ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-32129/17 от 03.12.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7717/18

Екатеринбург

04 декабря 2018 г.

Дело № А76-32129/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Гусева О.Г., Лукьянова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее –территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2018 по делу № А76-32129/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Южно-Уральский трест транспортного строительства» (далее – общество) – Колодкин А.В. (доверенность от 20.11.2018).

Общество, Лапин М.В., Якубова Е.А., Реброва Г.В., Левандовский В.В., Зайцева И.Г., Портничева С.А. обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) и территориальному управлению Росимущества с заявлением, в котором потребовали: признать незаконным распоряжение Росимущества от 01.09.2017 № 635-р «Об условиях приватизации находящегося в федеральной собственности акций акционерного общества «Южно-Уральский трест транспортного строительства» в части приватизации находящихся в федеральной собственности акций в размере 10 % от уставного капитала путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений по цене; обязать Росимущество и территориальное управление Росимущества реализовать в течение 60 календарных дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу обыкновенные акции общества, составляющие фонд акционирования работников предприятия, в количестве 4 952 обыкновенных акций общества лицам, состоящим в трудовых отношениях с обществом на момент начала реализации акций, а также на момент вынесения решения суда.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2018 (Командирова А.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе территориальное управление Росимущества просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы отмечает, что статья 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ) не содержит указания на такой способ приватизации как продажа акций через фонд акционирования работников предприятия.

По мнению территориального управления Росимущества, распоряжение от 01.09.2017 № 635-р соответствует действующему законодательству.

Считает, что обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела № А76-366258/2004, не имеют преюдициального значения.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, государственное предприятие «Южно-Уральский трест транспортного строительства» было приватизировано путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Южно-Уральский трест транспортного строительства», решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 05.04.1993 № 154 утвержден план приватизации.

По результатам приватизации был образован фонд акционирования работников предприятия, в котором закреплено 4 942 обыкновенных акций, что составляет 10 % от уставного капитала общества.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2004 по делу № А76-366257/2004 по заявлению общества распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее – Министерство)
от 22.08.1999 № 836-р и решение Челябинского областного комитета по управлению госимуществом от 01.07.1999 № 20, в части внесения изменений в план приватизации по срокам и способам продажи (аукцион) акций в количестве 4942 шт., признаны незаконными, на Министерство возложена обязанность предусмотреть в проекте прогнозного плана (программы приватизации на соответствующий год) приватизацию 10 % акций общества через фонд акционирования работников предприятия лицам, имеющим право их приобретение способом, предусмотренным
Законом № 178-ФЗ.

В соответствии с разделом 2 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» количество обыкновенных акций общества, находящихся в федеральной собственности, составляет 10 378 штук – 21 % от уставного капитала.

Во исполнение решения Арбитражного суда Челябинской области
от 01.04.2004 по делу № А76-366257/2004 Правительством РФ
распоряжением от 12.02.2015 № 216-р внесены изменения в поименованное выше распоряжение от 01.07.2013 № 1111-р, а именно: в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируются к приватизации в 2014-2016 годы, внесены изменения, касающиеся приватизации 10 378 обыкновенных акций общества, составляющих 21 % уставного капитала общества, включая 4 942 обыкновенные акции, составляющие фонд акционирования работников предприятия, а именно отдельной строкой выделено: «10 % акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Законом № 178-ФЗ».

Распоряжением Росимущества от 01.09.2017 № 635-р «Об условиях приватизации акций акционерного общества «Южно-Уральский трест транспортного строительства» оформлено решение о приватизации находящихся в федеральной собственности 10 378 акций, что составляет 21 % уставного капитала общества, путем проведения продажи в электронной форме единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене.

