ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-46628/19 от 17.08.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8419/2020

г. Челябинск

17 августа 2020 года

Дело № А76-46628/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2020 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2020 по делу №А76-46628/2019.

В судебном заседании приняли участие представители:

Администрации Металлургического района города Челябинска –ФИО1 (доверенность №1 от 10.01.2020, диплом), ФИО2 (доверенность №21 от 19.06.2020, диплом);

Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска ФИО3 (доверенность от 29.10.2019, диплом).

Администрация Металлургического района города Челябинска (далее – заявитель, Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному контрольному управлению Челябинской области (далее – ГКУ Челябинской области, управление) о признании недействительным представления от 23.08.2019 №07-05/302292 в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 839059,28 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска (далее – УЖКХ Администрации г. Челябинска) и Министерство финансов Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 10.06.2020) требования заявителя удовлетворены.

ГКУ Челябинской области не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела. Полагает неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны Администрации района нецелевого расходования бюджетных средств в размере 839059,28 руб. в связи с оплатой работ по ремонту тротуара площадью 1600 кв.м. Обращает внимание на то обстоятельство, что работы по ремонту тротуара площадью 15633,87 кв.м, входящего в сквер (для осуществления которых были выделены бюджетные средства) фактически выполнены и оплачены на основании контракта от 31.07.2018 №29-ЭА/2018, тогда как спорные работы по ремонту асфальтового покрытия тротуара площадью 1600 кв.м на сумму 839059,28 руб. выполнены в рамках контракта от 19.10.2018 №38-ЭА на территории, не относящейся к скверу (поскольку в соответствии с Распоряжением Администрации г. Челябинска от 12.04.2011 №2055-к,в состав сквера общей площадью 56768,75 руб. включены только асфальтовое покрытие и грунтовые дорожки площадью 15633,87 руб.), а потому оплата работ из бюджетных средств, выделенных на благоустройство общественной территории сквера, является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Представители Администрации района и УЖКХ Администрации г. Челябинска в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Представителями Администрации района приведены доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Губернатора Челябинской области, на основании приказов начальника ГКУ Челябинской области от 29.05.2019 г. № 01-01/259 «О проведении проверки» и от 27.06.2019 г. №01-01/321 «О продлении срока выездной проверки, назначенной приказом от 29.05.2019 г. № 01-01/259», в период с 29.05.2019 по 05.07.2019 ГКУ Челябинской области проведена внеплановая выездная проверка Администрации района на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также целевого и эффективного расходования денежных средств, выделяемых на благоустройство Металлургического района г. Челябинска. Результаты проверки отражены в акте от 26.07.2019 №07-05/05 (выписка из акта – т.3 л.д.74-88).

Проверкой установлено в том числе нецелевое расходование Администрацией района бюджетных средств, выделенных на благоустройство общественной территории сквера по ул. ФИО4, в размере 839059,28 руб. в связи с оплатой на основании контракта от 19.10.2018 №38-ЭА/2018 работ по ремонту тротуара площадью 1600 кв.м, не входящего в территорию сквера.

По итогам проверки ГКУ Челябинской области выдало заявителю представление от 23.08.2019 №07-05/3029 (т.1 л.д.15-19) в пункте 1.1 описательной части которого отразило указанное нарушение. В резолютивной части представления заявителю предложено принять меры к устранению причин и условий выявленных нарушений и произвести возврат средств, в отношении которых осуществлено нецелевое использование.

Полагая незаконным представление управления в указанной части, Администрация района обратилась в суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренной части представления требованиям закона.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции.

Так, порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, если полагает, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.

В силу положений части 3 статьи 265 и статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта 1 пункта 6 и подпунктов 3, 6, 10 пункта 7 Положения о Главном контрольном управлении Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 №319 ГКУ Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Для исполнения своих функций управление вправе проводить проверки в отношении объектов государственного финансового контроля, в том числе областных учреждений, а также направлять объектам государственного финансового контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления полномочий органом внутреннего государственного финансового контроля Челябинской области по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.06.2014 №297-П, контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, плановых и внеплановых ревизий и обследований.

