ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-36413/2022 от 02.11.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6964/23

Екатеринбург

07 ноября 2023 года

Дело № А76-36413/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С. О.,

судей Черкезова Е.О., Жаворонкова Д.В.

при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – общество «Перспектива», концессионер), Администрации города Троицка Челябинской области (далее – Администрация, концедент) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу № А76-36413/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании в Арбитражном суде Челябинской области приняли участие представители:

Администрации – Брунцова М.В. (доверенность от 23.01.2023 № 20, паспорт, диплом);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Управление, антимонопольный орган) – Покинь-Соха А.А. (доверенность от 17.01.2023 № 25, служебное удостоверение, диплом);

Прокуратуры Челябинской области – Кулишов Д.М. (доверенность от 01.11.2023, служебное удостоверение);

В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняла участие представитель общества «Перспектива» – Калачева Е.Г. (доверенность от 25.12.2020 № 35/2021, паспорт).

Ходатайство общества «Перспектива» об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы в связи с невозможностью представителя участвовать в судебном заседании удовлетворению не подлежит, поскольку отсутствуют основания предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Общество «Перспектива» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконным решения от 01.08.2022 № К/9203/22 об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения от 28.04.2017.

Администрация также обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 01.08.2022 № К/9203/22.

Определением суда первой инстанции от 19.12.2022 дела
№ А76- 36413/2022 и № А76-36510/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер
№ А76-36413/2022.

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Челябинской области, Губернатор Челябинской области и Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство).

Также участие в деле приняла Прокуратура Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Перспектива» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что концессионные правоотношения сторон возникли в отношении совокупности имущества (источник и тепловые сети, состав которого определен приложением № 1 к Концессионному соглашению), являющегося системой коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей производство, передачу и распределение тепловой энергии.

Кроме того, общество обращает внимание суда округа на то, что суды, квалифицируя правоотношения между концедентом и концессионером, в части имущества, в отношении которого не предусмотрено мероприятий по строительству или реконструкции/модернизации, как договор аренды, нарушили положения части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и специальные нормы, регулирующие взаимоотношения по аренде объектов теплоснабжения, находящихся в государственной/муниципальной собственности.

Настаивает на том, что судами не учтено, что по условиям концессии и положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ) обязательства концессионера не ограничиваются исключительно созданием и реконструкцией объекта соглашения, а включают в себя также осуществление определенной соглашением деятельности, в рассматриваемом случае – деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии потребителям, расположенным на территории центральной части города Троицка с использованием объекта Концессионного соглашения.

Общество обращает внимание суда округа на то, что вопрос о злоупотреблении правом при рассмотрении дела не поднимался и не исследовался, в связи с чем, полагает, что стороны были лишены возможности представить доказательства, доводы и возражения в данной части, что, по мнению общества, является прямым нарушением норм процессуального права.

Администрацией в кассационной жалобе приводятся аналогичные доводы.

Также, по мнению администрации, концессия содержит определенную сторонами модель совместного финансирования как создания, так и реконструкции объекта соглашения.

Администрация указывает на то, что возможность изменения концессионного соглашения (в том числе в части размера платы концедента) прямо установлена законом, это является гарантией прав концессионеров и согласуется с обязанностью концедента принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера, при этом закон не содержит ограничений на изменение существенных условий концессионного соглашения.

Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что судами не учтено, что на момент проведения концессионного конкурса по заключению Концессионного соглашения стороны были лишены возможности достоверно знать состояние тепловых сетей.

В отзывах на кассационную жалобу Управление, Прокуратура просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дели установлено судами, 28.04.2017 по итогам открытого конкурса между муниципальным образованием «город Троицк» Челябинской области в лице Главы города Троицка Челябинской области и обществом «Перспектива», а также субъектом Российской Федерации — Челябинской областью, в лице Губернатора Челябинской области по результатам проведенного в 2017 году конкурса заключено концессионное соглашение (далее – концессионное соглашение, соглашение), условиями которого предусмотрено следующее: - концессионер обязуется модернизировать (реконструировать) имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, предназначенное для производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1); объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, и иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии в центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, которые подлежат модернизации (реконструкции) (далее - объект соглашения) (пункт 2.1); - в целях исполнения концессионного соглашения по модернизации (реконструкции) к объекту соглашения относятся также объекты, подлежащие созданию в рамках мероприятий, указанных в Приложении №3 к соглашению.