Не согласившись с обозначенным распоряжением Росимущества, общество и Лапин М.В., Якубова Е.А., Реброва Г.В., Левандовский В.В., Зайцева И.Г., Портничева С.А., являющиеся работниками данного общества, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности совокупности условий, необходимых для признания незаконным распоряжения Росимущества от 01.09.2017 № 635-р как противоречащего статье 1, статьям 2, 18, части 1 статьи 54, частям 2 и 3 статье 55 Конституции Российской Федерации, части 2, 3, 17 статьи 43 Закона № 178-ФЗ, постановлению Совета Министров – Правительства РФ «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия»
от 09.03.1993 № 213, распоряжению Правительства РФ от 12.02.2015 № 216-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации» от 01.07.2013 № 1111-р, которыми предусмотрена приватизация
10 % акций через фонд акционирования работников предприятия, тогда как оспариваемым распоряжением Росимущества от 01.09.2017 № 635-р оформлено решение о продаже этой части акций в составе единого лота с иными акциями общества.

Апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

На основании статьи 1 Закона № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законом № 178-ФЗ установлены переходные положения, в частности пунктом 2 статьи 43 этого закона с даты вступления в силу данного Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации. При этом, как следует из части 3 указанной статьи, в случае направления работнику приватизируемого предприятия (приравненному к нему лицу) до даты вступления в силу настоящего Федерального закона извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся данному работнику по результатам закрытой подписки, положения настоящего Федерального закона к закрытой подписке не применяются.

В соответствии с частью 17 статьи 43 Закона № 178-ФЗ, продажа акций открытых акционерных обществ, указанных в планах приватизации таких обществ для их реализации через фонды акционирования работников предприятий, осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 09.03.1993 № 213 «Об утверждении порядка формирования фондов акционирования работников предприятия» право на приобретение акций из фонда акционирования работников предприятия имеют только лица, состоящие в трудовых отношениях с обществом; реализуются акции фонда акционирования работников предприятия этим лицам после завершения продажи акций акционерного общества, находящихся в государственной собственности.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам приватизации государственного предприятия «Южно-Уральский трест транспортного строительства» и преобразования его в акционерное общество открытого типа, утверждения плана приватизации с изменениями,
21 % (10378 штук) акций уставного капитала общества закреплены в федеральной собственности, образован фонд акционирования работников предприятия в размере 10 % (4 942 штук) обыкновенных акций, а также наличие у лиц, состоящих в трудовых отношениях с акционерным обществом, права на выкуп акций из фонда акционирования работников предприятия.

Во исполнение судебного акта по арбитражному делу № А76-366257/2004 Правительством РФ распоряжением от 12.02.2015 № 216-р внесены изменения в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденный распоряжением от 01.07.2013 № 1111-р, а именно: в отношении общества указано, что 10 % акций, подлежащих приватизации через фонд акционирования работников предприятия, продаются в порядке и способами, предусмотренными Законом № 178-ФЗ.

Проанализировав материалы дела, установив, что пунктом 1 оспариваемого ненормативного правового акта установлено «приватизировать находящиеся в федеральной собственности 10 378 акций общества, что составляет 21 % уставного капитала указанного общества, путем продажи единым лотом на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене», суды пришли к верному выводу о том, что названное положение распоряжения Росимущества от 01.09.2017 № 635-р фактически свидетельствует о невозможности реализации заявителями, состоящими в трудовых отношениях с обществом, права на выкуп акций фонда акционирования работников предприятия.

Таким образом, принимая во внимание, что положение оспариваемого распоряжения о продаже единым лотом 21 % акций, находящихся в федеральной собственности, на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене, противоречит частям 2, 3, 17 статьи 43 Закона № 178-ФЗ, постановлению Совета Министров – Правительства Российской Федерации
от 09.03.1993 № 213,
распоряжению Правительства Российской Федерации
от 12.02.2015 № 216-р, суды пришли к выводу о нарушении названным
распоряжением прав заявителей – работников предприятия на возможное приобретение акций, и наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод подателя жалобы о неисполнимости принятого по настоящему делу решения со ссылкой на то, что Закон № 178-ФЗ не содержит указания на такой способ приватизации как продажа акций через фонды акционирования работников предприятия, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, как основанный на неправильном толковании закона.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение Росимущества от 01.09.2017 № 635-р является незаконным.

Все аргументы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2018 по делу № А76-32129/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи О.Г. Гусев

В.А. Лукьянов