АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8254/17
Екатеринбург
08 февраля 2018 г.
Дело № А76-31436/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Гусева О. Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «КСМИ» (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2017 по делу № А76-31436/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 №2).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 30.09.2016 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Челябэнергосбыт» (далее – общество «Челябэнергосбыт», энергоснабжающая организация).
Решением суда от 01.06.2017 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить, заявленные требовании удовлетворить.
По мнению общества, суды, не дав оценки документам, приложенным к письму от 11.04.2016 №22, и обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дел №А76-4278/2017 и №А76-24486/2016, подтверждающим факт допуска в эксплуатацию принадлежащих заявителю приборов учета энергии и технологическое присоединение его энергопринимающих устройств, пришли к необоснованному выводу о законности действий общества «Челябэнергосбыт» и оспариваемых решений Управления.
Антимонопольный орган, представив отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу общества – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы заявителя от 08.07.2016 антимонопольный орган вынес оспариваемое решение, которым признал законными действия энергоснабжающей организации, отказавшей обществу в заключении договора энергоснабжения по причине непредставления им необходимых документов.
Согласно решению Управления общество, представив неполный пакет документов предусмотренных п. 32, 34, 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), не подтвердило факт допуска в эксплуатацию принадлежащих заявителю приборов учета энергии и технологическое присоединение его энергопринимающих устройств, что не позволило энергоснабжающей организации определить существенные условия договора.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления общества, поддержали позицию Управления, обоснованно исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
К субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке относятся, в том числе субъекты естественных монополий.
В силу ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Судами установлено, что общество «Челябэнергосбыт», будучи субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение ни рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные ст.10 названного Закона.
В соответствии с абз. 4 части 2 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ такой статус налагает на общество «Челябэнергосбыт» обязанность заключать договор на поставку электрической энергии с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности энергоснабжающей организации.
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Данные требования также содержатся в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
Правила заключения договоров энергоснабжения и определения условий их исполнения определены Основными положениями.
В пункте 34 Основных положений зафиксировано, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 названного документа, в том числе:
- подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 указанного документа (предоставляется по желанию заявителя);
- правоустанавливающие и иные документы заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя,
- выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);
- документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем);
- подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);
- документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа либо в случае направления документов, предусмотренных настоящим пунктом, для заключения соответствующего договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя);
- документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);
- документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);
- иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).
Указанные документы могут не представляться заявителем в двух случаях:
- если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь;
- направления документов, предусмотренных настоящим пунктом, для заключения соответствующего договора в период проведения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя до ее завершения.
Как следует из содержания абз. 6 п. 39 Основных положений, при отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в п. 34, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель, обратившись 24.08.2015 общество «Челябэнергосбыт» с заявлением о заключении договора энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ш. ФИО2 5П, не приложил к заявлению необходимых документов, о чем энергоснабжающая организация неоднократно уведомляла общество, поясняя, что заявление о заключении договора будет рассмотрено в течение 30 дней со дня получения недостающих документов и сведений.
В ответ на данные уведомления заявитель представил в адрес энергоснабжающей организации акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 01.11.2015 № б/н. (письмо от 26.01.2016), а также копию договора безвозмездного пользования кабельной линии 6-кВ; копию решения № 3 единственного участника общества; копии актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности от 03.03.2016, с приложениями (письмо от 21.03.2016 исх. № 17).
Кроме того, в письме от 11.04.2016 исх. № 22 заявитель ссылался на заключенный ранее между обществом «Челябэнергосбыт» и ООО «КСМИ» (собственник кабельной линии 6 кВ) договор энергоснабжения в отношении линии, безвозмездно используемой обществом.
Вместе с тем, рассмотрев данные документы, общество «Челябэнергосбыт» сообщило об отсутствии в них сведений, необходимых для заключения договора энергоснабжения, установив, что заявление о заключении договора энергоснабжения не содержит информацию в отношении каких энергопринимающих устройств необходимо заключить договор; договор безвозмездного пользования кабельной линии 6-кВ от 01.01.2016 не может быть признан документом, подтверждающим право собственности (иное законное основание) на энергопринимающие устройства, поскольку данная линия, согласно Правилам №861, энергопринимающим устройством, не является; акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электрических сетей от 03.03.2016 не подтверждают присоединение каких-либо энергопринимающих устройств к оборудованию заявителя; документы о допуске в эксплуатацию приборов учета, а также правоустанавливающие документы и иные документы самого заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, - выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин) не представлены.
В ответ на письмо заявителя от 03.06.2016 с приложением копии товарной накладной от 30.03.2015 № 10 на насос 1Д-1250-63 с приводом А4- 355Х-4 (6 кВ) в качестве правоустанавливающих документов на энергопринимающие устройства, общество «Челэнергосбыт» повторно указало на отсутствие доказательств, подтверждающих его технологическое присоединение.
Усматривая в действиях энергоснабжающей организации признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке, общество обратилось в антимонопольный орган.
Признавая жалобу заявителя необоснованной, Управление подтвердило наличие указанных обществом «Челэнергосбыт» нарушений и несоответствие представленных заявителем документов требованиям Основных положений.
Данные обстоятельства, повторно установленные судом и не опровергнутые обществом, послужили достаточным основанием для признания оспариваемого решения антимонопольного органа законным и обоснованным.
Исходя из системного толкования положений п. 32, 34, 173 Основных положений, суды пришли к верному выводу, что при отсутствии указанных документов, поведение общества «Челябэнергосбыт» не противоречит нормам действующего законодательства, при том, что причиной такого поведения послужили действия самого заявителя, не представившего сведений об энергопринимающем устройстве, его технологическом присоединении, о введении в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, необходимых для определения предмета и существенных условий договора энергоснабжения.
Ссылки общества на отдельные документы, подтверждающие, по мнению последнего, факт допуска в эксплуатацию принадлежащих заявителю приборов учета энергии и технологическое присоединение его энергопринимающих устройств, правомерно отклонены судами, поскольку такие документы не устраняют всех выявленных недостатков, и с учетом обстоятельств дела не опровергают законности оспариваемого решения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу представляют собой иную оценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, а потому не подлежат рассмотрению судом округа в силу пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, ограниченных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2017 по делу № А76-31436/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «КСМИ» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Д.В. Жаворонков
О.Г. Гусев