ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-6318/2022
г. Челябинск
04 июля 2022 года
Дело № А76-44081/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2022 по делу № А76-44081/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» - ФИО1 (доверенность от 01.05.2022, диплом),
Администрации Миасского городского округа – ФИО2 9доверенность от 01.06.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее - ООО «ЖЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании постановления от 01.12.2021 № 90 административной комиссии Миасского городского округа (далее – административная комиссия, административный орган) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (далее - Закон № 584-ЗО), незаконным.
Определением арбитражного суда от 23.12.2021 указанное заявление в порядке статей 125, 126, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определением арбитражного суда от 24.02.2022, в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, суд в соответствии со статьями 136, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного производства.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
ООО «ЖЭК», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие полномочий у административной комиссии на вынесение оспариваемого постановления, поскольку постановление Администрации Миасского городского округа от 09.08.2016 № 4418 не было опубликовано. Мусорная площадка закреплена по адресу <...>, а не по адресу <...>. Полагает, что управляющая организация привлечена к ответственности за неисполнение обязанностей по управлению общим имуществом многоквартирного дома, что является лицензионным требованием, при этом полномочия по проведению проверок соблюдения лицензионного законодательства административной комиссии не передавались.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу административная комиссия ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.11.2021 в 10.40 часов административным органом установлен факт невыполнения ООО «ЖЭК» работ по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения мусора, отходов производства и потребления в г. Миасс вблизи дома № 22 по ул. Молодежная, а именно: обществом не проведены работы по устройству ровного бетонного или асфальтового покрытия, устройству ограждения (бордюра) высотой 7-10 см, исключающего возможность скатывания контейнеров на колесах на проезжую часть, оборудованию площадки ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, оснащению площадки металлическим бункером или устройству специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов, что является нарушением подпунктов 6 и 7 пункта 71, подпункта 5 пункта 160 и пунктов 161, 162 «Правил благоустройства территории Миасского городского округа», утвержденных решением Собрания депутатов Миасского городского округа № 5 от 27.09.2019 (далее - Правила № 5).
11.11.2021 административным органом составлен протокол об административном правонарушении (т. 1 л.д. 83).
01.12.2021 постановлением административного органа № 90 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона № 584-ЗО, в виде предупреждения (т. 1 л.д. 22).
Не согласившись с оспариваемым постановлением, ООО «ЖЭК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, отсутствуют процессуальные нарушения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон № 584-ЗО (статья 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона № 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона № 584-ЗО).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 583-ЗО «Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (далее – Закон № 583-ЗО) органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее - органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов) на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области.
Частями 2 3 и статьи 2 Закона № 583-ЗО установлено, что административные комиссии создаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Административные комиссии действуют на основании положений об административных комиссиях, утверждаемых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Постановлением Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 09.08.2016 № 4418 утверждено Положение об административной комиссии Миасского городского округа.
Постановлением Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 18.11.2021 № 5553 утвержден состав Административной комиссии Миасского городского округа.
Таким образом, протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом.
Довод апеллянта о неопубликовании постановления Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 09.08.2016 № 4418 об утверждении Положения об административной комиссии Миасского городского округа подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 64 Устава Миасского городского округа (ред.от 29.04.2016) официальным опубликованием муниципального правового акта является публикация его в издании, определяемом в качестве источника официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления, решением Собрания депутатов округа.
Пунктом 1 решения Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 30.08.2013 № 26 «О порядке публикации правовых актов органов местного самоуправления в Миасском городском округе» средство массовой информации для публикации правовых актов органов местного самоуправления Миасского городского округа выбирается в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
23.05.2016 в установленном порядке между Администрацией Миасского городского округа и редакцией газеты «Миасский рабочий» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг, где пунктом 1.3. согласовано, что исполнитель обязуется оказать услуги по публикации нормативно-правовых актов Администрацией Миасского городского округа в сетевом издании «Миаский рабочий.RU».
Как следует из скриншота с сайта сетевого издания «Миаский рабочий.RU» постановление Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 09.08.2016 № 4418 об утверждении Положения об административной комиссии Миасского городского округа опубликовано в установленном порядке.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 12 статьи 3 Закона № 584-ЗО установлена ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением установленных органами местного самоуправления сроков и порядка проведения работ по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством.
Объектом являются общественные отношения в области установленных органами местного самоуправления сроков и порядка проведения работ по содержанию мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления.
Объективная сторона выражается в невыполнении работ или выполнение работ с нарушением установленных органами местного самоуправления сроков и порядка по содержанию и уборке объектов благоустройства, а именно мест и (или) сооружений для сбора, временного хранения и размещения, переработки мусора, отходов производства и потребления.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, ответственные за содержание и уборку объектов благоустройства.
