ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-26758/14 от 22.08.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5140/17

Екатеринбург

23 августа 2017 г.

Дело № А76-26758/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  23 августа 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Поротниковой Е. А. , Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Елена» (далее - ООО «Елена») на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 08.12.2015по делу № А76-26758/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

закрытого акционерного общества «Феникс» (далее - заявитель, ЗАО «Феникс») - ФИО1 (доверенность от 20.06.2017),

Прокуратуры Челябинской области - ФИО2 (удостоверение).

ЗАО «Феникс»  обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просит признать недействительным и отменить заключение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 31.12.2013 № 36, утвержденное 09.01.2014 (далее – заключение экспертизы № 36), как не соответствующее положениям ч. 4 и ч. 5 ст. 7, ч. 3 и ч. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее - Закон о недрах),  восстановить положение, существовавшее до нарушения права, в связи с чем, снять с государственного учета в балансе «Облицовочный камень» в категории «распределенный фонд недр» с недропользователем обществом с ограниченной ответственностью «Елена» (далее - ООО «Елена») балансовые запасы мрамора в качестве сырья для производства декоративного и строительного щебня по категориям B+Ci в количестве 18 154,8 тыс. куб. м, в том числе, по категории В - 1 338,5 тыс. куб. м, по категории Сi - 16 816,3 тыс. куб. м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Елена».

 В ходе судебного разбирательства в процесс вступил Прокурор Челябинской области.

Решением суда от 08.12.2015 (судья Мрез И.В.) заявленные требования  удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 (судьи Иванова Н.А., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО «Елена» просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на несоответствие  выводов  судов о его возможности  до 09.01.2014 провести первичную геологическую разведку и подсчет запасов на вновь разведываемом месторождении  обстоятельствам дела и   ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона о недрах.

Указывает  на необоснованность отказа в проведении повторной экспертизы судом первой инстанции.

Отмечает, что в нарушение ч. 4 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судами не вынесено определение о назначении или об отклонении заявленного третьим лицом ходатайства о назначении повторной экспертизы.

Кроме того, судами не дана оценка имеющемуся в материалах дела доказательству фактического проведения  ООО «Елена» буровых работ и наличия скважин по результатам бурения (акт осмотра участка недр от 20.08.2014).

В представленном министерством отзыве, заинтересованное лицо поддерживает доводы третьего лица.

ЗАО «Феникс» представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судами установлено, что ЗАО «Феникс» на основании лицензии ЧЕЛ 07054 ТР предоставлено право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня (мрамора) на участке Феникс в 4.3 км юго-западнее с. Еленинка Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области. В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода. Лицензия выдана на срок до 30.01.2026.

Пунктом 1 лицензионного соглашения установлено, что обществу предоставлено право пользоваться недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке Феникс, расположенном в 4,3 км юго-западнее с.Еленинка Карталинского муниципального района Челябинской области.

При этом, в п. 1.2.1. Лицензионного соглашения установлено, что для геологического изучения и добычи строительного камня предоставлен участок недр со статусом геологического отвода площадью 219,4 га, без ограничений по глубине.

Пункт 1.2.2. Лицензионного соглашения устанавливает, что предварительные границы горного отвода для геологического изучения и добычи строительного камня устанавливаются органом, предоставившим лицензию, по согласованию с Ростехнадзором.

Уточненные границы горного отвода будут установлены Ростехнадзором после утверждения технического проекта отработки месторождения, согласованного в установленном порядке. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

ООО «Елена» имеет лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча мрамора для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении.

В соответствии с утвержденным заключение экспертизы 36 отчет о результатах доразведки флангов Еленинского месторождения мраморов в границах горного отвода в Карталинском муниципальном районе Челябинской области, проведенной в 2013 году, с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2013, считать прошедшим государственную экспертизу; фланги Еленинского месторождения мраморов по сложности геологического строения отнесены к I группе в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению Классификации запасов и полезных ресурсов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (строительного и облицовочного камня)» по степени изученности - к разведанным; утверждены балансовые запасы мраморов на флангах Еленинского месторождения, подсчитанные по состоянию на 01.01.2013 в качестве сырья для производства декоративного и строительного щебня по категориям B+C1 в количестве 18 154,8 тыс. куб. м, в том числе, по категории В - 1 338,5 тыс. куб. м, по категории С1 - 16 816,3 тыс. куб. м; поставлены утвержденные запасы мрамора на государственный учет в балансе «Облицовочный камень» в категории «Распределенный фонд недр» с недропользователем «Елена»; фланги Еленинского месторождения мраморов считать подготовленным к промышленному освоению.

Полагая, что заключение является незаконным и нарушает права заявителя, ЗАО «Феникс» обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного заключения.

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ  ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии со ст. 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Правительством Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее - Положение).

Согласно п. 3, 5, 7 Положения государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Согласно п. 8. Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых; б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата; в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов; г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых; д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.

Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 9).

Постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 № 60-П утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент) предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, согласно п. 7. которого предоставление государственной услуги осуществляется Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области.

В п. 11. Административного регламента указаны  документы, необходимые для получения государственной услуги.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Елена» представило в экспертную комиссию Министерства заявление и Отчет о результатах доразведки флангов Еленинского месторождения мраморов в границах горного отвода в Карталинском муниципальном районе Челябинской области, проведенной в 2013 году, с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2013.

При этом, п. 22. Административного регламента определены административные процедуры по предоставлению государственной услуги, которые включает в себя: прием, проверку комплектности и регистрация документов; анализ и оценку документов; выдачу заявителю заключения государственной экспертизы общераспространенных полезных ископаемых (далее именуется - заключение), а процедура анализа и оценки документов регламентирована п. 24 Административного регламента.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, то заключение должно содержать указание на необходимость соответствующей доработки материалов.

Иными словами функция и полномочия государственного органа определяется не только формальным приемом документов, в соответствии с утвержденным перечнем, но и их анализом для последующей постановки выводов по обозначенным выше критериям (см. п. 24 Административного регламента).

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ЗАО «Феникс» на основании лицензии ЧЕЛ 07054 ТР предоставлено право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня (мрамора) на участке Феникс в 4,3 км юго-западнее с.Еленинка Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области.

В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода, лицензия зарегистрирована в Министерстве 03.03.2006, выдана на срок до 30.01.2026.

Пунктом 1 лицензионного соглашения установлено, что обществу предоставлено право пользоваться недрами для геологического изучения и добычи строительного камня на участке Феникс, расположенном в 4,3 км юго-западнее с. Еленинка Карталинского муниципального района Челябинской области.

При этом, в п. 1.2.1. лицензионного соглашения установлено, что для геологического изучения и добычи строительного камня предоставлен участок недр со статусом геологического отвода площадью 219,4 га. без ограничений по глубине, обозначенный в приложении 4 контуром с угловыми точками 1-30, 1.

Пункт 1.2.2. лицензионного соглашения устанавливает, что предварительные границы горного отвода для геологического изучения и добычи строительного камня устанавливаются органом, предоставившим лицензию, по согласованию с Ростехнадзором. Уточненные границы горного отвода будут установлены Ростехнадзором после утверждения технического проекта отработки месторождения, согласованного в установленном порядке. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В материалы дела представлен ситуационный план расположения участка Феникс, выполненный в масштабе 1:25 000, который содержит географические координаты угловых точек участка. Указанный план подготовлен Министерством.

ООО «Елена» имеет лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча мрамора для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении.

В лицензии указано, что участок имеет статус горного отвода, лицензия зарегистрирована в Министерстве 09.11.2001.

Пунктом 1 лицензионного соглашения к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ установлено, что ООО «Елена» предоставлено право пользования недрами для добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня. Для добычи мраморов предоставлен участок недр со статусом горного отвода с предварительными границами площадью 12,6 га, обозначенный в приложении 2 контуром с угловыми точками 1-4, 1, глубиной 50 м от поверхности в соответствии с контуром подсчета запасов (п. 1.2.1).

ООО «Елена» 17.04.2006 был выдан горноотводный акт № 542 к лицензии, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки открытым способом Еленинского месторождения мраморов. Акт выдан Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области.

Министерством 14.08.2006 принято решение № 182 «О внесении изменений и дополнений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ», в котором указано на внесение изменений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001, связанных с предоставлением горного отвода с уточненными границами (горноотводный акт от 17.04.2006 № 542). Пункт 1.2.1. указанного лицензионного соглашения к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ изложен в новой редакции - для добычи мраморов на Еленинском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с уточненными границами площадью 72,9 га (глубина отработки 50 м), показанный в приложении 13 (2 л.) контуром с угловыми точками 1-8,1.

ООО «Елена» 03.12.2014 выдан горноотводный акт № 868 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении. Акт выдан Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерством 20.01.2015 принято решение № 22-р «О внесении изменений и дополнений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ», в котором указано на внесение изменений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001, связанных с предоставлением горного отвода с уточненными границами (горноотводный акт от 03.12.2014 № 868). Пункт 1.2.1. указанного лицензионного соглашения к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ изложен в новой редакции, согласно которой для добычи мраморов на Еленинском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с уточненными границами (горноотводный акт от 03.12.2014 № 868), площадью 72,9 га, обозначенный в приложении 21 (4 л.) контуром с угловыми точками 1-8-1, а также на геологических разрезах по линиям 1-9.

ООО «Елена» 06.07.2015 выдан горноотводный акт № 891 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении. Акт выдан Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи в выявлением технической ошибки в координатах угловых точек № 6, 7 уточненных границ горного отвода, указанных в графических приложениях (топографический план) к горноотводному акту от 03.12.2014 № 868.

Министерством 31.07.2015 принято решение № 1638-Р «О внесении изменений и дополнений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ», в котором указано на внесение изменений в лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001, связанных с предоставлением горного отвода с уточненными границами (горноотводный акт от 06.07.2015 № 891).

ЗАО «Феникс» оспорило в судебном порядке перечисленные выше решения Уральского управления Ростехнадзора по установлению уточненных границ горного отвода и выдаче соответствующих горноотводных актов, а также решения и распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области об утверждении уточненных границ горного отвода ООО «Елена», ссылаясь на то, что в результате увеличения площади горного отвода ООО «Елена» и установления его уточненных границ произошло наложение на границы геологического отвода ЗАО «Феникс», чем нарушено право последнего на проведение геологической разведки и геологического изучения недр в границах предоставленного ему горного отвода с последующим утверждением запасов полезных ископаемых.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области  от 14.10.2016 по делу № А76-10978/2015  требования ЗАО «Феникс» удовлетворены.

Суды правомерно отметили, что в рамках упомянутого дела установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего  дела, так, установлен факт наложения границ лицензионного участка по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ (лицензионный участок ООО «Елена») на границы лицензионного участка ЧЕЛ № 07054 ТР (лицензионный участок ЗАО «Феникс»).

Также судами сделаны выводы, что законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.

Принимая во внимание изложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Материалами дела подтверждено, что геологический отвод в актуальных границах был предоставлен ЗАО «Феникс» до утверждения горноотводного акта № 542 от 17.04.2006 для ООО «Елена».

Судами указано также, что право ЗАО «Феникс» на геологическую разведку и геологическое изучение спорного участка недр возникло до приобретения ООО «Елена» исключительного права на его использование по горноотводному акту, в связи с чем наложение границ является следствием утверждения уточненных границ горного отвода ООО «Елена». При таких обстоятельствах ссылка ООО «Елена» на наличие у него исключительного права на пользование спорным участком недр в пределах наложения границ признана  необоснованной, так как данное исключительное право возникло в результате ущемления права другого недропользователя (ЗАО «Феникс») в отношении выделенного ему геологического отвода.

При рассмотрении вышеуказанного дела  судами заключено, что лицензионный участок ООО «Елена», на котором непосредственно ведутся работы данным недропользователем, удален от границ геологического отвода ЗАО «Феникс». Наложение границ является следствием увеличения площади горного отвода ввиду необходимости обеспечения зоны безопасного ведения работ (разлета осколков при ведении взрывных работ по добыче мрамора).

Данное обоснование приведено в проекте уточненного горного отвода обоснование изменения его границ (раздел 3 проекта).

Таким образом, судами установлено, что площадь горного отвода ООО «Елена» с 12,6 гектар, указанных в лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 00944 ТЭ,  неправомерно увеличена до 72,9 гектар, обозначенных в горноотводном акте № 542, в результате установления зоны безопасного ведения работ при сохранении существующего лицензионного участка.

Помимо этого, в результате допущенных нарушений заявитель оказался лишен права добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку геолого-разведочные работы по доразведке флангов Еленинского месторождения мрамора в границах горного отвода в Карталинском муниципальном районе Челябинской области, с подсчетом запасов на 01.01.2013, были проведены ООО «Елена» в границах горного отвода с уточненными границами площадью 72,9 га (что не оспаривается данным обществом), соответственно геологические материалы, представленные на государственную экспертизу не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых. Отчет о результатах такой доразведки содержат недостоверные сведения о количестве, содержащихся в недрах запасов общераспространенных полезных ископаемых. Соответственно и само заключение  экспертизы № 36, основанное на данном отчете  не отвечает требованиям о достоверности и правильности информации и обоснованности их постановки на государственный учет.

Кроме того, Министерством в материалы дела представлено заключение комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых по материалам «Отчета о результатах переоценки  Еленинского месторождения мраморов в Карталинском муниципальном районе Челябинской области, проведенных в 2017 г. с подсчетом запасов и ТЭО постоянных разведочных кондиций по состоянию на 01.03.2017» от 19.04.2017 № 4, согласно которому в том числе, признано утратившим силу «заключение ЭКЗ Минпрома Челябинской области от 31.12.2013 № 36 в части утверждения кондиций и запасов облицовочных мраморов Еленинского месторождения и его флангов в качестве сырья для производства декоративного и строительного щебня в связи с их переутверждением» (п. 3.8 заключения).

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии  совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспариваемого заключения экспертизы.

Доводы третьего лица и министерства о фактическом проведении  ООО «Елена» буровых работ и о наличии скважин по результатам бурения не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку при изложенных обстоятельствах правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Остальные доводы ООО «Елена», изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и  апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда  Челябинской области от 08.12.2015по делу                  № А76-26758/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Елена» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                Н.Н. Суханова

Судьи                                                                             Е.А. Поротникова

                                                                              Е.О. Черкезов