ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-32380/17 от 23.11.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10492/2018

г. Челябинск

30 ноября 2018 года

Дело № А76-32380/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Костина В.Ю., Скобелкни

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Челябинский опытный механический завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2018 по делу № А76-32380/2017 (судья Командирова А.В.),

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Челябинский опытный механический завод» - Петровская Е.Е. (доверенность 13.07.2018), Шаманов С.В. (доверенность 15.11.2017), Тросман В.Ю. (доверенность 01.11.2017);

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области – Каминская С.Н. (доверенность от 26.06.2018).

Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский опытный механический завод» (далее - заявитель, ООО «ЧОМЗ», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора, Управление) от утверждения материалов по установлению предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, выраженный в письме № 3122 от 12.04.2017, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по данному делу, путем утверждения нормативов предельно допустимых выбросов на основании заявления № 3634 от 06.03.2017 (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.06.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ЧОМЗ» (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

ООО «ЧОМЗ» (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «ЧОМЗ» полагает, что судом, в нарушении положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неверно распределено бремя доказывания, поскольку ответчик должен был доказать отличие представленного в суд проекта предельно допустимых выбросов и проекта предельно допустимых выбросов, который рассматривался административным органом, то есть то, что представленные в суд и административный орган проекты не тождественны друг другу.

Обществом были представлены в суд исчерпывающие пояснения по пунктам 4 и 5, где заявителем указаны номера страниц проекта, на которых приведены сведения, указанные ответчиком в замечаниях, как отсутствующие.

По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применен (истолкован) пункт 49 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Минприроды от 29.09.2015 №414 (далее - Административный регламент), поскольку данный пункт регламентирует порядок действий ответственного исполнителя, и не содержит оснований для отказа, тогда как основания для отказа установлены в пункте 12 Административного регламента.

Также общество указывает, что судом первой инстанции не всем доводам заявителя дана оценка.

Заявитель полагает, что из содержания описи документов, приложенных к заявке № 3664 от 06.03.2017, усматривается то, что ООО «ЧОМЗ» представило на рассмотрение все указанные в пункте 12 Административного регламента документы. Такое основание для отказа, как наличие устранимых недостатков в отдельных разделах предельно допустимых выбросов, либо неисполнение требований по устранению таких недостатков в Административном регламенте отсутствуют.

До начала судебного заседания от Управления Росприроднадзора поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее.

На основании ст. 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве специалиста привлечена Коркниа Наталья Александровна, имеющая высшее образование (инженер-эколог, Южно-Уральский государственный университет, 2000г.) и занимающая должность руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторных испытаний».

В судебном заседании специалистом даны пояснения.

Письменные мнения специалиста приобщены к материалам дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ЧОМЗ» производит высокотемпературные строительные материалы в виде бетонных смесей для сталеплавильного производства по ТУ 1523-041-1255460-2014 и изделий огнеупорных бетонных по ТУ 1501040-124440-2014.

На основании договора № 21 от 20.04.2016 ООО «Спирит» разработал и передал ООО «ЧОМЗ» проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - проект ПДВ).

Согласно проекту ПДВ на площадке расположено 10 источников выбросов вредных веществ, в том числе 3 организованных и 7 неорганизованных, в атмосферный воздух выбрасывается 16 наименований ЗВ, валовый выброс - 16,93 тонн/год, срок достижения ПДВ - 2017 год, предприятие относится к 4-й категории опасности, мероприятия при НМУ для предприятий 4-й категории не разрабатываются.

21.12.2016 заявителем в адрес Управления Росприроднадзора направлено заявление об установлении предельно допустимых выбросов № 14872. К указанному заявлению были приложены проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ, инвентаризация вредных выбросов, справка о фоновых концентрациях, санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.12.2016 (т.1 л.д.15, 67).

Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «ЧОМЗ» направило письмо от 01.02.2017, в котором отклонило от утверждения материалы по установлению предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по следующим основаниям (т.1 л.д.14, 68-69):

1. В климатической характеристике Челябинского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМС» отсутствуют данные о средней максимальной температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года.

