форме заочного голосования, ссылаясь на Распоряжение правительства Челябинской области, в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о банкротстве, собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом принимать участие в собрании кредиторов.

Общими правилами подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, предусмотрено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий: а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании; б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы; в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации.

При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий: а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов; б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса; в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования; г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.

По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.

При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий: а) открывает собрание кредиторов и объявляет: об основаниях созыва собрания кредиторов; о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере 5 установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов; о правомочности собрания кредиторов; о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов; о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов; б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня; в) проводит в установленном порядке голосование; г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.

Перед проведением голосования по каждому вопросу повестки дня арбитражный управляющий разъясняет порядок голосования и заполнения бюллетеня. По окончании голосования арбитражный управляющий: а) осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.

После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ введена статья 9.1 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве», в пункте 5 которой указано, что в течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого он не распространяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в форме заочного голосования.

Однако, как верно указали суды, данные ограничения действовали до 7 января 2021 года.

Установив, что поскольку Законом о банкротстве не предусмотрена форма проведения заочного проведения собрания кредиторов у предприятий банкротов — юридических лиц, суды пришли к правомерному выводу о том, что назначая проведение заочного голосования, арбитражный управляющий нарушил положения статей 12, 13, 14 Закона о банкротстве и Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №56, а также права лиц, участвующих в деле о банкротстве, что образует событие вменяемого административного правонарушения.

По четвертому эпизоду установлено, что согласно распечатки с сайта ЕФРСБ, в сообщениях от 14.11.2021 № 7668707, от 05.08.2021 № 7113580 арбитражным управляющим Шакировым А.А. были назначены собрания кредиторов на 06.09.20221, 29.11.2021 в форме заочного голосования.

При этом, в названных сообщениях указан электронный адрес для получения заполненных бюллетеней для голосования: salo9174637577@.ru.

В сообщении №7668707 от 14.11.2021 о проведении собрания кредиторов должника указан дата окончания приема бюллетеней – 29.11.2021, то есть сообщение опубликовано за 15 дней до даты окончания приема бюллетеней.

Положениями Закона о банкротстве, регламентирующими порядок проведения собрания кредиторов должника ? юридического лица (пункт 4 статьи 12, пункт 4 статьи 14, статья 15 Закона о банкротстве), в частности, предусмотрена возможность проведения собрания кредиторов в очной форме ? путем совместного присутствия лиц, имеющих право в нем участвовать.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 9.1 Закона о банкротстве, в течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого он не распространяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в форме заочного голосования.

Мораторий на банкротство прекратил свое действие 07.01.2021 (постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве 6 по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»).

При подготовке и проведении заочного собрания конкурсный управляющий должен руководствоваться по аналогии положениями пунктов 7­13 статьи 213.8 Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 213.8 Закона о банкротстве, по решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования. Для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном статьей 13 Закона о банкротстве, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать: сведения о гражданине, предусмотренные пунктом 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве; повестку дня собрания кредиторов; дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее чем через тридцать дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования; почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается); бюллетени для голосования; порядок направления заполненного бюллетеня для голосования; порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, и адрес или адреса, по которым с ней можно ознакомиться; порядок ознакомления с решениями собрания кредиторов.

В соответствии с абзацем 5 части 7 статьи 213.8 Закона о банкротстве, уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать в том числе почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается).

В соответствии с пятым абзацем части 7 статьи 213.8 Закона о банкротстве, уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать в том числе дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее чем через тридцать дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования.

Учитывая, что факты нарушений указанных правовых норм подтверждаются материалами дела, суды пришли к верному выводу о том, что событие административного правонарушения по данному эпизоду установлено.

По пятому эпизоду установлено, что определение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2021 конкурсному управляющему предложено предоставить не позднее чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания отчет конкурсного управляющего отчет о результатах процедуры конкурсного производства.

