ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-45392/2021 от 09.11.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6180/23

Екатеринбург

10 ноября 2023 г.

Дело № А76-45392/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Черкезова Е.О., Гавриленко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2023 по делу № А76-45392/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 08.06.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования системы видеоконференцц-связи приняли участие представители Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – министерство, заинтересованное лицо) – Пимштейн Н.В. (доверенность
от 09.01.2023) и Захарова Н.В. (доверенность от 09.01.2023).

В судебном заседании в здании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель учреждения – Варес Я.О. (доверенность от 05.12.2022).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к министерству с заявлением о признании незаконным отказа министерства в заключении Соглашения о предоставлении субсидии, компенсирующую выпадающие доходы, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам с ФГБУ «ЦЖКУ» М за период с января по декабрь 2018 года, с ноября по декабрь 2019 года, сумма заявки -
43 498 422 руб. 08 коп.; об обязании министерство заключить указанное соглашение.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерные общества «712 АРЗ», «ВоенТорг», «УТСК», «Челябкоммунэнерго», филиал Уральский» общества «Оборонэнерго», общества с ограниченной ответственностью «Троицкий водоканал водоснабжение», «Троицкий водоканал водоотведение», «Урал-Снаб», «Ника», «Городское водоснабжение», «Сервис М», «Визард», «НикоСС», «ВитаФарм», индивидуальные предприниматели Седова К.В., Верхотурцева О.Ю., Шкандратова Е.Н., МБДОУ «Детский сад №14», «Детский сад №35», «Детский сад №8 комбинированного вида», МАДОУ ЦРР «Детский сад №378», МУП ПОВВ, МБОУ «СОШ №28», «НОШ №11», «СОШ № 4», МКДОУ «Детский сад №7», ГБУЗ «Областная больница г. Чебаркуль», ФГУП «ГВСУ № 8», МКОУ «СОШ №4» г. Щучье, АНО ДПО «Учебный автомобильный центр», ТНС «Наш дом», ТСЖ «УРАЛВО», ФГУП «Почта России», ФГАУ «Управление лесного хозяйства», Управление судебного департамента в Челябинской области, ФГАУ «Росжилкомплекс», МУ ДЗОЛ «Чайка», Филиала «Санаторий «Чебаркульский» МО РФ, МКОУ «СОШ № 6».

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Учреждение, ссылаясь на положения пункта 13 Порядка № 151-П утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области
№ 50-П от 20.02.2019, в соответствии с которым после устранения причин принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) получатель субсидии вправе повторно обратиться в министерство за предоставлением субсидии, полагает, что повторное обращение за предоставлением субсидии при устранении обстоятельств, явившихся основанием для принятия решения об отказе в ее выдаче, не ограничено какими-либо сроками. По мнению заявителя, довод представителя заинтересованного лица о том, что сроки, установленные соответствующими порядками предоставления субсидий за конкретный год, являются пресекательными, не имеют документального и правового подтверждения, в связи с чем не могли быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих те или иные обстоятельства по настоящему делу.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установлено судами, учреждение, являясь ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии и горячему водоснабжению для многоквартирных домов, расположенных в соответствующих населенных пунктах Челябинской области, 20.09.2021 обратилось в министерство с заявлением о возмещении межтарифной разницы за 2018-2019 год путем предоставления субсидии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно выписке из протокола заседания Правления министерства от 23.09.2021 № 51 Правлением было принято решение отказать учреждению в заключении Соглашения и предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам, за периоды январь-декабрь 2018 г., ноябрь-декабрь 2019 г., сумма заявки - 43 498 422 руб. 08 коп. (далее - соглашение).

Основанием для отказа в заключении вышеуказанного соглашения по заявке от 20.09.2021 послужили выводы министерства о том, что учреждением нарушены сроки предоставления документов, предусмотренные Порядком предоставления в 2018 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2018 № 151-П (далее – Порядок № 151-П), а также Порядком предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2019 № 50-П (далее – Порядок № 50-П).

Министерством указано, что в пункте 8 Порядка № 151-П предусмотрена крайняя дата представления документов для получения субсидии в 2018 году – 15.12.2018; аналогичное положение содержится в пункте 8 Порядка №50-П: дата представления документов для получения субсидии в 2019 году – 15.12.2019. При этом в силу вышеуказанных положений нарушение срока представления документов является основанием для отказа в предоставлении субсидии (подпункт 4 пункта 12 Порядка № 151-П, подпункт 4 пункта 11 Порядка №50-П).

Ссылаясь на незаконность отказа министерства в заключении соглашения, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что устранение причин, послуживших основанием для первоначального отказа в предоставлении субсидии, ограничено сроками, предусмотренными пунктами 8 Порядка
№ 151-П, № 50-П. Соответственно, обращаясь 20.09.2021 за получением субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель за январь-декабрь 2018 г., ноябрь-декабрь
2019 г., заявитель пропустил установленные сроки представления документов (не позднее 15.12.2018 за 2018 год и не позднее 15.12.2019 за 2019 год), что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии. Кроме того, судами отмечено, что в тарифах министерства на тепловую энергию на 2021 год уже учтены выпадающие доходы, вызванные неполучением субсидий за 2018, 2019 годы; доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности суду не представлено.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона
от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В силу статьи 3 Закона Челябинской области от 27.06.2013 № 503-ЗО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области» (далее - Закон № 503-ЗО) основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с данным Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения.

Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.

В соответствии с Законом № 503-ЗО порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.

Как указывалось ранее, выплата субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям в 2018 и
2019 годах осуществлялась на основании Порядка № 151-П, Порядка
№ 50-П соответственно.

Согласно пункту 5 Порядка № 151-П субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 26.12.2017 № 636- ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 151-П субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых министерством с каждым получателем субсидии в соответствии с типовой формой договора (соглашения).

Пунктом 7 Порядка № 151-П, Порядка № 50-П урегулированы условия предоставления субсидии, в том числе, определено требование о том, что у получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается Соглашение, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Судами установлено и заявителем не оспаривается, что в 2018 и 2019 годах учреждение не соответствовало вышеуказанному условию (дело
№ А76-28498/2019).

Пунктом 8 Порядка № 151-П предусматривается, что в целях заключения Соглашения и получения субсидии получатель субсидии в срок не позднее 15 декабря 2018 года представляет в министерство документы, указанные в данном пункте.

Пунктом 9 Порядка № 151-П установлено, что в качестве расчетного периода для определения размера субсидий используется календарный месяц.

Получатели субсидий вправе обращаться в министерство в целях получения субсидий для возмещения выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в течение одного или нескольких расчетных периодов.

Получатель субсидии, с которым было заключено Соглашение, вправе обратиться в министерство в целях получения субсидий в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникших в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области в отношении одного или нескольких расчетных периодов с января по ноябрь 2018 года, учтенных при предоставлении данным получателем субсидии документов в целях заключения Соглашения, путем представления в министерство документов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 6 пункта 8 настоящего Порядка, не позднее 15 числа каждого 10 календарного месяца 2018 года. Документы, представленные в министерство позже 15 декабря 2018 года в целях получения субсидий в отношении расчетных периодов с января по ноябрь 2018 года, к рассмотрению не принимаются. Для получения субсидии в целях компенсации получателям субсидии выпадающих доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в декабре 2018 года, получатель субсидии представляет в министерство указанные документы в срок до 15 декабря 2018 года.

В силу подпункта 4 пункта 12 Порядка № 151-П к числу оснований для принятия министерством решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) относится нарушение срока представления документов получателем субсидии, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка (в случае, если документы представлялись получателем субсидии в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - срока, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка).

Пунктом 13 Порядка № 151-П предусматривается, что в случае принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) министерство уведомляет получателя субсидии об указанном решении в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. После устранения причин принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии (решения об отказе в предоставлении субсидии) получатель субсидии вправе повторно обратиться в министерство за предоставлением субсидии.

Правовое регулирование порядка получения субсидии в 2019 году урегулировано по аналогичной модели нормативными положениями Порядка № 50-П, который также устанавливает факт того, что получатель субсидии должен не позднее 15 декабря 2019 года представить в министерство ряд документов (пункт 8) и устанавливает нарушение срока представления документов в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении субсидии (подпункт 4 пункта 11).

Таким образом, Порядок № 151-П и Порядок № 50-П регламентируют правоотношения между министерством и получателями субсидий за конкретные периоды времени (являются актами ограниченного срока действия), при этом лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на 2018 год доводятся до министерства в соответствии с положениями Закона Челябинской области от 11 26.12.2017 № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В силу вышеизложенных обстоятельств, обусловленных особенностями бюджетного процесса, в пунктах 8 Порядка № 151-П и Порядка № 50-П предусмотрена крайняя дата представления документов для получения субсидии в 2018 году – 15.12.2018; в 2019 году- 15.12.2019; при этом нарушение вышеуказанных сроков представления документов получателем субсидии является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в заключении Соглашения и предоставлении субсидии.

Правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, установив факт представления документов на получение спорной субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям за пределами установленных сроков, являющийся самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, суды пришли к верному выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству.

Вопреки позиции заявителя, настаивающего, что положения абзаца 2 пункта 13 Порядка № 151-П позволяют получателям повторно обратиться в любое время за предоставлением субсидии, судами обоснованно указано на то, что толкование данной нормы должно производиться в системном единстве с другими положениями Порядка № 151-П:по смыслу абзаца 2 пункта 13 Порядка № 151-П устранение причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении субсидии, ограничено сроками, предусмотренными пунктами 8, 9 Порядка № 151-П. Иное толкование приводит к возможности корректировке тарифа «задним числом» в интересах ресурсоснабжающей организации без учета того, что действующим законодательством предусматривается механизм выравнивания фактического дисбаланса доходов и расходов ресурсоснабжающей организации мерами последующего тарифного регулирования.

Пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования) урегулирован механизм корректировки тарифов и компенсации организации экономически обоснованных расходов.

Неучтенные экономически обоснованные расходы подлежат учету регулирующим органом начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования, абзацы третий и пятый пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э).

Законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования предусмотрен механизм корректировки тарифов на тепловую энергию с учетом фактических значений параметра расчета тарифов за прошедшие периоды, который позволяет учесть экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемых организаций в течение 3 следующих лет.

Как указано судами, с учетом уменьшения товарной выручки в 2018 и 2019 году министерством для учреждения был скорректирован показатель необходимой валовой выручки, положенный в основу для установления тарифа заявителю на 2021 год, в котором учтены фактические экономически обоснованные расходы, понесенные заявителем.

Так, из материалов дела следует и заявителем по существу не оспаривается то обстоятельство, что выпадающие доходы организации включены в необходимую валовую выручку при установлении тарифа учреждению на 2021 год, что отражено в экспертных заключениях министерства, приобщенных к материалами дела, в которых отражена корректировка необходимой валовой выручки на 2021 год с учетом выпадающих доходов учреждения.

Учитывая вышеизложенное, в отсутствие иных доказательств нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии применительно к материалам настоящего дела совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.

Всем доводам, имеющим правовое значение для рассматриваемого спора, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие учреждения с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2023 по делу № А76-45392/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи Е.О. Черкезов

О.Л. Гавриленко