Таким образом, оспоренный заявителем ненормативный правовой акт принят управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Заявитель выражает несогласие с представлением управления в части вывода о нецелевом характере использования Администрацией района бюджетных средств, выделенных на благоустройство общественной территории сквера по ул. ФИО4, в размере 839059,28 руб., в связи с оплатой на основании контракта от 19.10.2018 №38-ЭА/2018 работ по ремонту тротуара площадью 1600 кв.м.

Оценивая позицию сторон по указанному вопросу, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как установлено судом первой инстанции, Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации г.Челябинска от 12.04.2011 №2055-к «О принятии в муниципальную собственность бесхозного имущества, расположенного на территории сквера по ул.ФИО4» в реестре муниципального имущества г.Челябинска учтен сквер, расположенный по адресу: <...> от улицы ФИО5 до ул.ФИО6, площадью 56768,75 кв.м (т.4 л.д.42). В соответствии с этим Распоряжением, в состав сквера включены: асфальтированная площадь – 12967,62 кв.м; грунтовые дорожки – 2666,25 кв.м; иные объекты (газоны, цветники, деревья).

24.10.2016 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска и Администрацией района, на основании распоряжения Администрации г. Челябинска от 24.10.2016 №11712-с (т.4 л.д.42) заключен договор №842 (т.3 л.д.41-48) безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом г.Челябинска, в соответствии с пунктом 1.1. которого, в безвозмездное пользование Администрации района передан сквер по улице ФИО4 от улицы ФИО6 до улицы ФИО5, общей площадью 56768, 75 кв.м. Объект учитывается в муниципальной казне города Челябинска и передается для исполнения полномочий Администрации района. Срок договора с 01.01.2016 на неопределенный срок. В силу пункта 3.2.12 договора Администрация района обязана обратиться в Комитет для заключения договора безвозмездного пользования на земельный участок и по вопросу оформления муниципального правового акта на право пользования земельным участком, на котором расположен передаваемый Объект благоустройства. Согласно Приложению к договору №842, общая площадь муниципального имущества составляет 56768,75 кв.м.

Имущество передано Администрации района по Акту от 01.01.2016.

07.05.2018 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска и Администрацией района заключен договор УЗ№016251-П-2018 безвозмездного пользования земельным участком г.Челябинска, в соответствии с п.1.1. которого Администрации района в безвозмездное пользование передан земельный участок площадью 52038 кв.м., КН 74:36:0000000:54229, расположенный по адресу: г.Челябинск, Металлургический район по ул.ФИО4 на участке от ул.ФИО5 до ул.ФИО6, из земель населенных пунктов (природно-рекреационная территориальная зона), для эксплуатации сквера, сроком на 11 месяцев (т.3 л.д.109-115).

08.04.2019 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска и Администрацией района заключен договор УЗ№016909-П-2019 безвозмездного пользования земельным участком г.Челябинска, в соответствии с п.1.1. которого Администрации в безвозмездное пользование передан земельный участок площадью 52038 кв.м., КН 74:36:0000000:54229, расположенный по адресу: г.Челябинск, Металлургический район по ул.ФИО4 на участке от ул.ФИО5 до ул.ФИО6, из земель населенных пунктов (природно-рекреационная территориальная зона), для эксплуатации сквера, сроком на 11 месяцев (т.3 л.д.103-108).

Распоряжением Администрации города Челябинска от 28.03.2018 №3483 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды в городе Челябинске», предусматривающая повышение уровня благоустройства, создание наиболее благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности населения города Челябинска.

Перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2018-2022 годы», утвержден протоколом заседания Общественной комиссии города Челябинска для оценки и обсуждения проектов и предложений по благоустройству (приложение №2 к Муниципальной программе).

В соответствии с Протоколом общественной комиссии Металлургического района от 20.03.2018 №8, наибольшее число голосов отдано за благоустройство общественной территории под названием «Сквер по улице ФИО4, ограниченный улицами ФИО5 и ФИО6».

Распоряжением Администрации города Челябинска от 28.03.2018 № 3483 утверждены Условия предоставления субсидии бюджетам внутригородских районов города Челябинска для софинансирования расходных обязательств внутригородских районов города Челябинска по благоустройству общественных территорий. Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов в виде субсидии бюджетам внутригородских районов города Челябинска для софинансирования расходных обязательств внутригородских районов является оказание поддержки внутригородским районам города Челябинска при реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий.

