ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-4451/2021 от 14.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1814/22

Екатеринбург

18 апреля 2022 г.

Дело № А76-4451/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Краснобаевой И.А., Тороповой М.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021 по делу №А76-4451/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по тому же делу

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) – Герасимова А.Б. (доверенность от 27.01.2022 № 168).

Управление земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района (далее - Управление земельными и имущественными отношениями) обратилось в Кусинский районный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации от 07.06.2019 № 74/999/001/2019-1871121, уведомления об отказе государственной регистрации от 09.09.2019 № 74/999/001/2019-187121, об обязании провести государственную регистрацию прекращения права собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 м, соор. № 1.

Решением Кусинского районного суда Челябинской области от 10.08.2020 по делу № 2а-103/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26.01.2021 по делу № 11а-66/2021 решение Кусинского районного суда Челябинской области от 10.08.2020 по делу № 2а-103/2020 было отменено, дело по заявлению Управления земельными и имущественными отношениями к Управлению Росреестра о признании незаконными решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу № А76-4451/2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кусинского городского поселения, Министерство имущества Челябинской области, Администрация Кусинского муниципального района, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

Решением суда от 05.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление земельными и имущественными отношениями просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, судами не учтены положения пункта 2 статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», допускающих прекращение права собственности на земельный участок основании заявления любого собственника такого земельного участка. Заявитель утверждает, что само по себе отсутствие урегулированного федеральным законодательством порядка определения (выбора) субъекта публичной власти, к собственности которого Управлением Росреестра следует отнести земельный участок в случае отказа собственника от права собственности на данный земельный участок не должно нарушать конституционные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В письменных пояснениях по кассационной жалобе Управление Россреестра просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км, coop. № 1, зарегистрировано право собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru/#/search/55.392371539803996,59.468058781771326/18/@5w3tqxnjb?text=74% 3A14% 3A0123004% 3A8&type=1&opened=74% 3A14% 3A123004% 3A8) указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.04.2012, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеет вид разрешенного использования - под объектами размещения отходов потребления.

Администрацией Кусинского муниципального района 16.05.2019 издано распоряжение № 480-р о погашении права собственности Кусинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км, coop. № 1, общей площадью 37110+/-67, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещения полигона для складирования, изоляции и обезвреживания.

В распоряжении указано, что погашение права собственности производится на основании списания объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:14:0123004:12, 74:14:0123004:13, 74:14:0123004:10, 74:14:0123004:11, 74:14:0123004:9, расположенных в пределах земельного участка.

Администрация Кусинского муниципального района 30.05.2019 обратилась в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км, coop. № 1.

Уведомлением от 07.06.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 Управление Росреестра в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) приостановило государственную регистрацию в связи с тем, что не представлены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав муниципальной собственности. В уведомлении указано, что при отказе от права собственности на земельный участок одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Отказ от права собственности со стороны муниципального образования не предусмотрен.

В Управление Росреестра 15.07.2019 Администрацией Кусинского муниципального района представлено заявление от 12.07.2019 № 2032 об отмене решения о приостановке государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок.

Рассмотрев представленные с заявлением № 74/74/999/001/2019-187121 документы в целях устранения причины приостановления осуществления государственной регистрации, Управлением Росреестра принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8. На основании пункта 5 части статьи 26 Закона № 218-ФЗ, осуществление действий по государственной регистрации приостановлено до 06.09.2019, о чем заявителю было сообщено уведомлением от 17.07.2019 № 74/74/999/001/2019-187121.

В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, о чем заявителю было направлено уведомление от 09.09.2019 № 74/999/001/2019-187121.

Полагая, что решения Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) – незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пунктов 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрен перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно пункту 4 статьи 56 Закона № 218-ФЗ при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

С учетом указанных правовых норм, суды правильно исходили из того, что отказ собственника (гражданина или юридического лица) от права собственности на земельный участок не может приводить к его бесхозяйному статусу, такой земельный участок поступает в собственность городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Следовательно, публичный собственник земельного участка применительно к положениям пункта 1 статьи 235 ГК РФ, статьи 44, пункта 2 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации не может отказаться от своего права собственности на такой земельный участок, поскольку, в конечном счете, вновь станет вопрос об отнесении его к публичной форме собственности.

Федеральным законодательством установлен специальный порядок отчуждения муниципальной собственности, прекращение права муниципальной собственности может быть произведено только в результате распоряжения муниципальным имуществом.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности решений регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации и последующем отказе в государственной регистрации прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, поскольку в рассматриваемой ситуации оснований для прекращения права собственности на указанный земельный участок в инициированном администрацией порядке не имелось, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы с учетом изложенного не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2021 по делу №А76-4451/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи И.А. Краснобаева

М.В. Торопова