Судебное заседание назначено на 11.10.2021. Таким образом, обязанность по представлению отчета в суд подлежала исполнению не позднее 04.10.2021.

В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве должника (дело № А76-564/2017), а также из определения Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2021 установлено, что к рассмотрению в судебном заседании 11.10.2021 назначался отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства.

В судебном заседании объявлен перерыв до 14.10.2021.

На дату судебного заседания 14.10.2021 в материалы дела от конкурсного управляющего отчет о ходе процедуры конкурсного производства не поступил, иных документов также не поступило.

В соответствии с пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Согласно четвертому абзацу пункта 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», к судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.

Таким образом, в нарушение требований пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Шакиров А.А. к судебному заседанию, назначенному на 14.10.2021 не представил арбитражному суду сведения, касающиеся процедуры конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Факт нарушения подтверждается определениями Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2021 и от 14.10.2021 по делу № А76-564/2017.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего события вменяемого правонарушения.

По шестому эпизоду установлено, что арбитражный управляющий общества «ЮМЕК» Шакиров А.А. обязан был направить отчет о результатах процедуры конкурсного производства, а также отчет о движении денежных средств в арбитражный суд.

В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве (дело № А76-564/2017) выявлено, что арбитражный управляющий общества «ЮМЕК» не прилагал к отчетам о результатах процедуры конкурсного производства по состоянию на 30.10.2021 (от 22.11.2021 вх.№128303), 18.02.2022 (от 21.03.2022), 01.04.2022 (от 27.04.2022) отчеты о движении денежных средств.

Согласно пункту 2 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления -составляет следующие отчеты (заключения): а) отчет временного управляющего; б) отчет внешнего управляющего; в) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства; г) заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника выступает отдельным документом и обязательным приложением к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности, представляемого Арбитражному суду и кредиторам.

Не доведение полной информации до кредиторов должника и суда делает невозможным лицам, участвующим в деле о банкротстве, осуществлять контроль за деятельностью арбитражного управляющего, в том числе, о поступлении денежных средств и расходовании данных средств на процедуру банкротства.

Учитывая, что факт выявленного правонарушения подтверждается материалами дела, суды верно посчитали событие административного правонарушения в действиях арбитражного управляющего установленным.

По седьмому эпизоду установлено, что 29.11.2021 состоялось собрание кредиторов общества «ЮМЕК» в заочной форме.

Однако, к протоколу собрания кредиторов, направленному арбитражным управляющим Шакировым А.А. в Арбитражный суд Челябинской области от 15.12.2021 вх. № 140071/1 не приложена копия реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

29.11.2021 состоялось собрание кредиторов общества «ЮМЕК» в заочной форме. Протокол указанного собрания кредиторов имеется в материалах дела № А76-564/2017.

Таким образом, обязанность по представлению протокола
собрания кредиторов в суд подлежала исполнению не позднее 06.12.2021.

Однако, протокол собрания кредиторов, направлен конкурсным управляющим Шакировым А.А. в Арбитражный суд Челябинской области лишь 10.12.2021 (от 15.12.2021 вх. №140071/1) с нарушением установленного срока.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве, протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых
направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты
проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим
Федеральным законом.

К протоколу собрания кредиторов должны быть
приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения
собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов,
подтверждающих полномочия участников собрания; материалов,
представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего события вмененного административного правонарушения.

По восьмому эпизоду судами установлено, что в уведомлениях о проведении собрания кредиторов от 20.05.2022, 12.11.2021, 05.08.2021 арбитражным управляющим не указано место нахождения общества «ЮМЕК» и его адрес. Тогда как согласно пункту 3 статьи 13 Закона о банкротстве, в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.

По девятому эпизоду установлено, что уведомлением о проведении собрания кредиторов от 20.05.2022, арбитражный управляющий Шакиров А.А. назначил дату проведения собрания кредиторов на 07.06.2022.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о банкротстве, лицо, которое
проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Таким образом, обязанность обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, подлежала исполнению не позднее 31.05.2022.