Состав объекта соглашения, его описание, в том числе технико-экономические показатели, приведены в Приложении №1 к соглашению (пункт 2.2).

Концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять объект соглашения, а также права владения и пользования объектом соглашения в срок, установленный в пункте 9.3 соглашения (пункт 3.1).

Передача концедентом концессионеру объекта соглашения, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами. Форма акта приема-передачи представлена в Приложении №2.

Обязанность концедента по передаче объекта соглашения считается исполненной после принятия данного объекта концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 3.2).

Концессионер обязан провести модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения в соответствии с Перечнем необходимых мероприятий в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области согласно Приложению №3 к соглашению в срок, указанный в пункте 9.2 соглашения.

При этом концессионер обязан выполнить необходимые работы по подготовке территории, необходимой для модернизации (реконструкции) объекта концессионного соглашения и для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (пункт 4.1); концедент принимает на себя часть расходов на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения.

Оплата указанных расходов осуществляется в виде платы концедента по концессионному соглашению (пункт 4.6).

Плата концедента концессионеру на модернизацию (реконструкцию) объекта концессионного соглашения составляет 300000000 (триста миллионов) рублей (пункт 4.7).

Концессионер обязан обеспечить сдачу в эксплуатацию объекта соглашения с технико-экономическими показателями, достигнутыми с учетом вложения денежных средств, в срок, указанный в пункте 9.2 соглашения (пункт 4.11).

Предельный размер расходов на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, составляет 631000000,00 (шестьсот тридцать один миллион) рублей, с учетом платы концедента 300000000 (триста миллионов) рублей и предельных расходов концессионера на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения в размере 331000000 (триста тридцать один миллион) рублей.

Задание и основные мероприятия, предусмотренные статьей 22 Закона №115-ФЗ, с описанием основных характеристик таких мероприятий приведены в Приложении №3 (пункт 4.15).

При этом, концедент предоставляет во владение и в пользование концессионера имущество, принадлежащее концеденту на праве собственности, предусмотренной в пункте 1.1 соглашения (далее – имущество).

Состав этого имущества, его описание, в том числе технико-экономические показатели, приведены в Приложении № 1 к Соглашению.

Концессионер обязан принимать все необходимые меры по поддержанию эксплуатационных свойств этого имущества (пункт 6.1); обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и имущества, образующего единое целое с объектом соглашения (пункт 6.2).

Передача концессионером концеденту объектов, указанных в пункте 2.1. и 6.1 соглашения, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами (пункт 7.2); уклонение одной из сторон от подписания акта приема-передачи признается отказом этой стороны от исполнения ею обязанностей по передачеприему объектов (пункт 7.5).

Концессионер при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1.1 соглашения, осуществляет выполнение капитальных ремонтных работ в отношении объекта соглашения (пункт 8.12);.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 15 (пятнадцати) лет (пункт 9.1).

Согласно пункту 9.2 соглашения срок модернизации (реконструкции) объекта соглашения, в том числе модернизации, замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием – до 31 декабря 2017 года с даты передачи объекта соглашения концессионеру.

Концессионная плата по соглашению не взимается (пункт 10.1).

Приложением № 1 к концессионному соглашению определены состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения. В соответствии актом приема-передачи от 28.04.2017, (приложение №2 к концессионному соглашению) концедент в соответствии с концессионным соглашением передал, а концессионер принял с 28.04.2017 имущество, поименованное в Приложении №1 к концессионному соглашению. Состояние сооружений – теплотрасс в данном акте приема-передачи при этом оценено как удовлетворительное (пункт 1).

Описание, технико-экономические показатели, назначение и состояние объектов имущества, указанных в пункте 1 настоящего акта соответствует сведениям, указанным в Приложении №1 к концессионному соглашению; стороны Концессионного соглашения подтвердили, что объект не находится в аварийном состоянии, претензий к объекту соглашения концессионер не имеет (пункт 3).

Одновременно с объектом соглашения концедент передает концессионеру надлежащим образом заверенные уполномоченным представителем Концедента следующие документы: - технические паспорта на сети теплоснабжения в количестве – 80 шт. (пункт 5).