2. В расчетах рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в разделе «Метеорологические параметры» необходимо принимать среднюю максимальную температуру наружного воздуха самого жаркого месяца (ОНД-86 п. 2.4).

3. На ситуационном плане с нанесенными источниками выброса не обеспечивается заявленный масштаб. Картографический материал следует запрашивать в Управлении архитектуры и градостроительства.

4. В таблице «Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета загрязнения атмосферы» для организованных источников выбросов не заполнена графа 26.

5. В таблице «Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА) для организованных источников выбросов не заполнена графа 20.

6. В таблицах «Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета загрязнения атмосферы» и «Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ)» указать марки циклонов.

7. В таблицах приложений к разделу «Предложения по нормативам ПДВ» привести в соответствие года.

8. Таблицы в проекте выполнить шрифтом не менее 10.

9. В разделе «Список используемой литературы» указаны не действующие нормативные документы ГОСТ 17.2.3.02-77, Приказ МПР РФ от 31.12.2011 № 579, указаны не все методические документы, использованные при определении выбросов.

17.02.2017 от ООО «ЧОМЗ» поступило заявление о возврате проекта предельно допустимых выбросов на доработку в связи с замечаниями (т.1 л.д.70).

Экземпляр проекта был возвращен на доработку в связи с замечаниями, и получен по доверенности представителем предприятия.

06.03.2017 заявителем в адрес Управления Росприроднадзора направлено заявление № 3634 об установлении предельно допустимых выбросов, приложив к нему исправленный проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ, инвентаризацию вредных выбросов, справку о фоновых концентрациях, справку о климатических характеристиках, копию ОГРН, копию ИНН, санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.12.2016, ответы на замечания (т.1 л.д.13, 71-72).

Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «ЧОМЗ» направлено от 12.04.2017 № 3122 об отклонении от утверждения материалов по установлению предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в связи с тем, что замечания, выставленные письмом управления от 01.02.2017 № 623 устранены не в полном объеме (по пункту 6 устранены частично), где также пояснило, что необходимо предоставить дополнительно по откорректированному по замечаниям проекту нормативов ПДВ для ООО «Челябинский опытныймеханический завод (т.1 л.д.73-74):

1. В разделе 2 «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы» указать:

- годовые объемы и характеристику основных видов сырья для производства продукции;

- обосновать классификацию видов пыли, выделяющейся от технологического оборудования;

- привести характеристику существующего газоочистного оборудования (ГОУ) с указанием его эффективности;

- привести сведения о залповых и аварийных выбросах.

2. В таблице «Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета загрязнения атмосферы» обосновать скорость и объем ГВС на выходе из источников № 0001, 0002, 0005;

3. В таблице «План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выброса» в графе 9 по источнику выбросов № 0005 привести концентрацию загрязняющих веществ (мг/м3 при н.у.), обосновать метод контроля.

4. В Отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (приложение 1):

- в таблице «Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ)» по источникам выделений №1, 2 в графах 9, 10, 11 привести количество загрязняющих веществ, отходящих от источников выделений (источники выбросов № 0001, 0002);

- в таблице «Источники выбросов загрязняющих веществ (ИЗА)» обосновать скорость и объем ГВС на выходе из источников № 0001, 0002, 0005, обосновать высоту трубы источников выбросов № 0001, 0002;

- в таблице «Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ)» уточнить наименование и марку газоочистного оборудования;

- в таблице «Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (в целом по предприятию)» обосновать наличие показателей по графе 4, 5 по загрязняющим веществам диалюминия триоксид (код 101), хрома трехвалентные соединения (код 228);

5. В разделе «Расчет выбросов загрязняющих веществ» (приложение 5):

- обосновать выбор метода проведения инвентаризации ИЗА и выбор конкретных методик расчетного определения состава и количества выбросов загрязняющих веществ;

- обосновать классификацию видов пыли, выделяющейся от технологического оборудования; - обосновать расчет выбросов от источников № 6001, 6004, 6005 с указанием вида и количества перерабатываемого материала с учетом одновременности работы оборудования по каждому источнику выделения;

- обосновать по источнику № 6005 выбросы загрязняющего вещества «взвешенные вещества» при работе заточного станка.

