ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-3669/17 от 15.02.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-297/18

Екатеринбург

19 февраля 2018 г.

Дело № А76-3669/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  19 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т. П.,

судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества                             с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-2» (далее - ООО «ЖЭУ-2», общество, заявитель) на решение  Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2017 по делу № А76-3669/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления                            в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы                                 к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель ООО «ЖЭУ-2» - ФИО1 (доверенность от 09.01.2018).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее - МУП «ЧКТС»), представители которого в судебное заседание         не явились.

ООО «ЖЭУ - 2» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области                  с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее - ГУ «ГЖИ Челябинской области», управление)               о признании недействительным предписания от 26.12.2016 № 5735/1                       об устранении выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2017 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                  от 08.11.2017 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным                    в материалы дела.

Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что судами обеих инстанций не дана оценка доводу общества о произведении управлением неверных замеров в момент проверки. Однако  сведения в акте от 10.01.2017                 о параметрах температуры, выданном МУП «ЧКТС» противоречат сведениям содержащемся в акте ГУ «ГЖИ Челябинской области».

ООО «ЖЭУ - 2» считает также, что представленные МУП «ЧКТС» сведения являются достоверными, поскольку фиксируются автоматически техническими устройствами, где исключен человеческий фактор.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжения                     ГУ «ГЖИ Челябинской области» от 22.12.2016 № 5735 в отношении                     ООО «ЖЭУ-2» проведена выездная внеплановая проверка, о чем составлен акт  от 26.12.2016 № 5735.

По результатам проверки  выдано предписание от 26.12.2016 № 5735/1              об устранении выявленных нарушений,  в котором обществу предписано в срок 30.12.2016 устранить выявленные нарушения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации в отношении жилого дома по ул. Котина, д. 7а, г. Челябинск путем  обеспечения надлежащего содержания системы водоснабжения МКД: 1.1 в подвальном помещении выполнить работы по устранению капельной течи (ржавчина, хомуты)  на трубопроводе системы горячего водоснабжения п. 18, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества                      в многоквартирном доме, и порядке их оказания  и выполнения» (вместе                            с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») (далее - постановление «О минимальном перечне услуг и работ»)                                и п. 5.1.1 постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170); обеспечение надлежащего содержания системы отопления МКД: 2.1. Привести температуру воздуха в жилых помещениях  в соответствии со стандартами (СанПиН 2.1.2.2645-10) п. 18, 19 постановления от 03.04.2013 № 290; п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.17 Правил № 170.

Полагая, что указанное предписание нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли                           к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены                            или изменения.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону                или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав                        и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской                     или иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений                                в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

На основании п. 2, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491  «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг                   и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - постановление         от 13.08.2006 № 491), в состав общего имущества включаются, в том числе крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Требования, порядок обслуживания и ремонт жилищного фонда установлены Правилами № 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими                 и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию                                   и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу названного постановления.

В соответствии  с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума                             от 29.09.2010 № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ предусмотрено,                       что  общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения                            в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов                             и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода)                          и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния                       и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу  в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае                                                   их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики)                    и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

В силу п. 5.1.1 Правил № 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными                         в установленном порядке. Организация, обслуживающая жилищный фонд,                                       и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы. Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение № 11;                           п. 5.1.3 Правил № 170).

Пунктом 5.2.1 Правил № 170 предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна, в том числе обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления, а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                                               «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. В соответствии с п 1, 5, 8 ст 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию                                у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований                          к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.

В соответствии с п. 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 градусов (в угловых комнатах +20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и ниже) - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градуса). При этом, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) -                не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении                     в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом                         на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.

Из анализа указанных выше норм следует, что при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям  ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.

Установив, что между ООО «ЖЭУ - 2» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома 01.04.2015  заключен договор № 2/КТ-7А управления многоквартирным домом, суды сделали правильные выводы                 о том, что в отношении общего имущества для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>,   ООО «ЖЭУ - 2»  является управляющей организацией, соответственно,  на общество возложена ответственность   за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества  в многоквартирном доме путем обеспечения состояния общего имущества   на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества вне зависимости от указания перечня коммунальных услуг в договоре управления.

При  установленных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку тепловая энергия приобреталась ООО «ЖЭУ-2»                    в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам спорного многоквартирного жилого, то к правоотношениям сторон также применимы Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений                                                       в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила                         № 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги                                  с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Судами установлено  и материалами дела подтверждено (акт проверки                          от 26.12.2016 № 5735, письмо ООО «ЖЭУ-2» от 09.01.2017 о выполнении работ по устранению капельной протечки на трубопроводе системы горячего водоснабжения)  ненадлежащее содержание обществом инженерной системы теплоснабжения  и системы отопления МКД.

Правильно применив указанные выше нормы права, суды  сделали правильный вывод  о том, что о ООО «ЖЭУ-2» по отношению к собственникам квартир является как поставщиком тепловой энергии, так и управляющей компанией, отвечающей за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, в связи с чем  на  ООО «ЖЭУ-2» возложена обязанность  проведения работ по обследованию и ремонту общего имущества спорного дома.

Таким образом, оценив  по своему внутреннему убеждению, основанному   на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательства, доводы  и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 65, 66, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание акт проверки от 26.12.2016 № 5735, который является достоверным доказательством, отражающим выявленные в ходе проверки нарушения, подписанный представителем общества и собственником квартиры № 17 дома № 7а, по ул. Котина, г. Челябинска без каких-либо замечаний, суды пришли                        к обоснованным выводам о наличии оснований для вынесения  в отношении общества оспариваемого предписания, а также отсутствия нарушения  прав                       и законных интересов ООО «ЖЭУ-2».

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств, послуживших основанием для принятия ГУ «ГЖИ Челябинской области» ненормативного акта, возлагается                    на последнего, что не исключает обязанности заявителя жалобы доказать                           те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих возражений, однако таких доказательств в материалы дела ООО «ЖЭУ-2» не представлено.

Судами дана оценка актам замеров температуры воздуха, в том числе                      в квартире № 17, который, по мнению заявителя, подтверждает соответствие температура воздуха в данной квартире установленным стандартам, согласно которой, судами  установлено,  что указанные акты составлены позднее даты проведения проверки, в связи с чем не приняты в качестве надлежащего доказательства.

При установленных обстоятельствах суды правомерно отказали ООО «ЖЭУ-2»  в удовлетворении заявленных требований.

Данный вывод  судов обеих инстанций  переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор                               по существу.

При рассмотрении спора доказательства, представленные в  материалы дела, исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов                                    и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.

Доводы  ООО «ЖЭУ-2» , изложенные в кассационной жалобе, основаны                               на ошибочном толковании положений законодательства,                                                  регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Отклоняя каждый из доводов заявителя в отдельности, суды обеих инстанций установили все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела с учетом существа спора, на основании доводов                        и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права,  дав им надлежащую правовую  оценку.                        При этом иное толкование норм права, иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела   не свидетельствует  о незаконности принятых по делу судебных актов. Само по себе несогласие общества  с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов                    в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2017 по делу                    № А76-3669/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-2» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Т.П. Ященок

Судьи                                                                            Е.А. Поротникова

Н.Н. Суханова