В Приложении № 3 к концессионному соглашению определен Перечень необходимых мероприятии в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области.

В частности, указано, что в целях повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения центральной части города, обеспечения максимальной загрузки работающего оборудования концессионер должен реализовать следующие мероприятия по созданию объекта концессионного соглашения: - строительство новой газовой котельной мощностью 120МВт с подводящими сетями (срок завершения мероприятия – 2017г); - строительство подводящих сетей теплоснабжения, протяженностью 400м (срок завершения мероприятия – 2017г); - перекладка сооружения – теплотрасса (город Троицк, от коллекторной в районе ТДЗ п. Южный к зданию насосной на перекрестке ул. Красноармейской / ул. Красногвардейская), диаметром 700мм, протяженностью 2250,04м в двухтрубном исполнении (срок завершения мероприятия – 2017 год).

Сторонами подписано соглашение №1 от 31.07.2017 о порядке реализации концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицк Челябинской области от 28 апреля 2017 года, в соответствии с которым, положения пункта 4.3 концессионного соглашения должны рассматриваться как специальные и имеющие приоритет при возникновении противоречия между такими положениями и пунктом 4.1 концессионного соглашения, а именно, в случае возникновения несоответствия между технико-экономическими показателями объекта, установленными соглашением, и технико-экономическими показателями, содержащимися в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

Концессионер производит работы по модернизации (реконструкции) в соответствии с проектной документацией (пункт 1).

В целях устранения указанных в пункте I настоящего соглашения противоречий стороны согласились внести следующие изменения в Приложение №1 к концессионному соглашению: в строке №81 в столбцах 4,6 слова «протяженность подводящих селей 150 м» исключить; в строке №82 в столбцах 4,6 слова «400 м» заменить словами «95 м в двухтрубном исполнении» (пункт 2). В целях устранения указанных в пункте 1 настоящего соглашения противоречий стороны согласились внести следующие изменения в Приложение №3 к концессионному соглашению: в таблице «Мероприятия»: - в строке №2 слова «400 м» заменить словами «95 м в двухтрубном исполнении диаметром 100 мм»; в строке №3 после слов «в двухтрубном исполнении» дополнить словами «на теплотрассу протяженностью 900 метров в двухтрубном исполнении диаметром 700 мм и протяженностью 1355 метров в двухтрубном исполнении диаметром 150 мм» (пункт 3).

Изменения, поименованные в пунктах 2, 3 настоящего соглашения, вступают в силу после получения в установленном законодательством Российской Федерации порядке согласия антимонопольного органа и подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения к концессионному соглашению и распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с даты заключения концессионного соглашения (пункт 4).

Судами установлено, что доказательства получения указанного согласования со стороны УФАС по Челябинской области в материалах дела отсутствуют, антимонопольный орган соответствующий факт отрицает.

Соглашением №2 от 11.08.2017 о порядке реализации концессионного соглашения раздел IV «Модернизация (реконструкция) объекта соглашения» концессионного соглашения дополнен пунктами 4.18-4.21.

Согласно пункту 4.18, концессионер и концедент вправе досрочно завершать мероприятия, предусмотренные соглашением (Приложение № 3 к Концессионному соглашению). В этом случае стороны согласовывают перераспределение финансовых потребностей для реализации мероприятий в соответствующем периоде (при сохранении общего объема финансирования мероприятий по настоящему соглашению) в порядке, установленном действующим законодательством.

Судами установлено, что доказательства согласования условий соглашения №2 от 11.08.2017 УФАС по Челябинской области в материалах дела также отсутствуют, антимонопольный орган наличие такого согласования отрицает.

Постановлением Администрации от 28.04.2022 №634 утверждена актуализация схемы теплоснабжения Троицкого городского округа Челябинской области на период до 2029 года по состоянию на 2023 год.

Администрация 17.06.2022 обратилась в антимонопольный орган с заявлением о согласовании изменений существенных условий концессионного соглашения, приложив к заявлению в том числе текст изменений в концессионное соглашение и обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложениями.

