ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-3530/17 от 19.09.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10469/2017

г. Челябинск

26 сентября 2017 года

Дело № А76-3530/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 по делу № А76-3530/2017 (судья Мрез И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Бажовский» - Андреевских Д.Е. (доверенность от 15.05.2017, паспорт);

Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области ФИО1 (доверенность от 10.01.2017, удостоверение).

Открытое акционерное общество «Бажовский» (далее - заявитель, ОАО «Бажовский») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство, государственный орган) в котором просит:

1.Признать незаконным с 29.12.2016 бездействие Министерства, выраженное в не включении в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, определенный Приказом от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости», а также Приказом от 29.12.2016 № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости», здания с кадастровым номером 74:36:0202004:655.

2. Обязать Министерство включить в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости (Приказом от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости», а также Приказом от 29.12.2016 № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости») здание с кадастровым номером 74:36:0202004:655 и направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в сети Интернет.

3. Признать незаконным с 29.12.2016 бездействие Министерства, выраженное в не включении в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, определенный Приказом от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости», а также Приказом от 29.12.2016 № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости», здания с кадастровым номером 74:36:0202004:48.

4. Обязать Министерство включить в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости (Приказом от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости», а также Приказом от 29.12.2016 № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости») здание с кадастровым номером 74:36:0202004:48 и направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в сети Интернет.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2017) требования ОАО «Бажовский» удовлетворены: признано незаконным с 29.12.2016 бездействие Министерства, выраженное в не включении в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (определен Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П в редакции Приказа Министерства имущества и природных ресурсов от 29.12.2016 №280-П) зданий с кадастровыми номерами: - 74:36:0202004:655; - 74:36:0202004:48. Также арбитражный суд обязал Министерство включить здания с кадастровыми номерами: - 74:36:0202004:655; -74:36:0202004:48 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (определен Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25.12.2015 № 302-П в редакции Приказа Министерства имущества и природных ресурсов от 29.12.2016 № 280-П), направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения указанных зданий и разместить его на официальном сайте Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в сети Интернет.

Министерство (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывает, что довод заявителя о том, что оспариваемые объекты используются фактически для размещения торговых объектов назначение которых подтверждено только договорами аренды и следовательно подлежат включению в Перечень необоснован, поскольку включение объектов в Перечень на основании договоров аренды без проведения обследования не возможно. Обращений от заявителя о проведении соответствующих проверок оспариваемых объектов в адрес Министерства не поступало. Также, сведения о назначении оспариваемых объектов, содержащиеся в договорах аренды не могут быть использованы для включения этих объектов в Перечень, поскольку данные документы не относятся к документам технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра»по Челябинской области заявителю выданы два кадастровых паспорта на указанный объект недвижимости:от 05.08.2012 № 1479, 74-74-01/429/2008/281 – на помещение с кадастровым номером 74:36:0202004:48, площадью 5468,7 кв.м, по адресу <...>, литера Б/10, Б/11, Б/12, Б/13; от 17.02.2015 №7400/101/15-129961 – напомещение с кадастровым номером 74:36:0202004:655, площадью 2971,2 кв.м, по адресу <...> (т.1 л.д.18-25).

Стоимость помещения с кадастровым номером 74:36:0202004:48 определена в сумме 24 960 513,98 руб., а в кадастровом паспорте 17.02.2015 №7400/101/15-129961 – в сумме 40 896 072,19 руб.

Нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:655 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0202004:659 (предыдущие кадастровые номера земельного участка 74:36:0202004:653, 74:36:0202004:657) с разрешенным использованием – объекты административно-делового назначения (т.1 л.д.18, л.д. 129-130, т.2 л.д. 23, 30).

Нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:48 расположено на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0202004:35 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 74:36:0202004:26) с разрешенным использованием – объекты административно-делового назначения (т.2 л.д.5, 9).

Земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0202004:659, 74:36:0202004:48 находятся в территориальной зоне Б.1. (многофункциональная общественно-деловая территориальная зона), с основными видами разрешенного использования – объекты административно- делового назначения, объекты торгово-развлекательного назначения (сообщение Главного управления архитектуры и градостроительства от 16.02.2016);

Категория земель: земли населенных пунктов – объекты административно-делового назначения (выписка из ЕГРП);

Разрешенное использование - объекты административно-делового назначения (кадастровая выписка).

Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:48, расположенное по адресу: <...>, используется для размещения торговых объектов, что подтверждается договором аренды здания № 02 от 04.05.2009, дополнительных соглашений №4 от 22.08.2013, № 5 от 21.04.2014, № 6 от 21.04.2015, № 7 от 18.12.2015 к договору аренды здания № 02 от 04.05.2009 (т.1 л.д. 26-37, 44- 487).