В нарушение вышеуказанной нормы арбитражный управляющий Шакиров А.А. представил кредиторам должника четыре рабочих дня для ознакомления с материалами, представленными к собранию кредиторов (в уведомление дата ознакомления установлена с 01.06.2022).

Учитывая указанные обстоятельства, суды верно заключили, что событие административного правонарушения по данному эпизоду установлено.

По десятому эпизоду установлено, что согласно протоколу собрания кредиторов общества «ЮМЕК» от 20.06.2017, место проведения собрания: город Челябинск, улица Ленина, дом 79Б (здание УФМС России по Челябинской области).

В сообщении, размещенном на сайте ЕФРСБ от 23.05.2022 № 8840143, конкурсным управляющим Шакировым А.А. было установлено иное место проведения собрания кредиторов общества «ЮМЕК» 07.06.2022 - по месту нахождения должника по адресу: город Челябинск, ул. Монтажников, дом 5в, офис № 2 (вопрос о выборе места проведения собраний кредиторов на повестку дня не ставился).

При этом материалы дела не содержат документы, подтверждающие невозможность проведения собраний кредиторов по месту нахождения должника.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о банкротстве, собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом принимать участие в собрании кредиторов.

Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к верному выводу наличии в действиях арбитражного управляющего события вменяемого административного правонарушения.

По одиннадцатому эпизоду установлено, что в отчетах конкурсного управляющего Шакирова А.А. о результатах конкурсного производства в конце отчета по состоянию по состоянию на 30.10.2021, 18.02.2022, 01.04.2022, 01.06.2022 после всех таблиц и разделов, предусмотренных Типовой формой, отсутствуют предусмотренные Типовой формой раздел «Приложения», а также «место печати» и соответственно печать предприятия-должника.

В отчетах конкурсного управляющего Шакирова А.А. о результатах конкурсного производства по состоянию на 18.02.2022, 01.04.2022, 01.06.2022: в конце раздела «Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнении обязанностей» указана неактуальная дата продления конкурсного производства - 10.11.2021; графа отчета «Дата продления процедуры» в отчетах по состоянию по состоянию на 30.10.2021, 18.02.2022, 01.04.2022, 01.06.2022 арбитражным управляющим не заполнена.

Также установлено, что все специалисты, привлеченные в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим в целях обеспечения, возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе за счет конкурсной массы должника, подлежат отражению в отчете конкурсного управляющего. В данных целях в установленной типовой форме отчета имеется раздел «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», в котором отражаются данные о привлеченном специалисте, род его занятий, основание привлечения в виде договора, размер оплаты и ее источник.

В ходе ознакомления с материалами дела установлено, что конкурсным управляющим Шакировым А.А. заключен трудовой договор с привлеченным специалистом-охранником Кропочевым А.Н. от 18.05.2021.

Сведения о привлеченном специалисте подлежали указанию в отчетах конкурсного управляющего по состоянию по состоянию на 30.10.2021, 18.02.2022, 01.04.2022, 01.06.2022 в соответствующем разделе, что обеспечивает прозрачность деятельности конкурсного управляющего и контроль за его деятельностью со стороны кредиторов и арбитражного суда.

Однако, арбитражным управляющим Шакировым А.А. в отчетах конкурсного управляющего по состоянию по состоянию на 30.10.2021, 18.02.2022, 01.04.2022, 01.06.2022 отсутствует срок действия договора от 18.05.2021, отсутствует информация об источнике оплаты деятельности Кропочева А.Н. не указана информация о способе расчета вознаграждения (одноразово или ежемесячно).

В ходе ознакомления с материалами дела установлено, что
арбитражным управляющим общества «ЮМЕК» Шакировым А.А. в отчетах
конкурсного управляющего о своей деятельности на 30.10.2021, 18.02.2022,

01.04.2022, 01.06.2022 в таблице «Сведения о сформированной конкурсной масс, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» отсутствует информация, в то время как в таблице «Сведения о ходе реализации имущества гражданина» отражена информация о 13 объектах недвижимости, включенных в конкурсную массу.

Конкурсным управляющим общества «ЮМЕК» Шакировым А.А. в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности на 01.04.2022, 01.06.2022 в таблице «Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений» отсутствует информация, в то время согласно отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств от 01.06.2022 содержится информация о поступлении на расчетный счет ПАО «Совкомбанк» 2498086,48 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 43 Закона о банкротстве, в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов.

В соответствии с пунктом 10 указанных Общих правил, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Учитывая, что представление конкурсным управляющим Шакировым А.А. недостоверной, либо неполной информации, лишает кредиторов законного права контролировать деятельность конкурсного управляющего при ведении процедуры банкротства и получать актуальные сведения о ходе 12 конкурсного производства должника, суды верно заключили, что событие административного правонарушения по данному эпизоду установлено.

По двенадцатому эпизоду установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345 «Об утверждении общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов», приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 № 233 утверждена Типовая форма реестра требований кредиторов.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 № 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1.7 Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, место нахождения кредитора - юридического лица (адрес места нахождения), адрес для направления почтовых уведомлений, контактные телефоны указываются в соответствующих графах в соответствии с данными, заявленными кредитором. Адрес состоит из следующих полей: почтового индекса, наименования государства, наименования субъекта административно-территориального деления, населенного пункта, названия улицы, номера дома, строения, корпуса, квартиры, разделенных запятыми.

В нарушение указанных положений конкурсным управляющий в реестре требований кредиторов по состоянию на 01.04.2022: в таблицах № 4, 11, 17 не указаны телефонные номера конкурсных кредиторов индивидуального предпринимателя Прутченкова A.M., публичного акционерного общества «Челэнергосбыт»; в таблицах № 4, 11, 17 не указаны банковские реквизиты индивидуального предпринимателя Прутченкова A.M., публичного акционерного общества «Челэнергосбыт»; в таблицах № 4, 11, 17 не указаны почтовый индекс, наименование государства, наименование субъекта административно-территориального деления, название улицы, номер дома, строения, корпуса, квартиры в графах «адрес для направления почтовых уведомлений», «Местонахождение/адрес кредитора» конкурсных кредиторов индивидуального предпринимателя Прутченкова A.M., публичного акционерного общества «Челэнергосбыт».

Согласно пункту 1.15 Методических рекомендаций, в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.

В нарушение указанных положений арбитражный управляющий Шакиров А.А. в реестре требований кредиторов по состоянию на 01.04.2022 на каждой странице не указал дату.

Из материалов дела следует и установлено судами, определением Арбитражного суда Челябинской области от 04.03.2022 по делу № А76-564/2017 установлено, что требования к обществу «ЮМЕК» об уплате обязательных платежей (в размерах: 16 831 794 руб. 33 коп., в том числе 236848 руб. ? недоимка по НДФЛ; 16 169 741 руб. 60 коп., в том числе 10 278 083 руб. 10 коп. ? недоимка, 3 901 044 руб. 03 коп. ? пени, 1 990 614 руб. 47 коп. ? штраф; 13 335 204 руб. 73 коп., в том числе 88 972 руб. 15 коп. - основной долг, 246 232 руб. 58 коп. ? пени) подлежат признанию погашенными, уполномоченный орган (ФНС) подлежит замене в реестре требований кредиторов должника на индивидуального предпринимателя Прутченкова A.M.

Вместе с тем, в таблицах № 4, 11, 17 реестра требований кредиторов от 01.04.2022 отсутствует строка с записью, содержавшая сведения о требовании ФНС, в последнем столбце которой необходимо было внести основание внесения изменения, дата внесения изменения и подпись арбитражного управляющего, внесшего изменение.