Согласно представленному Администрацией проекту изменений в концессионное соглашение, предлагается внесение следующих изменений в содержание данного документа: 1.1. пункт 4.3 соглашения изложить в следующей редакции: «4.3. Концессионер производит работы по модернизации (реконструкции) в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, указанных в пунктах 1-3 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению в соответствии с представленной концедентом проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение экспертизы. Проектно-сметная документация передается концедентом концессионеру в течение 14 (четырнадцати) дней с даты заключения сторонами концессионного соглашения. Концессионер производит работы по модернизации (реконструкции) в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, указанных в пунктах 4-36 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению в соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение экспертизы. Концессионер обязан обеспечить разработку проектно-сметной документации в отношении каждого объекта модернизации (реконструкции) не позднее окончания первого квартала соответствующего года, в котором производятся работы.

В отношении проектно-сметной документации для мероприятий, предусмотренных п. 5-10 Приложения №3 к настоящему соглашению концессионером должно быть получено положительное заключение государственной экспертизы.

Возмещение затрат концессионера на разработку проектно-сметной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы в отношении мероприятий, предусмотренных п. 4 Приложения №3 к настоящему соглашению, осуществляется за счет платы концедента.

Разработка проектно-сметной документации и получение положительного заключения экспертизы в отношении мероприятий, предусмотренных п.11, 16, 20, 26 Приложения № 3 к настоящему соглашению, осуществляется за счет расходов концессионера»; 1.2. Пункт 4.7 соглашения изложить в следующей редакции: «4.7. Предельный размер платы концедента концессионеру на модернизацию (реконструкцию) объекта концессионного соглашения составляет 579224 128,33 рублей 33 копейки». 1.3. Пункт 4.15. изложить в следующей редакции: «4.15. Предельный размер расходов на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, 1206756 856 рублей 71 копейка, в том числе: - 631000000 рублей в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, указанных в пунктах 1-3 мероприятий приложения № 3 к настоящему соглашению, с учетом платы концедента 300000000 рублей и предельных расходов концессионера на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения в размере 331000000 рублей. - 575756856 рублей 71 копейка в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, указанных в пунктах 4-36 мероприятий приложения № 3 к настоящему соглашению, с учетом платы концедента 279224128 рублей 33 копейки и предельных расходов концессионера на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения в размере 296532728 рублей 38 копеек.

Внесение платы концедентом осуществляется при условии выделения средств областного бюджета на финансирование мероприятий, указанных в пунктах 4-10 Приложения №3 к настоящему соглашению в соответствии с указанным графиком финансирования расходов.

Расходы концессионера осуществляются при условии внесения участниками концессионного соглашения изменений в показатели нормативного уровня прибыли, установленные в Приложении №4 к настоящему соглашению, обеспечивающие возможность концессионера покрыть величину его расходов на реализацию этих мероприятий и компенсировать их.

Выполнение концессионером всех необходимых работ в отношении мероприятий, указанных в пунктах 4-10 Приложения №3 к настоящему соглашению осуществляется за счет денежных средств – платы концедента, включая работы по разработке проектно-сметной документации объекта модернизации (реконструкции) и получению положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации. Выполнение концессионером всех необходимых работ в отношении мероприятий, указанных в пунктах 11-36 Приложения №3 к настоящему соглашению осуществляется за счет денежных средств – расходов концессионера. Задание и основные мероприятия, предусмотренные статьей 22 Закона № 115-ФЗ, с описанием основных характеристик таких мероприятий приведены в Приложении № 3 к настоящему соглашению». 1.4. Раздел V изложить в следующей редакции: «V. Порядок предоставления концессионеру земельных участков.

По мероприятиям, предусмотренным в пунктах 1-3 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению, устанавливается следующий порядок: Земельные участки, на которых располагается объект соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также которые необходимы для модернизации (реконструкции) объекта концессионного соглашения, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) в соответствии с законодательством Российской Федерации на срок, который устанавливается концессионным соглашением. Договоры аренды (субаренды) земельных участков должны быть заключены с концессионером не позднее чем через пять рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения. Расчет арендной платы за пользование земельными участками осуществляется в соответствии с действующими нормативноправовыми актами муниципального образования «город Троицк» Челябинской области. Описание земельных участков, в том числе их кадастровые номера, местоположение, площадь, описание границ, приведено в Приложении №8 к настоящему соглашению. Перечень и описание земельных участков, указанных в Приложении №8 к настоящему соглашению, подлежат уточнению по мере формирования земельных участков и оформления имущественных прав концедента на участки под объектами соглашения.