20.04.2018 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска и Администрацией Металлургического района заключен договор от 20.04.2018 №23/АДМ о предоставлении субсидии в целях формирования современной городской среды на благоустройство общественных территорий в 2018-2020 годах (далее – Договор №23/АДМ), предметом которого является предоставление иных межбюджетных трансфертов на благоустройство общественных территорий в г. Челябинске в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Челябинске на 2018-2022 годы» (пункт 1.1.). Средства субсидии, которые высвобождаются по итогам проведения процедур в соответствии с законодательством о контрактной системе, используются муниципальным образованием по целевому назначению в рамках реализации мероприятий (пункт 2.3).

Приложением №1 к этому договору закреплено наименование мероприятий – благоустройство общественных территорий в Металлургическом районе города Челябинска.

Приложением №7 к Договору №23/АДМ (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2018 №3) определен перечень общественных территорий Металлургического района, на которых должны проводиться работы по благоустройству в 2018 году с указанием объемов финансирования по каждому объекту, в том числе: сквер на ФИО4 в Металлургическом районе участок ограничен улицами ФИО4, ФИО5, ФИО6, с объемом финансирования – 21746994,44 руб.

31.07.2018 Администрацией района (заказчик) с ООО «Дельтастрой» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №29-ЭА/218 на выполнение работ для муниципальных нужд (т.3 л.д.1-12). В соответствии с условиями этого контракта, подрядчик обязался выполнить ремонт объектов благоустройства территории внутригородского района в соответствии с техническим заданием (пункт 1.3). Источник финансирования – бюджет Металлургического внутригородского района Челябинского городского округа (пункт 3.2).

Техническим заданием (приложение №1 к контракту) предусмотрено выполнение работ на объектах: тротуар (центральная аллея) в сквере по ул. Б. Хмельницкого – площадью 12967,62 кв.м; боковые тропинки в сквере по ул. Б. Хмельницкого – площадью 2666,25 кв.м. Общая площадь объектов составила 15633,87 кв.м.

Указанные работы выполнены подрядчик и сданы по акту от 07.09.2018 №1 (т.3 л.д.13-20), подрядчиком выставлен счет-фактура от 07.09.2018 №3-Д (т.3 л.д.21), стоимость работ оплачена, что участвующими в деле лицами не оспаривается.

19.10.2018 Администрацией района (заказчик) заключен с ООО «Челдорстрой 74» (подрядчик) муниципальный контракт №38-ЭА/2018 (т.3 л.д.22-34), в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по благоустройству сквера по улице ФИО4 в соответствии с Техническим заданием (пункт 1.3). Стоимость работ – 2982586 руб. (пункт 3.1). Источник финансирования – бюджет Металлургического внутригородского района Челябинского городского округа (пункт 3.2).

26.12.2018 сторонами указанной сделки подписано соглашение о расторжении контракта (т.3 л.д.35), в соответствии с пунктом 2 которого подрядчиком фактически выполнены работы на сумму 2171153,53 руб.

На указанную сумму сторонами сделки подписан акт о приемке выполненных работ от 16.11.2018 №16 (т.3 л.д.37-42), в соответствии с которым подрядчиком выполнены работы по устройству асфальтобетонного покрытия при благоустройстве сквера площадью 1600 кв.м на сумму 839059,28 руб.

Оплата по этому акту произведена на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат от 16.11.2016 №16 (т.3 л.д.36) из бюджетных средств, выделенных на благоустройство общественной территории сквера (платежными поручениями: от 25.12.2018 №352765 на сумму 1707411,82 руб. – за счет средств федерального бюджета; от 25.12.2018 №352763 на сумму 400504,08 руб. – за счет средств областного бюджета; от 07.12.2018 №51192 на сумму 63237,63 руб. – за счет средств бюджета внутригородского района) (т.3 л.д.89-91).

