ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5667/2018
г. Челябинск
07 июня 2018 года
Дело № А76-5227/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В. и Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарём судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства «Пансионат Тургояк» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2018 по делу № А76-5227/2017 (судья Командирова А.В.)
В судебном заседании принял участие представитель некоммерческого партнерства «Пансионат Тургояк» - ФИО1 (доверенность № 18 от 09.01.2018),
09.03.2017 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось некоммерческое партнерство «Пансионат Тургояк» (далее – НП «Пансионат Тургояк», заявитель) с заявлением о признании недействительным пункта 5 Приказа главного управления лесами Челябинской области (далее – Управление) от 07.12.2016 № 577 об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии от 07.12.2016 № 164-Э по государственной экспертизе Проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду НП «Пансионат Тургояк» для строительства и эксплуатации линейного объекта в Тургоякском участковом лесничестве Миасское лесничество на площади 0,0662 га.
В качестве оснований для отказа указано на следующее:
1.В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в лесопарковых зонах запрещается, в том числе размещение объектов капитального строительства». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849 «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов линейной инфраструктуры.
2.Проект не соответствует договору аренды. В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды, лесной участок передается арендатору «для строительства и эксплуатации линейных объектов». В соответствии с таблицами 4.1.1. и 7.3.1 проекта освоения лесов, настоящий проект разработан «для эксплуатации объекта».
3.В нарушение пункта 5 «Положения о памятнике природы Челябинской области озере Тургояк», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23 марта 2007 №62-П, не проведено согласование Проекта освоения лесов с министерством экологии Челябинской области.
Решение является незаконным, не учтены следующие обстоятельства.
Управление ссылается на запрет строительства линейных объектов инфраструктуры, введенных после строительства самого объекта, однако объект построен в 2011 году до введения ограничений.
Лесной участок находится за пределами границы памятника природы озера Тургояк и не является особо охраняемой территорией (на охраняемой территории находится его часть) в этом случае согласование с Министерством экологии не требуется (т.1 л.д. 6).
Ответчик – Управление лесами возражало против заявленных требований, ссылалось на законность своих действий (т.1 л.д.114 - 118).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО2, которая приобрела у НП «Тур» участок леса.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2018 в удовлетворении требований отказано.
Озеро Тургояк отнесено к памятникам природы решением Челябинского областного Совета № 29 от 21.01.1969. Постановлением Правительства Челябинской области № 62-п от 23.03.2007 утверждено «Положение о памятнике природы Челябинской области - озере Тургояк», где в пункте 5 указано, что режим особой охраны памятника природы озера Тургояк и его охранной зоны учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области и документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, а также при подготовке материалов рекреационного использования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
Решением Челябинского областного суда от 22.09.2017 по делу № 3а- 234 ООО «Тур» отказано в признании недействительным пункта 5 Положения о памятнике природы Челябинской области - озере Тургояк». Поскольку спорный участок леса отнесен к особо охраняемым природным объектам Челябинской области подлежит применению законодательство Челябинской области, ограничивающее лесопользование, в том числе пункт 5 Положения. Соответственно, согласование проекта освоения лесов с Министерством экологии Челябинской области в настоящем случае являлось обязательным, отсутствие такого согласования послужило достаточным основанием для утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии (т.2 л.д. 64-67).
19.04.2018 от НП «Пансионат Тургояк» поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд первой инстанции установил обязанность согласования Проекта с Министерством экологии Челябинской области не учтено, что в федеральном и региональном законодательстве отсутствует норма, возлагающая обязанность такого согласования на лиц, которым участок предоставлен в пользование.
Заявитель подготовил и представил Управлению Проект освоения лесов и порядка его разработки в соответствии с установленными нормативами и не обязан его согласовывать с другими ведомствами. Такое толкование правовой нормы содержится в решении Челябинского областного суда от 22.09.2017 по делу3а-234. При рассмотрении проекта Управление лесами было вправе само согласовать его положения с Министерством экологии (т.2 л.д. 72-73).
Управление лесами возражает против апелляционной жалобы, ссылается на установленные судебным актом обстоятельства.
Управление и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены. Суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, установил следующее.
НП «Пансионат Тургояк» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.09.2008 (т.1 л.д. 18-19), решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-8159/2015 от 24.12.2015 оно признано несостоятельным – банкротом, начато конкурсное производство (т.1 л.д. 11-15). Имущество на торгах продано ФИО2, заключен договор перехода прав, в том числе, на спорный участок лесного фонда (т.1 л.д. 130-140).