Договоры аренды (субаренды) земельных участков подлежат государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке и вступают в силу с момента данной регистрации. Расходы по государственной регистрации указанного договора несет концессионер.

Концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка.

Прекращение срока действия настоящего соглашения является основанием для прекращения предоставленных концессионеру прав в отношении земельного участка.

Концессионер вправе по решению концедента возводить на земельном участке, находящемся в собственности концедента, объекты недвижимого имущества, не входящие в состав объекта соглашения, предназначенные для использования при осуществлении концессионером деятельности по настоящему соглашению.

По мероприятиям, предусмотренным в пунктах 4-36 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению устанавливается следующий порядок: Земельные участки, на которых располагаются объекты модернизации (реконструкции), указанные в пунктах 4-36 Приложения №3 к настоящему соглашению и которые необходимы для осуществления концессионером работ по их модернизации (реконструкции), предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) на срок, необходимый концессионеру для производства работ по проектированию и модернизации (реконструкции).

Земельные участки должны быть переданы концедентом концессионеруне позднее 31 марта соответствующего года, в котором планируется выполнение работ в соответствии с пунктами 4-36 Приложения №3 к настоящему соглашению.

После завершения работ земельные участки подлежат возврату концеденту в 10-дневный срок.

В отношении сооружений-теплотрасс, определенных в Приложении №1 к настоящему соглашению, стороны дополнительно согласовывают порядок передачи концессионеру земельных участков, с учетом установленного нормативными правовыми актами порядка определения охранной зоны».

Пункт 8.5 после слов «концессионер обязан» дополнить словами: 10 «в отношении мероприятий, указанных в пунктах 1-3 Приложения №3 к настоящему соглашению,». Пункт 8.9 дополнить абзацем следующего содержания: «В целях обеспечения возможности концессионера покрыть величину его расходов на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 4-36 Приложения №3 к настоящему соглашению и компенсировать их, участники концессионного соглашения обязуются в установленном действующим законодательством порядке внести изменения в показатели нормативного уровня прибыли, установленные в Приложении №4 к настоящему соглашению».

Пункт 9.2. изложить в следующей редакции: «9.2. Сроки осуществления отдельных этапов модернизации (реконструкции) объекта соглашения предусмотрены Приложением №3 к настоящему соглашению. Предельный срок модернизации (реконструкции) объекта соглашения, поименованного в пунктах 1-3 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению, в том числе модернизации, замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием – до 31 декабря 2017 года с даты передачи объекта соглашения Концессионеру. Предельный срок модернизации (реконструкции) объекта соглашения, поименованного в пунктах 4-36 мероприятий Приложения №3 к настоящему соглашению – до 31 декабря 2028 года.

Концессионер вправе перенести сроки начала и окончания модернизации (реконструкции) при несоблюдении концедентом сроков внесения платы концедента и/или сроков передачи земельных участков, которые он обязан был передать по условиям концессионного соглашения».

Пункт 16.7 дополнить абзацем следующего содержания: «В случае если на момент окончания срока действия концессионного соглашения концессионером не будет получено возмещения фактически понесенных им расходов на исполнение условий настоящего концессионного соглашения (в том числе расходы на создание/реконструкцию и эксплуатацию объекта концессионного соглашения), подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (в т.ч. с учетом цен (тарифов), установленных с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), срок действия настоящего концессионного соглашения должен быть продлен на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, с соблюдением требований, установленных законодательством РФ для такого продления. расходы Концессионера, не возмещенные на момент окончания срока действия концессионного соглашения (в т.ч. с учетом срока его продления), подлежат возмещению в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим пунктом концессионного соглашения». Проектом соглашения также вносятся следующие изменения в Приложение №3 к концессионному соглашению от 28.04.2017 «Перечень необходимых мероприятий в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области»: Таблица, содержащая мероприятия и сроки завершения их модернизации (реконструкции) дополнена строками 4-36, в которых указываются мероприятия по реконструкции участков тепловой сети с установлением сроков завершения модернизации (реконструкции) с 2023 года по 2028 год.