Согласно пункту 1.14 Методических рекомендаций, в случае
возникновения оснований для внесения изменений в реестр требований
кредиторов (получения арбитражным управляющим соответствующего
судебного акта или уведомления кредитора) арбитражный управляющий
формирует новую (измененную) запись в таблице, в которую необходимо
внести соответствующие изменения, и делает отметку о внесении изменения в последнем столбце таблицы, в которую вносятся изменения, в строке той
записи, в которую вносятся изменения. В отметке указывается порядковый
номер строки, в которой содержится новая (измененная) запись, основание
внесения изменения, дата внесения изменения и подпись арбитражного
управляющего, внесшего изменение.

Обязанность по ведению реестра требований кредиторов возложена на арбитражного управляющего, в связи с чем, арбитражный управляющий обязан предпринять все зависящие от него меры на получение своевременно полной, достоверной информации от кредиторов должника о фамилии, имени, отчестве руководителя кредитора, о банковских реквизитах кредиторов (при отсутствии такой информации) и т.д. необходимых для соблюдения норм действующего законодательства и полного заполнения реестра требований кредиторов должника.

Однако материалы дела о банкротстве не содержат информации о том, что арбитражным управляющим предпринимались меры, направленные на получения информации от кредиторов должника. Арбитражный управляющий не ознакомился с требованием кредитора, не направил не одного запроса в адрес кредиторов должника для получения информации необходимой для заполнения реестра требований кредиторов.

Учитывая изложенное суды признали установленным по данному эпизоду наличие в действиях арбитражного управляющего объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Наличие вышеуказанных правонарушений арбитражным управляющим не оспаривается.

Поскольку ранее арбитражный управляющий привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа (решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2022 по делу №А76-45840/2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022) и административный штраф не уплачен, судами сделан верный вывод о том, что управление обоснованно квалифицировало действия арбитражного управляющего по эпизодам 6, 8, 9-11.5, 12.1-12.3 в соответствии с частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, а по остальным эпизодам в соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.

Судами учтено, что арбитражный управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.

Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина арбитражного управляющего в совершении вмененного правонарушения является доказанной.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3, частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности управлением не допущено.

Привлечение к административной ответственности арбитражного управляющего состоялось в пределах установленного законом срока давности.

Судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.

Оснований для переоценки указанных выводов судов у суда округа не имеется.

При назначении наказания суд первой инстанции, учитывая, что допущенные арбитражным управляющим нарушения фактически не привели к причинению негативных последствий, не причинили ущерб государственным интересам, должнику, конкурсным кредиторам, принимая во внимание общее количество вмененных в вину арбитражному управляющему эпизодов нарушений пришел к выводу о том, что назначение наказания в виде дисквалификации не соответствует тяжести совершенного правонарушения, не отвечает принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности, а также целям административного наказания, и привлекли арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Между тем судом апелляционной инстанции правомерно указано, что при условии подтверждения факта повторности совершения правонарушения возможность квалификации деяния арбитражного управляющего в соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ исключена. Необходимость соблюдения принципа соразмерности наказания характеру допущенного правонарушения не может являться основанием для неправильной квалификации допущенного субъектом правонарушения.

В то же время ввиду установленного пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ограничения на изменение решения административного органа, если при этом ухудшается положение привлеченного к ответственности лица, суд апелляционной инстанции правомерно при рассмотрении жалобы арбитражного управляющего оставил решение суда первой инстанции в указанной части без изменений.

Доводы арбитражного управляющего о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.

Кроме того, данные доводы опровергаются имеющимся в материалах дела уведомлением о 13.05.2022 №19159/22, которым предусмотрено, что в случае неявки 10.06.2022 для составления протокола об административном правонарушении принятие процессуального решения по результатам административного расследования будет перенесено на 07.07.2022. Указанное уведомление получено лично арбитражным управляющим 07.06.2022.

Иные доводы арбитражного управляющего, вновь приведенные в кассационной жалобе, сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой обстоятельств, для переоценки которой у суда кассационной инстанции полномочий не имеется в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, кассационная жалоба не содержит ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2022 по делу
№ А76-23863/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Шакирова Азата Альбиртовича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.О. Иванова

Судьи Д.В. Жаворонков

Е.А. Поротникова