Учитывая, что объем работ по устройству асфальтобетонного покрытия в сквере, выполненных в рамках договора №29-ЭА/2018 полностью охватил площадь асфальтобетонного покрытия сквера, установленную Распоряжением Первого заместителя Главы Администрации г.Челябинска от 12.04.2011 №2055-к и договором безвозмездного пользования 24.10.2016 №842, в целях исключения задвоения объемов работ выполненных по этому договору и по договору №38-ЭА/2018 управление запросило у Администрации района информацию о фактическим месте проведения работ с приложением схем. Сравнив представленную Администрацией района схему выполнения работ по договору №38-ЭА/2018 (схема №3) с данными Росреестра о границах земельного участка, предназначенного для эксплуатации сквера, управление пришло к выводу о том, что работы по устройству 1600 кв.м асфальтобетонного покрытия в рамках указанного договора выполнены вне границ земельного участка сквера. В соответствии с представленной схемой выполнения работ по договору №29-ЭА/2018, вся площадь дорожек и тротуаров, относящихся к скверу, была заасфальтирована именно в рамках этого договора.

Выборочный контрольный обмер (акт от 13.06.2019 №4 – т.3 л.д.92-100) позволил управлению прийти к выводу о том, что работы по контракту №38-ЭА/2018 по устройству асфальтобетонного покрытия 1600 кв.м выполнены на территории в соответствии со схемой №3, за границей сквера, на участке тротуара, расположенного между автомобильной парковкой, примыкающей к ул. ФИО5 и отдельно стоящими нежилыми зданиями коммерческого назначения, под которыми сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0119001:61 (с видом разрешенного использования – для эксплуатации нежилого здания) и 74:36:0119001:64 (с видом разрешенного использования – для размещения объектов общественного питания).

Таким образом, управлением установлено, что работы по договорам №29-ЭА/2018 и №38-ЭА/2018 выполнены на разных участках, при этом работы по контракту №29-ЭА/2018 по устройству асфальтобетонного покрытия выполнены на всей площади поверхности тротуаров (дорожек), включенных в состав сквера, а работы по контракту №38-ЭА/2018 выполнены за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:54229, переданного Администрации района для эксплуатации сквера, а также не на площадях дорожек (тротуаров), входящих в состав сквера и переданных Администрации района по договору безвозмездного пользования.

Поскольку Договором №23/АДМ, Муниципальной программой и Программой района установлено целевое назначение выделенных бюджетных средств – на благоустройство сквера, оплата за счет этих средств работ по контракту №38-ЭА/2018, осуществленных не на территории сквера и фактически относящихся к благоустройству территории, прилегающей к коммерческим объектам, признана управлением нецелевым расходованием бюджетных средств.

Суд первой инстанции не согласился с позицией управления, посчитав, что спорные работы по договору №38-ЭА/2018 выполнены на территории сквера. При этом судом дана оценка только тому обстоятельству, что территория переданного Администрации района сквера (56768,75 кв.м) превышает площадь предоставленного для размещения сквера земельного участка (53038 кв.м). Судом отмечено, что это обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности расположения сквера на территории, превышающей площадь предоставленного земельного участка, а возможное нарушение земельного законодательства в части оформления прав на земельный участок не свидетельствует о нарушении заявителем бюджетного законодательства.

При этом, судом не дана какая-либо оценка иным приведенным выше доказательствам, положенным в основание принятого управлением ненормативного правового акта.

Между тем, указанными доказательствами подтверждается, что: фактически работы на территории сквера выполнены в рамках исполнения иного муниципального контракта – №29-ЭА/2018 (устройство асфальтобетонного покрытия на площади 15633,87 кв.м, что соответствует всей площади тротуаров и дорожек сквера, указанной в Распоряжении Первого заместителя Главы Администрации г.Челябинска от 12.04.2011 №2055-к и договоре безвозмездного пользования 24.10.2016 №842); работы по устройству асфальтобетонного покрытия площадью 1600 кв.м на сумму 839059,28 руб. в рамках муниципального контракта №38-ЭА/2018 фактически выполнены за границами сквера на участке тротуара, расположенного между автомобильной парковкой, примыкающей к ул. ФИО5 и отдельно стоящими нежилыми зданиями коммерческого назначения.

При таких обстоятельствах вывод управления о нецелевом расходовании заявителем бюджетных денежных средств в сумме 89059,28 руб., выделенных на благоустройство сквера, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным, а потому представление управления в оспоренной заявителем части следует признать соответствующим закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.

В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 2 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2020 по делу №А76-46628/2019 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: П.Н. Киреев

А.П. Скобелкин