Наименование Приложения №6 к концессионному соглашению от 28.04.2017 года излагается в следующей редакции: «Порядок направления платы концедента на финансирование расходов на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения по мероприятиям, предусмотренным в пунктах 1-3 приложения № 3 к концессионному соглашению».

Кроме того, проектом концессионное соглашение дополняется Приложением №6.1 «Порядок направления платы концедента и расходов концессионера на финансирование расходов на модернизацию (реконструкцию) объекта соглашения по мероприятиям, предусмотренным в пунктах 4-36 Приложения №3 к концессионному соглашению», в котором подробно раскрываются источники финансирования, условия и размер оплаты концедента за выполнение концессионером мероприятий, предусмотренных в пунктах 4-36 Приложения №3 к концессионному соглашению, и отмечается, что внесение платы концедентом осуществляется при условии выделения средств областного бюджета на финансирование мероприятий, указанных в пунктах 4-10 Приложения №3, в соответствии с указанным графиком финансирования расходов, а также устанавливается, что расходы концессионера – это общий объем средств, направляемых концессионером на финансирование расходов в отношении мероприятий, указанных в пунктах 11- 36 Приложения №3 к концессионному соглашению, который составляет 296532728,38 руб.

Решением УФАС по Челябинской области от 01.08.2022 №АК/9203/22 Администрации отказано в согласовании изменений условий концессионного соглашения со ссылкой на то обстоятельство, что представленные Администрацией в антимонопольный орган документы о согласовании изменения условий концессионного соглашения в части изменения мероприятий по модернизации (реконструкции) тепловых сетей с одновременным увеличением расходов на их проведение, в том числе за счет платы концедента, порядка предоставления земельного участка и порядка возмещения фактически понесенных расходов концессионера не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 №368 (далее – Правила №368), не связаны с наличием таких оснований, что в соответствии с подпунктами «б», «е» пункта 14 Правил №368 является основанием для ОТК

Письмом от 04.08.2022 № АК/9294/22 антимонопольный орган исправил опечатку в указанном решении.

Полагая, что решение УФАС по Челябинской области от 01.08.2022 №АК/9203/22 противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество и Администрация обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не установили оснований для признания оспоренного решения незаконным.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения регулируются Законом № 115-ФЗ.

На основании части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2).

Согласно части 3 статьи 13 Закона №115-ФЗ, концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.

Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 31 указанной статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 Закона о концессионных соглашениях.

В силу части 3.4 статьи 13 Закона №115-ФЗ концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

В соответствии с частью 3.8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

На основании части 34 статьи 13 Закона № 115-ФЗ концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

Статьей 20 Закона о концессионных соглашениях установлены гарантии прав концессионеров, в том числе, на изменение условий концессионного соглашения в установленных данной нормой случаях.

В силу части 38 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 43 закона концессионных соглашениях для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 Закона о концессионных соглашениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014
№ 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее – Правила), устанавливающие порядок получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, а также основания для согласования либо отказа в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.

Так, одним из оснований согласования изменений условий концессионного соглашения является утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесение изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).

Пунктом 14 установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым антимонопольным органом может быть отказано в согласовании изменений условий концессионного соглашения.

В частности, подпунктами «б», «е» пункта 14 предусмотрено, что антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил; если предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Судами установлено, что концессионное соглашение от 28.04.2017 было заключено с ООО «Перспектива» по итогам открытого конкурса.

Действовавшая по состоянию на 28.04.2017 редакция Закона №115-ФЗ предусматривала, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3); концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.

К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного (часть 2 статьи 3).

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3).

При этом в силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 10 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно было включать в себя в том числе следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения.

Судами с учетом указанных положений, а также буквального толкования содержания пункта 2.1 концессионного соглашения от 28.04.2017 правомерно учтено, что соглашение заключено только в отношении объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области, в отношении которых в пунктах 1-3 Приложения №3 к концессионному соглашению прямо указаны мероприятия по созданию объектов концессионного соглашения в 2017 году (строительство новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями (пункт 1); строительство подводящих сетей теплоснабжения протяженностью 400 м. (пункт 2); перекладка сооружения - теплотрасса (город Троицк, от коллекторной в районе ТДЗ поселка Южный к зданию насосной на перекрестке улицы Красноармейской / улицы Красногвардейская), диаметром 700 мм., протяженностью 2250,04 м. в двухтрубном исполнении (пункт 3).

