ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-42121/2021 от 01.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4021/22

Екатеринбург

02 августа 2022 г.

Дело № А76-42121/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Логист» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2022 по делу
№ А76-42121/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Логист» (далее – заявитель, общество УК «Логист», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – заинтересованное лицо, жилищная инспекция) от 15.11.2021 № 21-5140-2 5054.

Решением суда от 01.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 07.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество УК «Логист» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению общества, контейнерная площадка, ограждение которой предписано установить, не входит в состав общедомового имущества в связи с тем, что используется собственниками помещений иных многоквартирных домов, земельные участки под многоквартирным домом не сформированы, их границы не определены.

Со ссылкой на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также судебную практику судов общей юрисдикции общество УК «Логист» указывает, что обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, в условиях отсутствия соответствующего решения о включении спорного земельного участка с контейнерной площадкой в состав общего имущества, а также в отсутствие договора на ее обслуживание, лежит на органах местного самоуправления.

Кроме того заявитель также полагает неправомерным использование Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, в связи с тем, что последние потеряли свою актуальность.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что жилищной инспекцией на основании распоряжения от 10.11.2021 № 21-5140 5054 в отношении общества УК «Логист» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой по адресу: <...> выявлено частичное разрушение металлического ограждения контейнерной площадки, отсутствие ограждения и покрытия площадки для крупногабаритных отходов, что является нарушением пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее ? Минимальный перечень).

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 15.11.2021 № 21-5140-1 5054.

Жилищной инспекцией по факту выявленных нарушений 15.11.2021 вынесено предписание № 21-5140-2 5054 с указанием обществу до 24.12.2021 устранить выявленные нарушения по адресу: <...>, представить акт выполненных работ.

Общество, считая оспариваемое предписание незаконным, обратилось в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 20, 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016, положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установил, что управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, направленные на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, в связи с чем общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <...>, обязано организовать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «д (2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 (далее – Правила № 491), пункт 26 (1) Минимального перечня), поэтому суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для вынесения жилищной инспекцией в адрес общества оспариваемого предписания.

Суд апелляционной инстанции выводы суда поддержал, признал их законными и обоснованными.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее ? Правила № 1039).

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил № 170).

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 Правил № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт «д (2)» пункта 11 Правил № 491).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) определен перечень работ по содержанию жилых домов.

Разделом III Правил № 170 установлен, в том числе, порядок содержания придомовой территории.

В силу пункта 3.7.1 Правил № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

В силу пункта 3.7.4 Правил № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.

Правила № 170 разработаны в соответствии с утратившим силу с 01.03.2005 Законом Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», однако являются действующими. При этом в силу подпункта «а» пункта 1.2 Правил № 170, положения этих Правил распространяются в том числе на частный жилищный фонд (жилищный фонд находящийся в собственности граждан и юридических лиц), то есть, указанные Правила обязательны для исполнения собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, которые взяли на себя обязательства по содержанию частного жилищного фонда.

Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах.

В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.

Таким образом, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Судами установлено, что общество УК «Логист» осуществляет управление многоквартирным домом № 55 по ул. Строителей в г. Магнитогорске, следовательно, несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, включая место (площадку) накопления отходов.

Из материалов дела следует, что жилищной инспекцией выявлено нарушение заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.

В ходе проведенной проверки осуществлен осмотр контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: <...>, в ходе которого установлено частичное разрушение металлического ограждения контейнерной площадки, отсутствие ограждения и покрытия площадки для крупногабаритных отходов.

Общество «УК «Логист» оспаривает наличие у него обязанности по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Судами установлено и заявителем не оспаривается, что на территории МКД имеется используемое собственниками помещений спорного МКД место сбора твердых бытовых отходов, на котором материалами проверки установлено частичное разрушение металлического ограждения контейнерной площадки, отсутствие ограждения и покрытия площадки для крупногабаритных отходов, в нарушение положений Правил № 170.

Общество указывает, что расположение контейнерной площадки за пределами земельного участка МКД, на земельном участке, принадлежащем муниципалитету, не входит в состав общего имущества спорного МКД.

Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с информацией, размещенной на сайте https://dom.gosuslugi.ru/#!/public-tko/tkoview/878f2cb9-fb9f-488b-b75a-dd939b0e3066 контейнерная площадка с наименованием «02010167, Кластер Магнитогорский, <...>» размещена по адресу <...>.

Судом апелляционной инстанции указано, что в силу расположения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи спорного МКД с указанием адреса ее расположения, соответствующего адресу спорного МКД, и использования площадки собственниками помещений спорного МКД, заявитель обязан проводить работы, предусмотренные Минимальным перечнем, включая работ по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка МКД.

Также в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора, при этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.

Суды отметили, что из буквального содержания оспариваемого предписания не следует возложение на заявителя обязанностей, не предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативно-правовыми актами.

Кроме того суды верно указали, что само по себе возможное использование такого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов жителями других многоквартирных домов (включая дома, не находящиеся в управлении заявителя), не освобождает общество, как организацию, осуществляющую управление общим имуществом многоквартирного дома, на придомовой территории которого расположено место (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, от обязанности выполнять предусмотренные законом требования к содержанию такой площадки.

Довод общества о невозможности применения положений Правил № 170 к деятельности управляющей организации, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.

Кроме того довод заявителя о том, что обязанность по содержанию контейнерной площадки лежит на региональном операторе, как исполнителе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по организации, содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возложена на организации, осуществляющие управление общим имуществом соответствующих многоквартирных домов (подпункт «д» (2) пункта 11 Правил № 491, пункт 26(1) Минимального перечня № 290).

При таких обстоятельствах выводы судов о законности предписания являются правомерными, соответствующими обстоятельствам дела.

Ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам общество УК «Логист», вновь приведенным в кассационной жалобе. Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.02.2022 по делу
№ А76-42121/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Логист» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи В.А. Лукьянов

Т.П. Ященок