6. Отсутствуют результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ по принятым инструментальным методам, которые следует привести в форме таблицы п. 4.1 Приложения 4 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб, 2012» со ссылкой на представленные результаты инструментальных измерений.

14.04.2017 от ООО «ЧОМЗ» поступило заявление о возврате проекта предельно допустимых выбросов на доработку в связи с замечаниями (т.1 л.д.75).

Экземпляр проекта был возвращен на доработку в связи с замечаниями, и получен по доверенности представителем предприятия.

19.05.2017 заявителем направлено на имя руководителя Управления Росприроднадзора Курятникова В.В. письмо с просьбой об утверждении повторно поданных нормативов ПДВ и указало, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при повторной подаче орган исполнительной власти рассматривает только устранение замечаний заявителем, в связи с чем, у него не имеется законных оснований для предъявления «новых» замечаний и требований об их устранении (т.1 л.д.76-77).

Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «ЧОМЗ» письмо от 09.06.2017 № 5175 в котором указало, что замечания, изложенные в письме от 12.04.2017 № 3122, выставлены уже по доработанному проекту в новой редакции, в связи с чем, являются обоснованными (т.1 л.д.50, 78-79).

29.06.2017 ООО «ЧОМЗ» обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с жалобой на бездействие должностных лиц при рассмотрении конкретных замечаний, на формальные ответы не по существу вопроса, затягиванию процесса предоставления государственных услуг, необеспечение всестороннего и полного рассмотрения предоставленного заявителем пакета документов, с просьбой утвердить нормативы ПДВ. представленные на основании заявления от 06.03.2017 (т.1 л.д.80-81).

24.07.2017 заместителем руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области по жалобе на нарушение порядка предоставления государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов для ООО «ЧОМЗ» вынесено решение № 1 (т.1 л.д.84-86).

Письмом от 25.07.2017 № 6780 Управление Росприроднадзора по Челябинской области сообщило заявителю о том, что на основании принятого решения от 24.07.2017 № 1 «По жалобе на нарушение порядка предоставления государственной услуги» им принято решение отказать в удовлетворении жалобы (т.1 л.д.87).

Не согласившись с отказом Управления Росприроднадзора, выраженном в письме от 12.04.2017 № 3122 «Об установлении нормативов выбросов», заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности вынесенного отказа и отсутствия нарушения прав заявителя.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Согласно статье 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Так, пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 (далее - Положение №183), установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В пункте 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414 (далее - Административный регламент) предусмотрено, что для предоставления государственной услуги для установления ПДВ заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора пакет документов, в том числе, проект ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и заявителя в целом или его отдельных производственных территорий (с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного заявителя или его отдельных производственных территорий).

Пунктом 39 Административного регламента предусмотрена следующая процедура по установлению ПДВ, включающая административные действия:

- прием и регистрация заявления и документов заявителя, необходимых для установления ПДВ, в случае наличия основания для отказа в приеме документов заявителя, предусмотренного пунктом 17 Административного регламента, подготовка, подписание и направление в адрес заявителя письма о таком отказе;

- назначение ответственного специалиста для рассмотрения зарегистрированного заявления и документов заявителя, необходимых для установления ПДВ;

- проверка комплектности представленных документов заявителя на соответствие перечню документов, указанному в подпункте «а» пункта 12 Регламента, в случае установления некомплектности указанных документов подготовка, подписание и направление в адрес заявителя письма об отказе в предоставлении государственной услуги при установлении ПДВ по причине некомплектности документов;

- формирование и направление межведомственных запросов, в случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы, указанные в подпункте «а» пункта 15 Регламента;

- рассмотрение заявления и документов заявителя;

- подготовка и подписание приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ или подготовка и подписание письма заявителю с мотивированным отказом в установлении ПДВ в случае выявления в заявлении или документах, указанных в подпункте «а» пункта 12 Регламента, неполной, недостоверной или искаженной информации;

- выдача (направление) заявителю заверенной копии приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ или выдача (направление) заявителю письма с мотивированным отказом в установлении ПДВ;

- информирование соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, о ПДВ, установленных заявителю, для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору);

- передача в архив территориального органа Росприроднадзора документов, на основании которых установлены ПДВ.

В соответствии с пунктом 19 Административного регламента основания для отказа в предоставлении государственной услуги при установлении ПДВ является представление документов, указанных в подпункте «а» пункта 12 Административного регламента, не в полном объеме (некомплектность документов).

В силу пункта 49 Административного регламента в случае, если в заявлении или документах, указанных в подпункте «а» пункта 12 Регламента, содержится полная, достоверная и неискаженная информация, ответственный специалист подготавливает проект приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ, который передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись руководителю территориального органа Росприроднадзора или лицу, его замещающему, имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.

В случае выявления в заявлении или документах, указанных в подпункте «а» пункта 12 Регламента, неполной, недостоверной или искаженной информации, ответственный специалист подготавливает проект письма с мотивированным отказом в установлении ПДВ с указанием конкретной причины отказа в установлении ПДВ, который передается на визирование начальнику уполномоченного подразделения и на подпись руководителю территориального органа Росприроднадзора или лицу, его замещающему, имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.

Результатом выполнения административного действия является подписание приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ или подписание письма заявителю с мотивированным отказом в установлении ПДВ.

Из системного анализа вышеназванных положений Административного регламента следует, что предусмотренные пунктом 12 Регламента документы должны содержать полную и достоверную информацию, в противном случае они не могут считаться поданным надлежащим образом, что в свою очередь является основанием для отказа заявителю в установлении ПДВ.

Как следует из материалов дела, Управление Росприроднадзора в порядке пункта 49 Административного регламента отклонило от утверждения представленные обществом материалы по установлению предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по основанию представления неполной, недостоверной информации.

Таким образом, процедура предоставления государственной услуги для установления ПДВ для общества по первоначально поданному заявлению окончена письмом управления от 01.02.2017 №623, как это предусмотрено пунктом 39 Административного регламента. Проект ПДВ возвращен заявителю.

Указанный отказ заявителем не оспорен, заявитель согласился с наличием основания для отказа в утверждении проекта ПДВ.

Возможность повторного обращения с устранением нарушения по проекту ПДВ предусмотрена только в пункте 42 Административного регламента, в случае отказа в приеме заявления и документов, но не при отказе в удовлетворении заявления в установлении ПДВ.

Таким образом, доводы заявителя о том, что с момента первоначального обращения заявителя с первым проектом ПДВ и до получения оспариваемого отказа в установлении ПДВ по второму проекту является единой административной процедурой, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку противоречат порядку оказания государственной услуги, установленному действующим законодательству.

Результатом выполнения административного действия является подписание приказа территориального органа Росприроднадзора об установлении ПДВ или подписание письма заявителю с мотивированным отказом в установлении ПДВ.

Вторичное обращения заявителя с проектом ПДВ правомерно рассмотрено административным органом как обращение с новым заявлением, в связи с чем, инициирована новая процедура по рассмотрению заявления и приложенному к нему проекту ПДВ.

Рассмотрев указанное обращение, управление письмом от 12.04.2017 № 3122 об отклонении от утверждения материалов по установлению предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в связи с тем, что замечания, выставленные письмом управления от 01.02.2017 № 623 устранены не в полном объеме (по пункту 6 устранены частично), где также пояснило, что необходимо предоставить дополнительно по откорректированному по замечаниям проекту нормативов ПДВ для ООО «Челябинский опытный механический завод:

1. В разделе 2 «Характеристика предприятия как источника

загрязнения атмосферы» указать:

- годовые объемы и характеристику основных видов сырья для производства продукции;

- обосновать классификацию видов пыли, выделяющейся от технологического оборудования;

- привести характеристику существующего газоочистного оборудования (ГОУ) с указанием его эффективности;

- привести сведения о залповых и аварийных выбросах.

2. В таблице «Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета загрязнения атмосферы» обосновать скорость и объем ГВС на выходе из источников № 0001, 0002, 0005.