При этом, как верно установили суды, изначально заявленный объем финансирования работ по созданию и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области в отношении объекта данного концессионного соглашения был заложен именно в отношении указанных мероприятий, тогда как в отношении 80 сооружений-теплотрасс, вошедших в состав объекта концессии по условиям представленного на согласование соглашения, какие-либо затраты на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения не предусматривались.

В части указанных 80 сооружений-теплотрасс концессионное соглашение регулирует только вопросы передачи концессионеру права владения и пользования в их отношении и установление обязательства по осуществлению деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии с их использованием.

Соответственно, как верно заключили суды, концессионные правоотношения в отношении 80 сооружений-теплотрасс (по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения), поименованных в Приложении №1 к концессионному соглашению, фактически не возникли, а концессионер (общество «Перспектива») получил указанные 80 сооружений-теплотрасс только во владение и пользование.

При этом, судами справедливо учтено, что включение в условия концессионного соглашения указанных условий не свидетельствует о незаключенности либо недействительности такого смешанного договора в целом, однако, не привело к возникновению в указанной части (в отношении 80 сооружений-теплотрасс) именно концессионных отношений.

В связи с чем, суды пришли к правомерному выводу о том, что предусмотренные пунктами 4-36 Приложения №3 к проекту соглашения мероприятия, равно как и дополнительная плата концедента, предусмотренная в целях возмещения затрат на эти мероприятия (279224128 руб. 33 коп.) представляют собой не изменение условий действующего концессионного соглашения в отношении данных сооружений-теплотрасс (ввиду отсутствия подлежащих изменению условий в этой части), а расширение условий концессионного соглашения (распространение концессионного соглашения на дополнительны объекты), произведенное в обход предусмотренных законом конкурсных процедур.

Соответственно, как верно указали суды, предлагаемые к согласованию изменения нарушают требования части 1 статьи 13 Закона №115-ФЗ, обязывающие заключать концессионное соглашение путем проведения соответствующего конкурса.

Судами также учтено, что при заключении концессионного соглашения по указанным обстоятельствам соглашение достигнуто не было, участники конкурсной процедуры в 2016 году не могли предположить о возможном включении в соглашение указанных условий.

Кроме того, суды при постановке указанных выводов исходили из отсутствия в материалах дела доказательств осуществления обществом «Перспектива» с 28.04.2017 предусмотренных пунктами 4-36 проекта соглашения мероприятий по реконструкции указанных 80 сооружений -теплотрасс (включая мероприятия по их переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения). При этом судами учтено, что проведенные мероприятия в отношении этих объектов, на которые ссылается общество, соответствуют условиям пользования соответствующими объектами, характерными для владения и пользования (текущий ремонт).

Отклоняя доводы общества и Администрации о том, что концессионные правоотношения сторон возникли в отношении совокупности имущества (источник и тепловые сети), являющегося системой коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей производство, передачу и распределение тепловой энергии потребителям, судами учтено, что действительно, необходимость проведения реконструкции тепловых сетей подтверждена заключениями специализированной организации общества с ограниченной ответственностью «Южно-Уральский Центр экспертизы промышленной безопасности» от 10.10.2019 №013-211, от 10.10.2019 №013- 212, от 10.10.2019 №013-213 и от 29.12.2021 №ЗС-394-ТО-2021. При этом, постановлением Администрации от 28.04.2022 №634 утверждена схема теплоснабжения г. Троицка.

Вместе с тем, исходя из положений подпункта «г» пункта 2 Правил №368 судами правомерно принято во внимание, что согласование изменений условий концессионного соглашения (когда предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем) в случае утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесения изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, возможно только при условии того, что стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства.

Кроме того, судами учтено, что в целях применения Закона № 115-ФЗ (часть 3 статьи 3) к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона №115-ФЗ, концессионное соглашение должно включать в себя такое существенное условие, как обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции.

Суды обоснованно указали, что действующее концессионное соглашение, несмотря на общее указание необходимости осуществления модернизации (реконструкции) имущества и соответствующую обязанность концессионера, а также распределение между сторонами сделки расходов на такую модернизацию (реконструкцию) не предусматривает необходимые для этого задание и основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий, то есть, не предусматривает конкретные обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции.

