ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-30628/16 от 04.10.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5413/17

Екатеринбург

06 октября 2017 г.

Дело № А76-30628/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Кравцовой Е.А., Жаворонкова Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по образованию г. Челябинска (далее – комитет, уполномоченный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2017 по делу № А76-30628/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колибри» (далее – ЧДОУ «Детский сад «Колибри», учреждение) - ФИО1 (доверенность от 02.02.2017).

ЧДОУ «Детский сад «Колибри» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения в форме письма от 27.10.2016 № 16-03/6442 комитета об отказе в предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования за период с 01.09.2016 по 31.12.2016, и обязании комитета произвести расчет суммы субсидий ЧДОУ «Детский сад «Колибри» за период с 01.09.2016 по 31.12.2016 на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования и перечислись соответствующую сумму на расчетный счет учреждения.

Решением суда от 04.04.2017 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в данном случае предоставление субсидии за прошлый год является нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку отсутствует ее целевое назначение, соответственно, заключение договора о выделении субсидии за 2016 год невозможно, заявка на выделение субсидии за 2016 не была включена в реестр бюджетных обязательств, к моменту поступления данной заявки бюджетные обязательства 2016 уже были исполнены.

ЧДОУ «Детский сад «Колибри» представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ЧДОУ «Детский сад «Колибри» действует на основании выданной Министерством образования и науки Челябинской области 01.08.2016 лицензии № 13024 на осуществление образовательной деятельности.

Учреждение неоднократно обращалось в комитет с заявками о предоставлении субсидии, как частной дошкольной образовательной организации, на возмещение затрат, в связи с предоставлением дошкольного образования на 120 обучающихся.

Первоначально ЧДОУ «Детский сад «Колибри» обратилось в комитет с заявкой от 22.08.2016, на которую письмом от 24.08.2016 № 16-03/4885 был дан отрицательный ответ, по мотиву предоставления неполного пакета документов, а также нарушения срока предоставления заявки.

В последующем учреждение обратилось с соответствующей заявкой в комитет 14.10.2016, приложив комплект документов, на которую письмом от 27.10.2016 № 16-03/6422 комитет отказал учреждению в предоставлении субсидии, мотивировав это ссылками на постановление администрации города Челябинска от 27.02.2015 № 18-п «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с финансовым обеспечением получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях», а также тем, что согласно предоставленной формы ФСН № 85-К за 2015 год, учреждение образовательную деятельность не осуществляло, списочный состав воспитанников отсутствовал, расходы на образовательную деятельность не производились.

Итоговой мотивацией отказа в предоставлении субсидии, для комитета послужило следующее: 1) нарушение сроков подачи заявки и пакета документов в соответствии с регламентом; 2) отсутствие в 2015 году лицензии на образовательную деятельность; 3) отсутствие в 2015 году понесенных расходов, связанных с финансовым обеспечением дошкольного образования.

Считая решение комитета об отказе в предоставлении субсидии незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что комитетом не доказан факт законного и обоснованного отказа учреждению в предоставлении субсидии.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в п. 3 названной части.

Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с абз. 2 и 3 п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования, утвержден постановлением администрации города Челябинска от 17.02.2015 № 16-п (далее – Порядок № 16-п), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Челябинской области от 19.12.2013 № 619-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях».

Пунктом 4 Порядка № 16-п установлено, что предоставление субсидии осуществляется в пределах средств, утвержденных Законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Согласно п. 5 Порядка № 16-п для получения субсидии частная дошкольная образовательная организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) в срок до 30 октября текущего года заявку на предоставление субсидии, содержащую сведения о прогнозируемой на соответствующий финансовый год численности воспитанников частной дошкольной образовательной организации; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; копию лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;

2) до 30 января соответствующего финансового года форму федерального статистического наблюдения 85-к за отчетный период; справку из обслуживающего банка о реквизитах расчетного счета.

Предоставление субсидий частным дошкольным образовательным организациям осуществляется уполномоченным органом в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города Челябинска на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Порядка № 16-п).

Уполномоченный орган осуществляет контроль целевого использования субсидий, выполнения частной дошкольной образовательной организацией показателей, установленных договором (п. 14 Порядка № 16-п).

В случае установления факта нарушения получателем субсидии условий ее предоставления и нецелевого использования, субсидия подлежит возврату на лицевой счет уполномоченного органа в течение 15 дней с момента получения частной дошкольной образовательной организацией соответствующего уведомления уполномоченного органа о возврате субсидии (п. 16 Порядка № 16-п).

Суды, установили, что нарушения указанных положений не были вменены ЧДОУ «Детский сад «Колибри», а также то, что уполномоченным органом не представлено доказательств отсутствия бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидии учреждению, и срок обращения в комитет с заявлением на предоставление субсидии не пропущен.

Кроме того, суды обоснованно исходили из того, что лицензия на осуществление образовательной деятельности Министерством образования и науки Челябинской области ЧДОУ «Детский сад «Колибри» выдана лишь 01.08.2016.

Указанное, безусловно, свидетельствует о том, что образовательную деятельность учреждение в 2015 году не осуществляло, списочный состав воспитанников отсутствовал, расходы на образовательную деятельность не производились. Следовательно, ЧДОУ «Детский сад «Колибри» не имел возможности и необходимости обращаться в комитет в 2015 году с соответствующим заявлением о предоставлении субсидии в 2016 году.

Однако, с момента выдачи лицензии, учреждение в силу ч. 5 ст. 99 Закона об образовании имеет право на предоставление субсидии на возмещение затрат, в связи с предоставлением дошкольного образования, за период с 01.09.2016 по 31.12.2016.

При таких обстоятельствах, правомерно удовлетворили требованияучреждения и обязали комитет устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов учреждения.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2017 по делу № А76-30628/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по образованию г. Челябинска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи Е.А. Кравцова

Д.В. Жаворонков