16.04.2009 года между главным управлением лесами Челябинской области (арендодатель) и НП «Пансионат Тургояк» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 969 от 14.04.2016 с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 140-2008-08, площадью 0,0662 га, который относится к категории земель «земли лесного фонда» и имеет следующие основные характеристики: местоположение: Челябинская область, Миасский городской округ, ОГУ «Миасское лесничество», Тургоякское участковое лесничество: квартал 37 (часть выдела 2-0,044 га), квартал 38 (часть выделов: 1-0,0157 га, 3-0,0033 га, 9-0,0032 га), общая площадь 0,0662 га.
В 2016 году арендатор лесного участка по договору № 77 от 16.04.2009 разработал и предоставил на государственную экспертизу Проект освоения лесов (т.1 л.д. 74-113).
Согласно заключению экспертной комиссии № 164-Э от 07.12.2016 представленный проект не отвечает требованиям «Состава освоения лесов и порядка его разработки», утвержденного приказом Рослесхоза № 69 от 29.02.2012, указаны следующие обстоятельства.
1.В соответствии со статьей 105 ЛК РФ в лесопарковых зонах запрещается, в том числе размещение объектов капитального строительства». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849 «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов линейной инфраструктуры;
2.Проект не соответствует договору аренды. В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды, лесной участок передается арендатору «для строительства и эксплуатации линейных объектов». В соответствии с таблицами 4.1.1. и 7.3.1 проекта освоения лесов, настоящий проект разработан «для эксплуатации объекта»;
3. В нарушение пункта 5 «Положения о памятнике природы Челябинской области озере Тургояк», утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23 марта 2007 №62-П, не проведено согласование Проекта освоения лесов с министерством экологии Челябинской области (т.1 л.д. 9-10).
Приказом № 577 от 07.12.2016 Управление лесами утвердило отрицательное заключение экспертной комиссии (т.1 л.д. 7-8).
Согласно ответу Министерства экологии от 09.07.2017 лесной участок НП «Пансионат Тургояк» с номером учетной записи в лесном реестре № 140-2008-08 располагается за границами участка памятника природы озеро Тургояк и не входит в границы памятника природы и в особо охраняемую природную территорию. Он частично расположен в охранной зоне памятника природы (т.1 л.д. 41).
По мнению подателя жалобы – НП «Пансионат Тургояк» суд первой инстанции не учел отсутствие обязанности заявителя на получение согласования проекта с Министерством экологии
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящею Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
По ст. 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-фз от 14.03.1995 памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
По ст. 26 Закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Озеро Тургояк отнесено к памятникам природы решением Челябинского областного Совета № 29 от 21.01.1969. Постановлением Правительства Челябинской области № 62-п от 23.03.2007 утверждено «Положение о памятнике природы Челябинской области - озере Тургояк», где в п.5 указано, что режим особой охраны памятника природы озера Тургояк и его охранной зоны учитывается при разработке документов территориального планирования Челябинской области и документов территориального планирования муниципальных образований, областных и районных схем землеустройства, а также при подготовке материалов рекреационного использования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
Документы территориального планирования Челябинской области, документы территориального планирования Миасского городского округа, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в части территории Памятника природы и его охранной зоны согласовываются с Министерством экологии Челябинской области (п.5 постановления).
Решением Челябинского областного суда от 22.09.2017 по делу № 3а-234 ООО «Тур» отказано в признании недействительным п.5 Положения о памятнике природы Челябинской области - озере Тургояк». Судом признано, что оспариваемое положение принято в установленном порядке, не нарушает права заявителя и не возлагает на него дополнительных обязанностей.
Поскольку спорный участок леса отнесен к охранной зоне памятника природы, что не оспаривается заявителем, подлежит применению законодательство Челябинской области, ограничивающее лесопользование, в т.ч. п.5 Положения, по которому такое согласование является обязательным.
При отсутствии согласования отказ Управления в согласовании Проекта является правомерным. Суд апелляционной инстанции не считает существенным вопрос о том, какое лицо должно обращаться за согласованием в Министерство экологии, поскольку, основанием для отказа является факт отсутствия такого согласования, за которым вправе обратиться лицо, заинтересованное в согласовании Проекта.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании п. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2018 по делу № А76-5227/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческого партнерства «Пансионат Тургояк» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов
Судьи Е.В.Бояршинова
А.П.Скобелкин