Субъективная сторона характеризуется виной, которая для юридических лиц заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Норма статьи части 12 статьи 3 Закона № 584-ЗО является бланкетной и отсылает к положениям Правил благоустройства соответствующего муниципального образования.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии со статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039).
Пунктом 2 Правил № 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3 Правил № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил № 1039).
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах.
Таким образом, из указанного регулирования следует, что к полномочиям органа местного самоуправления относится создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведение их реестра и установление требований к содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Правилах благоустройства муниципального образования.
Решением от 27.09.2019 № 5 Собрания депутатов Миасского городского округа утверждены Правила благоустройства территории Миасского городского округа
В соответствии с пунктом 41 Правил № 5 объекты благоустройства это - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп твердых коммунальных отходов.
Подпунктами 6, 7 пункта 71 Правил № 5 установлено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать содержание придомовых территорий с расположенными на них элементами озеленения, благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирных домов объектами; выполнять благоустройство отведенных и прилегающих территорий и содержать их в чистоте.
Подпунктом 5 пункта 160 Правил № 5 установлено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения обеспечивают накопление отходов в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с отходами, заключенным с региональным оператором по обращению с ТКО по Карабашскому кластеру.
В силу пунктов 161, 162 Правил № 5 для установки контейнеров (бункеров), складирования крупногабаритных отходов должна быть оборудована контейнерная площадка, соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов настоящих Правил.
Удаление контейнерной площадки от жилых домов, детских учреждений, мест отдыха, иных объектов должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Площадка для ТКО и крупногабаритных отходов должна иметь ровное бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,2 %, сетчатое или сплошное ограждение высотой 1,5 - 2,0 м, ограничена бордюром, подъездные пути для беспрепятственного проезда мусоровоза и погрузки ТКО и крупногабаритных отходов, примыкающие к сквозному проезду или позволяющие осуществить свободный разворот мусоровоза. При использовании контейнеров на колесах площадка должна иметь ограждение (бордюр) высотой 7 - 10 см, исключающий возможность скатывания контейнеров на проезжую часть, а при наличии основания площадки выше уровня земли - пандус от проезжей части, позволяющий осуществлять выкатывание контейнеров на колесах к месту разгрузки.
Таким образом, Правилами благоустройства территории Миасского городского округа к объектам благоустройства отнесены контейнерные площадки, которые должны быть оборудованы в порядке, установленном пунктом 162 Правил № 5.
Согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Миасского городского округа от 10.11.2021 № 2344/6 (т. 1 л.д. 85), контейнерная площадка по улице Молодежная, 22, в г. Миассе находится в собственности помещений многоквартирного дома № 22, управляющей компанией которого является ООО «ЖЭК», доказательств того, что собственники помещений многоквартирного дома № 22 по ул. Молодежной в г. Миассе не пользуются указанной контейнерной площадкой, материалы дела не содержат.
Следовательно, ООО «ЖЭК» является управляющей организацией многоквартирного дома № 22 по ул. Молодежная в г. Миассе, именно на общество Правилами № 5 возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки в установленном порядке.
Таким образом, ООО «ЖЭК» является субъектом вменяемого административного правонарушения, обязано оборудовать контейнерную площадку, расположенного по адресу: в г. Миасс вблизи дома № 22 по ул. Молодежная, в порядке, установленном пунктом 161 Правил № 5, чего сделано не было.
Доводы подателя апелляционной жалобы об ином расположении контейнерной площадки противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам: реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории Миасского городского округа от 10.11.2021 № 2344/6, фототаблицам и акту выездного обследования от 09.11.2021 (т.1, л.д.12-19).
Представленный обществом реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Миасского городского округа по состоянию на 09.12.2020 является неотносимым доказательством по делу, так как событие административного правонарушения обнаружено административным органом 09.11.2021.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом доказано наличие в бездействии ООО «ЖЭК» события, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 3 Закона № 584-ЗО.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного правонарушения установлена таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения требований правил благоустройства, материалы дела не содержат. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
Из материалов дела следует, что у заявителя отсутствовали препятствия и имелась возможность для выполнения работ в соответствии с Правилами № 5 по содержанию места (площадки) накопления ТКО по адресу: <...>, однако ООО «ЖЭК» не предприняло необходимых и достаточных мер по их выполнению.
Таким образом, административным органом установлен и доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 3 Закона № 584-ЗО.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено. Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены ввиду их недоказанности.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
К обществу применена административная ответственность в виде предупреждения.
Довод апеллянта о том, что заявитель привлечен к ответственности за неисполнение обязанностей по управлению общим имуществом многоквартирного дома, что является лицензионным требованием, противоречит обстоятельствам настоящего дела и подлежит отклонению.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная обществом платежным поручением от 04.05.2022 № 619 государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2022 по делу № А76-44081/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 04.05.2022 № 619 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин