ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5113/2022
г. Челябинск
01 июня 2022 года
Дело № А76-4557/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владар» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2022 по делу № А76-4557/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерство сельского хозяйства Челябинской области – ФИО1 (доверенность от 30.10.2021, диплом),
общества с ограниченной ответственностью «Владар» - ФИО2 (генеральный директор, паспорт).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - заявитель, административный орган, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Владар» (далее ответчик, ООО «Владар», общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, ООО «Владар» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО «Владар», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в помещении буфета имеется барная стойка справа и слева от входа, к барной стойке, расположенной слева от входа, был перемещен холодильник и морозильная камера, что не препятствовало доступу к барной стойке. На вывеске, расположенной на входе в помещение указано наименование – буфет. Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в оборудованном зале для посетителей.
В представленном отзыве Министерство ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Владар» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1067420015321, имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания № 74РПО0002827 от 10.11.2020 (переоформленная), срок действия лицензии с 02.07.2018 до 01.07.2023, в торговом объекте, расположенном по адресу: <...> (буфет) (л.д. 28).
01.12.2021 Министерством в ходе проведения административного расследования установлено, что на объекте, расположенном по адресу: <...>, где общество осуществляет лицензируемый вид деятельности, в зале для обслуживания посетителей отсутствуют места для потребления приобретенной алкогольной продукции, отсутствует доступ к буфетной стойке (стойка загорожена холодильной установкой), отсутствует иная мебель (столы, стулья, кресла), столовая посуда и приборы; меню с перечнем блюд, кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков, покупных товаров, предлагаемых потребителю; указанный торговый объект ООО «Владар» имеет вывеску «магазин», а не «буфет», определен режим работы - круглосуточно, какая-либо информация о том, что данный объект является объектом общественного питания отсутствует, что не соответствует ГОСТ 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию от 27.06.2013 № 191-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), в соответствии с которым предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе тип предприятия, размещая указанную информацию на вывеске и (или) в других местах, удобных для ознакомления потребителей.
01.12.2021 указанные обстоятельства зафиксированы административным органом в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с приложением фотоматериалов (л.д. 32-44).
В ходе анализа сведений об обороте алкогольной продукции, зафиксированных в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) Министерством установлено, что 01.12.2021 ООО «Владар» производилась розничная реализация алкогольной продукции в торговом объекте по адресу: <...> (буфет), в количестве 24 штуки алкогольной продукции (л.д. 48-44).
Таким образом, административным органом установлено, что 01.12.2021 ООО «Владар», в торговом объекте, расположенном по адресу: <...>, осуществляющим деятельность на основании действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, нарушены лицензионные требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) в части розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не имея зала для обслуживания посетителей.
09.02.2022 в отношении ООО «Владар» составлен протокол об административном правонарушении № 2/22 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (л.д. 71-73).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства сельского хозяйства и торговли Челябинской области на основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Владар» состава вменяемого административного правонарушения.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено право должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 8 Постановления Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 № 497 Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, протокол составлен должностным лицом уполномоченного органа.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
В силу пункта 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Согласно пункту 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036 (далее - Правила оказания услуг общественного питания), услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (пункт 6 Правил оказания услуг общественного питания).
Общие требования и классификация предприятий (объектов) общественного питания различных типов устанавливает ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенный в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст (далее - ГОСТ 30389-2013), который распространяется на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 30389-2013 под предприятием (объектом) общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В пункте 5.3 ГОСТ 30389-2013 предусмотрено, что на предприятиях (объектах) общественного питания различных типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Буфет - это предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары (пункт 3.6 ГОСТ 30389-2013; пункт 31 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», утвержденный Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст).
В таблице Б.1 ГОСТ 30389-2013 приведены минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, в том числе и буфетам, в частности требования к зданиям, к помещениям для потребителей.
Обязательным требованием к помещениям буфета является наличие туалетных комнат, оборудованных туалетными кабинами, умывальниками с зеркалом, электророзетками, туалетной бумагой, мылом или диспенсером с жидким мылом, бумажными полотенцами или электрополотенцами, крючками для одежды, корзиной для мусора.
Министерством при визуальном осмотре установлено, что в зале для обслуживания посетителей отсутствуют места для потребления приобретенной алкогольной продукции, отсутствует доступ к буфетной стойке (стойка загорожена холодильной установкой), отсутствует иная мебель (столы, стулья, кресла), столовая посуда и приборы; меню, с перечнем блюд, кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков, покупных товаров, предлагаемых потребителю, также отсутствует; указанный торговый объект ООО «Владар» имеет вывеску «магазин», а не «буфет», определен режим работы - круглосуточно, какая-либо информация о том, что данный объект является объектом общественного питания отсутствует.
Из фотографий к протоколу осмотра от 01.12.2021 также усматривается, что алкогольная продукция расположена на стеллажах с ценниками по каждой позиции.
Таким образом, помещение объекта представляет собой торговый зал, который имеет характерное для розничной продажи в магазинах оснащение оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, способами обслуживания и информирования потребителей о предлагаемых к продаже товаров.
Таким образом, объект общества по адресу: область, <...>, не соответствует требованиям, установленным для предприятия общественного питания по типу «буфет», фактически не оказывает услуги общественного питания, реализует свою продукцию как торговый объект (магазин), что является нарушением требований пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
Доводы общества о наличии доступа к барным стойкам опровергаются материалами административного дела: из фото № 5 к протоколу осмотра от 01.12.2021, что холодильная камера расположена под барной стойкой, препятствует доступу к самой стойке, при этом около стойки стулья, необходимые для размещения посетителей с целью употребления приобретенной продукции, отсутствуют.
Пунктом 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 № 46-АД16-5, несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.
В рамках производства по делу об административном правонарушении установлено, что торговый объект, расположенный по адресу: <...>, не имеет признаков предприятия общественного питания, установленных Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов, утвержденных ГОСТ 30389-2013.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами административного органа о несоответствии торгового объекта предпринимателя категории предприятий общественного питания, в связи с чем, довод апелляционной жалобы об обратном является несостоятельным и подлежит отклонению.
На основании изложенного, следует признать доказанным наличие в действиях ООО «Владар» события, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, общество должно было знать нормативные положения, регламентирующие порядок осуществления такой деятельности и соблюдать установленные им требования, а также предвидеть негативные последствия неисполнения этих требований. обществом не были предприняты достаточные меры для предотвращения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал подтвержденной вину ООО «Владар» в совершении вмененного ему нарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку обществом нарушены требования статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
По итогам оценки фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции не нашел оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции в этой части основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа, ущемляющие права заявителя также отсутствуют.
Привлечение общества к административной ответственности произведено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.02.2021 по делу № А76-50329/2020 было изменено в части размера административного штрафа постановление Министерства по делу об административном правонарушении от 24.11.2020 № 279/20, которым ООО «Владар» было привлечено к административной ответственности за однородное административное правонарушение по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В связи с отсутствием в деле сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (устранение допущенных ООО «Владар» нарушений, раскаяние общества) арбитражный суд первой инстанции посчитал возможным назначить обществу административный штраф в размере менее минимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что составило 50 000 рублей, без конфискации.
В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (часть 3 статьи 29.10 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять решение о вещественных доказательствах по окончании рассмотрения дела.
Административным органом вещи (алкогольная продукция) не изымались.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2022 по делу № А76-4557/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владар» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи П.Н. Киреев
А.П. Скобелкин