В соответствии с условиями указанного договора аренды и дополнительных соглашений к нему ОАО «Бажовский» (арендодатель) предоставляет за плату во временное владение и пользование (в аренду), а ЗАО «Управляющая компания «СТАРТ» принимает в аренду здание (объект аренды) для осуществления торговой деятельности, связанной с розничной торговлей товарами для дома и ремонта, оказанием услуг и используется для организации гипермаркета.

Нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:655, расположенное по адресу: <...>, используется для размещения торговых объектов, что подтверждается договором аренды нежилых помещений № 686 от 13.11.2014, дополнительного соглашения № 1 от 12.05.20115 к договору аренды нежилых помещений № 686 от 13.11.2014 (т.1 л.д. 50-58).

В соответствии с условиями указанного договора аренды и дополнительного соглашения к нему, ОАО «Бажовский» (арендодатель) предоставляет, а ООО «Молл» (арендатор) принимает во временное возмездное пользование нежилые помещения (помещение). Арендатор имеет право на осуществление в помещении коммерческой деятельности, а именно на размещение магазина розничной торговли с правом использования помещений под административные, складские и подсобные помещения и организацией зоны погрузки, разгрузки товара.

Согласно документам технического учета (инвентаризации), а именно экспликации № 2 (стр. 11) технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:48 от 20.05.2010, оспариваемый объект недвижимости представляет с собой торговый зал, площадью 4 661,4 кв.м. из общей площади - 5468,7 кв.м.

Согласно документам технического учета (инвентаризации), а именно технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0202004:655 от 20.05.2010, оспариваемый объект недвижимости является торговым комплексом.

Приказом Министерства от 25.12.2015 №302-П «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2017 год.

Письмом от 07.02.2017 ОАО «Бажовский» просило Министерство включить в Перечень объектов недвижимого имущества зданий с кадастровыми номерами 74:36:0202004:655 и 76:36:0202004:48.

Министерство отказало ОАО «Бажовский» во включении в Перечень объектов недвижимого имущества указанных зданий.

Полагая, что действия Министерства по не включению принадлежащих обществу помещений в Перечень, не соответствуют закону и нарушают права общества в сфере экономической деятельности, ОАО «Бажовский» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект недвижимости соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, должен был быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, в связи с чем, пришел к выводу, что со стороны государственного органа имеется незаконное бездействие, допущенное им на момент утверждения спорного перечня на 2017 год 29.12.2016 и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено этой статьей (п. 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2).

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (пункт 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Челябинской области такой порядок установлен Правительством Челябинской области 29.01.2016 № 35-П, действующий с 02.02.2016. В соответствии с этим Порядком, Министерство является органом, осуществляющим мероприятия по определению вида фактического использования (п. 2). Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов объектов нежилого фонда, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п. 3). Для целей этого Порядка используется понятие - объект организации бытового обслуживания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), предназначенные и (или) фактически используемые для оказания бытовых услуг, оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания бытовых услуг (п. 4). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5). Мероприятия по определению вида фактического использования проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к этому Порядку (п. 6). Обследование объектов нежилого фонда проводится в соответствии с утверждаемым ежегодно Министерством планом проверок. План проверок подлежит уточнению с учетом вновь выявленных объектов недвижимого имущества (п. 8). По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме согласно приложению 2 к этому Порядку (п. 14). Информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования в срок не позднее 5 календарных дней с даты проведения указанных мероприятий размещается на официальном сайте Министерства (п. 16). Копия составленного акта представляется Министерством правообладателю объекта нежилого фонда на основании его обращения в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого обращения (п. 17). В случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования правообладатель объекта нежилого фонда вправе в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования на официальном сайте Министерства обратиться в Министерство с заявлением о пересмотре вида фактического использования объекта недвижимого имущества межведомственной комиссией, образованной при Министерстве (п. 19).

Приказом Министерства от 25.12.2015 № 302-П в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2017 год.

Как установлено судом первой инстанции, здания с кадастровыми номерами 74:36:0202004:48, 74:36:0202004:655 поставлены на кадастровый учет ранее даты утверждения спорного Перечня на 2017 год, соответственно с определением его кадастровой стоимости как объекта недвижимости, оно подпадает под критерии, установленные пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно техническим паспортам спорные объекты недвижимости являются торговым комплексом.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что со стороны заинтересованного лица имеет место незаконное бездействие по невключению спорных объектов в Перечень и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.

По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 по делу № А76-3530/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи Е.В. Бояршинова

И.А. Малышева