ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-31184/2015 от 15.03.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-122/18

Екатеринбург

20 марта 2018 г.

Дело № А76-31184/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е.О.,

         судей Лукьянова В.А., Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» (далее – общество «УТСК») на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2017 по делу № А76-31184/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по тому же делу.  

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

         В судебном заседании приняли участие представители:

         общества «УТСК» – ФИО1 (доверенность от 05.09.2016);

Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) - ФИО2 (доверенность 29.12.2017), ФИО3 (доверенность от 15.01.2018).

  Общество «УТСК» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству о признании недействительным постановления Министерства от 25.09.2015 № 44/1 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения общества «УТСК» для общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой № 9»; обязании Министерства устранить нарушение прав и законных интересов общества «УТСК», установить экономически обоснованную плату за подключение (технологическое присоединение) к системе жилые дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по ул. Федорова в Советском районе г. Челябинска для общества с ограниченной ответственнотью «Жилстрой № 9» (далее – общество «Жилстрой № 9»), включить в плату за подключение расходы на реконструкцию тепловой сети участка 1-й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова с 2Ду 300 мм на 2Ду 500 мм длиной 35 м в размере 5 579 175 руб. 93 коп., расходы по арендной плате за земельный участок на время реконструкции тепловой сети 1‑й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова в размере 9 950 руб. 85 коп., расходы по арендной плате за земельный участок на время строительства тепловых сетей до наружных стен жилых домов № 7, 8 по ул. Федорова размере 12 793 руб. 95 коп., расходы по оплате государственной пошлины за регистрацию права собственности построенного объекта - тепловые сети от т. 23б до наружных стен жилых домов № 7, 8 (стр.) по ул. Федорова размере – 22 000 руб., расходы по оплате гос. пошлины за регистрацию права собственности реконструируемого объекта - реконструкция тепловой сети 1-й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова с 2Ду 300 мм на 2Ду 500 мм длиной 35 м в размере – 22 000 руб., затрат по сносу зеленых насаждений в размере 32 400 руб., включить в плату за подключение прогнозные индексы-дефляторы, включить в плату за подключение налог на прибыть в размере 658 076 руб. 05 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество «Жилстрой № 9», Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области и муниципальное унитарное предприятие «ЧКТС».

         Решением суда первой инстанции от 03.08.2017 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.

         В кассационной жалобе общество «УТСК» просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что суды в нарушение ст. 9, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), п. 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены (далее - Основы ценообразования) расценили правомерным исключение из платы за подключение расходов по реконструкции тепловой сети.

Общество «УТСК» также полагает, что при разрешении вопроса о технической возможности подключения к сетям теплоснабжения, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу с нарушением требований законодательства, регулирующего экспертную деятельность. При этом общество «УТСК» указывает на то, что выводы экспертного заключения являются недостоверными, проведенное экспертное исследование является неполным, выводы эксперта носят неутвердительный характер.

Кроме того, общество «УТСК» обращает внимание на то, что суды необоснованно не приняли во внимание Схемы теплоснабжения, указывающие на необходимость проведения реконструкции тепловой сети.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества «УТСК» - без удовлетворения.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, общество «УТСК» осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), а также по оптовой торговле тепловой энергией (без передачи и распределения).

Общество «УТСК» 10.09.2015 обратилось в Министерство с заявлением № АД-74-17/1227 об открытии дела по установлению в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объекта «Жилые дома № 7, 8 (стр.) с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой» по ул. Федорова в Советском районе г. Челябинска для общества «Жилстрой № 9», в размере 10 647 900 руб. 69 копб. с НДС (9 023 644 руб. 55 коп. без НДС), рассчитанной укрупнено аналоговым методом в соответствии с п. 5.3 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.

С названным заявлением представлены расчетные и обосновывающие материалы для установления в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного объекта общества «Жилтехстрой № 9»: заявки на подключение и уточняющие письма на 6 л. в 1 экз.; пояснительная записка, схема, пьезометрический график, расчеты параметров теплоносителя на 27 л. в 1 экз.; расчет платы за подключение на 2 л. в 1 экз.; аналоговая смета по реконструкции теплотрассы 2Ду 350 мм на 2Ду 500 мм на 44 л. в 1 экз.; государственная экспертиза Сметной документации на 9 л. в 1 экз.; договор на проектирование на 50 л. в 1 экз.; Справки о наличии резерва на 2 л. в 1 экз.; договор с муниципальным унитарным предприятием «АПЦ» (далее – предприятие) на 3 л. в 1 экз.; затраты предприятия на 2 л. в 1 экз.; правоустанавливающие документы на объект на 7 л. в 1 экз.; копии Свидетельств ОГРН и ИНН на 3 л. в 1 экз.; копия налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с отметкой о ее принятии на 16 л. в 1 экз.; копии платежных поручений об уплате налога на прибыль на 4 л. в 1 экз.; копия справки «Налогооблагаемая база по обществу «УТСК» за 2014 г.» на 1 л. в 1 экз.

По итогам рассмотрения заявления постановлением от 25.09.2015 № 44/1 Министерство установило плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения общества «УТСК» для общества «Жилстрой № 9» в размере 3 025 889 руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий осуществляемых при подключении, согласно приложению.