3. В таблице «План-график контроля нормативов ПДВ на источниках выброса» в графе 9 по источнику выбросов № 0005 привести концентрацию загрязняющих веществ (мг/м3 при н.у.), обосновать метод контроля.

4. В Отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (приложение 1):

- в таблице «Источники выделения загрязняющих веществ (ИВ)» по источникам выделений №1, 2 в графах 9, 10, 11 привести количество загрязняющих веществ, отходящих от источников выделений (источники выбросов № 0001, 0002);

- в таблице «Источники выбросов загрязняющих веществ (ИЗА)» обосновать скорость и объем ГВС на выходе из источников № 0001, 0002, 0005, обосновать высоту трубы источников выбросов № 0001, 0002;

- в таблице «Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ)» уточнить наименование и марку газоочистного оборудования;

- в таблице «Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация (в целом по предприятию)» обосновать наличие Показателей по графе 4, 5 по загрязняющим веществам диалюминия триоксид (код 101), хрома трехвалентные соединения (код 228).

5. В разделе «Расчет выбросов загрязняющих веществ» (приложение 5):

- обосновать выбор метода проведения инвентаризации ИЗА и выбор конкретных методик расчетного определения состава и количества выбросов загрязняющих веществ;

- обосновать классификацию видов пыли, выделяющейся от технологического оборудования;

- обосновать расчет выбросов от источников № 6001, 6004, 6005 с указанием вида и количества перерабатываемого материала с учетом одновременности работы оборудования по каждому источнику выделения;

- обосновать по источнику № 6005 выбросы загрязняющего вещества

«взвешенные вещества» при работе заточного станка.

6. Отсутствуют результаты инструментального определения характеристик выбросов загрязняющих веществ по принятым инструментальным методам, которые следует привести в форме таблицы п. 4.1 Приложения 4 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб, 2012» со ссылкой на представленные результаты инструментальных измерений.

Проект ПДВ также возвращен заявителю, что последним не оспаривалось.

Судом апелляционной инстанции в целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, требующих специальных знаний, на основании статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен специалист Коркниа Наталья Александровна – инженер эколог, руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторных испытаний».

Указанным лицом был исследован спорный проект ПДВ, а также замечания, выставленные Управлением Росприроднадзора.

В судебном заседании специалистом Коркиной Н.А. даны пояснения.

Специалист указала, что замечания, выставленные Управлением Росприроднадзора, по проекту ПДВ, выразившиеся в письме-отказе от 12.04.2017 № 3122 обоснованны (кроме замечания 4 «-в таблице «Источники выделения ЗВ (ИВ)» по источникам выделения №1, №2 в графах 9, 10, 11 провести количество ЗВ, отходяших от источников выбросов (ИЗА 0001, 0002)). Данные замечания являются существенными: проект ПДВ не соответствует установленным требованиям нормативным документов по оформлению к содержанию проекта ПДВ, проект ПДВ содержит неполную, недостоверную и искаженную информацию: несоответствия влияют на перечень выбрасываемых загрязняющих веществ, на количество выбросов, на установление норм выбросов, а также на результаты расчетов рассеивания по ним.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции признает обоснованным возражение Управления Росприроднадзора, что допущенные ООО «ЧОМЗ» недостатки в изложении содержания и оформлении проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу указывают на наличие неполной, недостоверной или искаженной информации.

Выявление в представленных ООО «ЧОМЗ» документах неполной, недостоверной или искаженной информации является в соответствии с пунктом 49 Административного регламента основанием для принятия решения об отказе в установлении нормативов предельно допустимых выбросов.

Обоснованное и законное решение Управления Росприроднадзора не может нарушить права и охраняемые законом интересы заявителя.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 65, 66, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отказал ООО «ЧОМЗ» в удовлетворении заявленных требований.

Судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.

Оснований для переоценки доказательств, выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 21.06.2018 N 2646, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2018 по делу № А76-32380/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Челябинский опытный механический завод» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Челябинский опытный механический завод» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.06.2018 №2646.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.А. Иванова

Судьи:

В.Ю. Костин

А.П. Скобелкин