Однако, несмотря на это, условия соглашения утверждены сторонами сделки и приняты к исполнению.

Пунктом 4.15 действующего концессионного соглашения установлен предельный размер расходов на модернизацию (реконструкции) объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером (631 миллион рублей).

Между тем, как верно установили суды, концессионное соглашение не предусматривает осуществление мероприятий по реконструкции сетей теплоснабжения. В то же время Приложением №3 к концессионному соглашению определен исчерпывающим перечень мероприятий по созданию объекта соглашения: строительство новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями; строительство подводящих сетей теплоснабжения, протяженностью 400 м; перекладка сооружения – теплотрасса.

То есть, соглашением охватывается лишь создание указанных объектов, тогда как предложенным изменением этого соглашения на реконструкцию сетей теплоснабжения предусмотрено дополнительное выделение более 500 миллионов рублей, чем фактически создается предмет нового концессионного соглашения (реконструкция сетей теплоснабжения), на что правомерно указал суд первой инстанции.

При этом, обязательства по созданию соответствующих объектов в рамках концессионного соглашения (мероприятия по пунктам 1-3 Приложения №3 к концессионному соглашению) фактически были исполнены обществом «Перспектива» до обращения Администрации в антимонопольный орган в 2022 году.

Судами также правомерно учтено, что согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 06.07.2022 №СП/64405/22 при решении вопроса о согласовании изменений условий концессионного соглашения на основании подпункта «г» пункта 2 Правил №368 внесение изменений в концессию путем включения мероприятий по реконструкции участков тепловых сетей возможно при условии, что изменение схемы теплоснабжения влечет за собой невозможность выполнения обязательств концессионного соглашения.

Однако, как установлено судами, заявителями не указано, какое именно положение концессионного соглашения не может быть исполнено сторонами ввиду утверждения Администрацией актуализации схемы теплоснабжения.

Доказательств, подтверждающих невозможность выполнения концессионных соглашений в материалы дела не представлено, с даты заключения соглашения (28.04.2017) и по 2022 год условия соглашения исполнялись с учетом фактического состояния сетей теплоснабжения муниципального образования.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание, что заключая концессионное соглашение на длительный, период (15 лет), в отсутствие предусмотренных соглашением мероприятий по модернизации (реконструкции) сетей теплоснабжения, стороны сделки должны были осознавать возникновение необходимости проведения реконструкции сетей теплоснабжения, но не приняли меры, направленные на включение в соглашение соответствующих условий, учитывая, установив, что состоявшееся впоследствии утверждение актуализации схемы теплоснабжения, предусматривающей мероприятия по реконструкции (модернизации) тепловых сетей не подтверждает невозможность выполнения сторонами сделки принятых при заключении концессионного соглашения обязательств; учитывая, что обществом «Перспектива» в период действия концессионного соглашения не осуществлялись расходы на реконструкцию сетей теплоснабжения ввиду отсутствия мероприятий по их реконструкции при заключении концессионного соглашения; принимая во внимание, что факт исчерпания несущей способности строительных конструкций тепловых сетей и наличии опасности обрушения несущих конструкций сетей теплоснабжения в отсутствие реконструкции тепловых сетей сам по себе не является основанием для изменения условий концессионного соглашения в обход установленных законом конкурсных процедур, и Администрация не лишена правовой и фактической возможности объявить конкурс, направленный на передачу в концессию спорных 80 сооружений-теплотрасс, а общество «Перспектива», в свою очередь, не лишено правовой и фактической возможности принять участие в этом конкурсе на общих основаниях, учитывая, что Правилами № 368 не предусмотрена возможность частичного согласования изменений условий концессионного соглашения, суды пришли к правильному выводу о наличии установленных подпунктами «б» и «е» пункта 14 Правил №368 оснований для отказа в согласовании изменений условий концессионного соглашения.

Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).

Учитывая, что при рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса, оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда округа не имеется.

Все доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе заявителями, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателями жалоб положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2023 по делу № А76-36413/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», Администрации города Троицка Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.О. Иванова

Судьи Е.О. Черкезов

Д.В. Жаворонков