Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5192/21
Екатеринбург
30 ноября 2021 г.
Дело № А76-46379/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Сухановой Н. Н., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1 рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее – инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу № А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители инспекции – ФИО2 (доверенность от 28.12.202, диплом), ФИО3 (доверенность от 29.12.2020, диплом).
Инспекция заявила ходатайство о возобновлении производства по кассационной жалобе. Ходатайство удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью Клуб развития «Ключи» (далее – заявитель, общество, Клуб развития «Ключи») обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекция о признать незаконным и отмене сообщения (решение) от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2020 № 576 за апрель 2020 г.; признании незаконным и отмене сообщения (решение) от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 за май 2020г.; обязании инспекции признать Клуб развития «Ключи» получателем субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 576 от 24.04.2020 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2021 решение суда отменено.
Апелляционный суд признал недействительными вынесенные инспекцией в отношении общества Клуб развития «Ключи» сообщения
от 18.05.2020 и от 01.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.04.2020 № 576 за апрель и май 2020 года; обязал инспекцию предоставить обществу Клуб развития «Ключи» субсидии за апрель, май 2020 года в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее – Правила).
По мнению налогового органа, отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 04.05.2020 Клуб развития «Ключи» обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Инспекция 26.05.2020 направила сообщение об отказе в предоставлении субсидии.
Клуб развития «Ключи» 01.06.2020 также обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за май 2020 года.
Инспекцией 01.06.2020 было направлено сообщение об отказе в предоставлении субсидии.
Отказы в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, вынесены на основании того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
В частности, код ОКВЭД основного вида экономической деятельности общества (код ОКВЭД 82.99) в соответствии с информацией из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 не содержится в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434.
Заявителем в Управление ФНС по Челябинской области была направлена жалоба.
Решением УФНС по Челябинской области, содержащимся в письме
от 19.08.2020, жалоба Клуба развития «Ключи» оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями инспекции, общество оспорило их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, поддержал выводы инспекции и указал на отсутствие у общества права на получение субсидий, поскольку указанный в ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества не соответствует условиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что решение подлежит отмене.
В настоящем деле спорным является вопрос о том, относится ли отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.04.2020 № 434 и подпадает ли деятельность заявителя под регулирование Правил.
Порядок выплаты спорных субсидий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, которым утверждены Правила.
Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2;
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень).
В соответствии с названным Постановлением Правительства
от 03.04.2020 № 434 вид деятельности код ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» внесен в соответствующий Перечень.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 12.11.2018 № 304-КГ-9969, виды деятельности плательщика – организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах деятельности предприятия.
Апелляционным судом установлено, что общество с момента государственной регистрации фактически осуществляет деятельность в сфере образования; в упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год указан вид деятельности по коду ОКВЭД 85.41. Также в бухгалтерской отчетности на 30.06.2020 видом экономической деятельности указано – образование дополнительное детей и взрослых.
Оценив в совокупности и взаимосвязи собранные в деле доказательства, апелляционный суд обоснованно заключил, что в действительности на дату, указанную в Правилах (01.03.2020), Клуб развития «Ключи» осуществлял деятельность, подпадающую под код ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», в связи с чем апелляционная инстанция не усмотрела в действиях общества признаков недобросовестного поведения, направленного на необоснованное получение субсидии из бюджета.
Таким образом, вывод апелляционной инстанции о том, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержащимся в Перечне, переоценке кассационной инстанцией не подлежит в силу отсутствия таковых полномочий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно указал, что основания для принятия налоговым органом оспариваемых решений отсутствовали, и требования общества, предъявленные в рамках настоящего дела, подлежат удовлетворению.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права апелляционным судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2021 по делу № А76-46379/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи Н.Н. Суханова
О.Л. Гавриленко