Не согласившись с размером установленной платы за подключение, общество «УТСК» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, указав на необходимость включения в расчет платы затрат на: реконструкцию тепловой сети участка 1-й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова с 2Ду 300 мм на 2Ду 500 мм длиной 35 м; оплату арендной платы на земельный участок на время строительства и реконструкции тепловых сетей; на регистрацию построенной и реконструируемой тепловой сети; на снос зеленых насаждений.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого ненормативного акта Министерства недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно п. 31 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения представляет собой плату, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плату, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.

В соответствии с ч. 8 - 11 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основами ценообразования установлено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) (п. 13 Основ ценообразования).

В силу п. 33 Основ ценообразования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов.

Плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ, градостроительным законодательством Российской Федерации, этим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение (п. 106 Основ ценообразования).

В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная)) (п. 108 Основ ценообразования).

Согласно п. 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная)).

В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (п. 110 Основ ценообразования).

В соответствии с п. 111 Основ ценообразования стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), предназначенные для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.

Пунктом 173 Методических указании установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.

На основании Приложения № 7 к Методическим указаниям, расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится, в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по итогам рассмотрения заявления общества «УТСК» Министерством при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение) исключены как экономически необоснованные расходы на реконструкцию тепловой сети участка 1-й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова с 2Ду 300 мм на 2 Ду 500 мм длиной 35 м в размере 5 591 126 руб. 78 коп.

При этом Министерством указано, что исходя из показателей удельных линейных потерь напора, которые не должны превышать 5 - 8 мм/м, участок УП 2 УП-3, предлагаемый для реконструкции, требует замены до подключения дополнительной нагрузки. Замена данного участка приведет к увеличению располагаемого напора, следствием которого является снижение пьезометрического напора на обратном трубопроводе. По пьезометрическому графику после подключения нагрузки видно, что пропускная способность уменьшается, но резерв для магистральных трубопроводов остается.

Кроме того, смоделированный обществом «УТСК» гидравлический режим рассчитан на максимальные нагрузки и не учитывает фактические нагрузки у потребителей, так как общество «УТСК» не является конечным поставщиком услуги, и не имеет таковых данных. Превышение давление на 0,01 кгс/см2 для непосредственно присоединенных систем теплопотребления не противоречит действующему ГОСТу, который предполагает рабочее избыточное давление для чугунных радиаторов до 6 кгс/см2. Давление в обратном трубопроводе 6,01 кгс/см2, что соответствует установленному в ГОСТ показателю 0,6 МПа (6,118 кгс/см2). То есть параметры, приведенные в Таблице 1 тарифной заявки общества «УТСК» расценены Министерством как необоснованные и не отражающие существующее положение на тепловых сетях.

Реконструкция тепловой сети участка 1-й т/м ЮЗК с увеличением диаметра между ТК-14 и ТК-14-2 по ул. Сулимова с 2Ду 300 мм на 2 Ду 500 мм длиной 35 м необходима до подключения дополнительной нагрузки и не связана с подключением объекта общества «Жилстрой № 9».

В связи с этим судами определено, что поскольку тепловая нагрузка объектов подключения составляет более 1,0 Гкал/час. не превышает 1,5 Гкал/час Министерство пришло к выводу о том, что затраты общества «УТСК» в связи с подключением спорных объектов в полном объеме компенсируются в соответствии с п. 108 Основ ценообразования с включением расходов на создание тепловых сетей от существующей теплотрассы до точки подключения, а именно, расходов на создание тепловых сетей от УТ-1 до инженерно-технических сетей домов № 7, 8 (стр.).

Такие расходы не являются расходами по реконструкции тепловой сети, к которой подключаются объекты, и не подлежат учету в составе платы за подключение.

Следовательно, как указано судами, отраженные обществом «УТСК» расходы на реконструкцию тепловой сети с увеличением диаметра длиной 35 м, исключены Министерством из состава платы на подключение, как относящиеся к расходам по развитию тепловых сетей, подлежащим возмещению за счет средств других тарифов общества «УТСК».

Кроме того, по ходатайству общества «УТСК» определением суда первой инстанции от 19.05.2016 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО4

В заключении эксперта и при даче пояснений в ходе судебного разбирательства экспертом в частности, отмечено, что подключаемая нагрузка 1,336 Гкал/ч не является дополнительной в полном объеме, так как общество «Жилстрой № 9» осуществляет строительство новых жилых домов на месте сносимых старых. При этом выводы эксперта по 2, 3 и 4 вопросам основаны на смоделированном обществом «УТСК» режиме при подключении дополнительной нагрузки 1,336 Гкал/ч в объединенном контуре 1-й и 2-й т/м ЮЗК, по итогам анализа которого экспертом сделаны выводы об отсутствии превышения на домах с наиболее критичным значением давления в обратном трубопроводе и о достаточной пропускной способности сети (на основании результатов гидравлического моделирования режимов работы теплоснабжения в системе объединенного контура тепломагистралей № 1 и № 2 ЮЗК, представленных в материалах дела заявителем).

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого ненормативного акта Министерства недействительным.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом «УТСК» требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.08.2017 по делу № А76-31184/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Уральская теплосетевая компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    В.А. Лукьянов

О.Г. Гусев