ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-10470/2017
г. Челябинск | |
19 сентября 2017 года | Дело № А76-4311/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2017 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДорСтройСервис» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2017 по делу № А76-4311/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области – ФИО1 (доверенность от 15.11.2016, удостоверение), ФИО2 (доверенность от 18.01.2017, удостоверение).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее – истец, Управление Росприроднадзора) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью «ДорСтройСервис» (далее – ответчик, ООО «ДорСтройСервис», общество) о взыскании ущерба в размере 22 959 200 руб. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 21.06.2016 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А76-14270/2016.
Протокольным определением Арбитражного суда Челябинской области производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 30.06.2017) требования удовлетворены: с ООО «ДорСтройСервис» в пользу бюджета муниципального образования Сосновский муниципальный район взыскана сумма ущерба, причиненного лесным почвам, в результате самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы при разработке месторождения полезных ископаемых в размере 22 959 200 руб. Также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 000 руб.
ООО «ДорСтройСервис» (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО «ДорСтройСервис» указывает, что необходимо по данной категории дел доказывать следующие обстоятельства: факт наступления вреда; необходимость восстановления; затраты, необходимые на восстановление.
Также при подаче иска о взыскании реального ущерба истце должен доказать необходимость несения таких расходов и их предполагаемый размер. Однако, факт необходимости несения истцом расходов не установлен.
Податель жалобы считает, что отсутствуют доказательства причинной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями (не определены сами последствия), доказательства вины ответчика, само событие возникновения вреда, необходимость его возмещения.
Общество полагает, что требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех элементов ответственности в совокупности. При отсутствии хотя бы одного из обстоятельств иск не подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика.
В судебном заседании лица, представители истца считают, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ДорСтройСервис» имеет лицензию на право пользования недрами ЧЕЛ №00877ТЭ, согласно которой заявителю предоставлено право пользования недрами для разведки и добычи строительного камня на Прохоро-Баландинском месторождении гранодиоритов, расположенном на участке в 0,5км южнее с. Б. Баландино Сосновского района Челябинской области.
30.07.2014 в Управление поступило обращение №1331 от Челябинского областного бюджетного учреждения «Шершневское лесничество» Главного управления лесами Челябинской области о самовольном снятии, уничтожении почв при обработке месторождения полезных ископаемых ООО «ДорСтройСервис» (т.1 л.д.45).
В связи с чем, на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 13.08.2014 №218-2014 в отношении заявителя проведена проверка (т.1 л.д.53-55), в ходе которой установлены следующие обстоятельства.
В ходе осмотра земельного участка в квартале 173 части выделов 2, 5 Шершневского лесничества (координаты N 55°21´459´´ Е 061°27´472´´) на северо-запад от деревни Прохорово Сосновского района зафиксирован факт производства работ по разработке карьера, при этом плодородный слой почвы снят с территории земельного участка и заскладирован по бортам карьера.
Указанный участок лесного фонда, на котором ООО «ДорСтройСервис» вело разработку карьера по добыче полезных ископаемых, расположен южнее участка, предоставленного заявителю на основании договора аренды от 18.08.2012 №342.
При осмотре участка лесного фонда проведен обмер площади земельного участка, с которого было произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы. Площадь составила 27 500 м2.
По результатам проверки составлен акт обследования территории (акватории) №218-2014 на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.08.2014, обмер площади земельного участка от 21.08.2014, план-схема к акту обследования, схематический чертеж земельного участка, а также проведена фотосьемка (т.1 л.д.15-20).
Приведенные обстоятельства расценены административным органом как нарушения требований статьи 4 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды (далее – Федеральный закон №7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).
Размер вреда причиненного лесным почвам, при самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы при разработке месторожденияполезных ископаемых ООО «ДорСтройСервис» в квартале 173 части выделов 2 и 5 Долгодеревенского участкового лесничества ЧОБУ «Шершневское лесничество» составил 22 959 200 (двадцать два миллиона девятьсот пятьдесят девять тысяч двести) рублей (согласно расчету) (т.1 л.д.9-12).
Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «ДорСтройСервис» было направлена претензия № 1195 от 27.02.2015 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 22 959 200 руб., которое направлено ответчику (т.1 л.д. 37-44).
Между тем, действий по возмещению причиненного вреда водному объекту не последовало.
Неуплата указанной суммы в добровольном порядке явилась основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно статьям 77 и 78 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Причиненный окружающей среде вред подлежит возмещению, он определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Судом первой инстанции установлено, Управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Статьей 12 Земельного кодекса предусмотрено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Исходя из требований абзаца 7 статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статьей 1 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона №7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением №632.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе №7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у ООО «ДорСтройСервис» отсутствуют правоустанавливающие документы на лесной участок в квартале 173 части выделов 2, 5 Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества. Таким образом, при разработке карьера на лесном участке ООО «ДорСтройСервис» произведено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 27 500 м2.
Следовательно, факты причинения ответчиком вреда земельным ресурсам подтверждается материалами дела. Доказательств, опровергающих сведения, содержащихся в документах, представленных истцом, ответчиком при рассмотрении дела не представлено.
При расчете размера причиненного вреда истцом применена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238.
Согласно п. 3 «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010. № 238 , исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах, произведен в соответствии с «Методикой исчисления вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 26.11.2007 № 806, от 11.10.2014 №1038.
Размер вреда причиненного лесным почвам, при самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы при разработке месторождения полезных ископаемых ООО «ДорСтройСервис» в квартале 173 части выделов 2 и 5 Долгодеревенского участкового лесничества ЧОБУ «Шершневское лесничество» составил 22 959 200 руб.
Довод подателя жалобы об отсутствии доказательств причинной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, отсутствие доказательств вины ответчика, опровергается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2016 по делу №А76-14270/2016.
По состоянию на момент подачи заявления ответчиком не представлены документы, подтверждающие осуществление в установленном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Доводы ответчика направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2017 по делу № А76-4311/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДорСтройСервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
И.А. Малышева