ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-10280/2020
г. Челябинск
12 октября 2020 года
Дело № А76-53014/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия трест «Водоканал» муниципального образования города Магнитогорск на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2020 по делу № А76-53014/2019.
В судебном заседании принял участие представитель Муниципального предприятия трест «Водоканал» муниципального образования города Магнитогорск - ФИО1 (паспорт, доверенность № юр-402 от 13.12.2019, Диплом).
Муниципальное предприятие Трест «Водоканал» муниципального образования города Магнитогорск (далее – заявитель, МП Трест «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Челябинское УФАС России) от 20.11.2019 о наложении административного штрафа по делу № 074/04/9.21-394/2019 об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 100 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 06.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2 (далее - ФИО2) и ФИО3 (далее - ФИО3).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2020 (резолютивная часть решения объявлена 29.07.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, МП Трест «Водоканал» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что подключение объектов к централизованным системам холодного водоснабжения носит платный характер и размер платы определяется не по соглашению сторон или путем навязывания расценок хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, а на основании тарифов, утвержденных государственным органом.
До начала судебного заседания ФИО2 и ФИО3 представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором указали, что с доводами апелляционной жалобы не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Челябинского УФАС России поступило заявление ФИО3, ФИО2 на действия МП Трест «Водоканал» по вопросу расчета платы за технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения.
Так, из указанного заявления следует, что ФИО3 в 2015 году обратился в адрес МП трест «Водоканал» с заявкой на заключение договора на технологическое присоединение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к сетям водоснабжения. МП Трест «Водоканал» направило в адрес заявителя договор о технологическом присоединении № ЮР-2/4619 от 15.09.2015, стоимость подключения составила 503 892, 50 руб. ФИО3 отказался от заключения договора на технологическое присоединение к сетям водоснабжения на предложенных МП Трест «Водоканал» условиях.
В 2018 году ФИО3 повторно обратился за технологическим присоединением к сетям водоснабжения указанного объекта. МП трест «Водоканал» направило в адрес заявителя договор о технологическом присоединении № ЮР-2/8118 от 17.12.2018, плата за подключение, согласно данному договору, составила 829 929,85 руб.
ФИО2 по вопросу технологического присоединения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, также обращалась в адрес МП Трест «Водоканал» по вопросу заключения договора о технологическом присоединении в 2015 и 2018 годах. Согласно договору о технологическом присоединении № юр2/4960 от 30.12.2015 плата за подключение к сетям холодного водоснабжения рассчитана МП Трест «Водоканал» в размере 356532,59 руб. Согласно договору о технологическом присоединении № юр-2/8293 от 01.03.2019 стоимость подключения составила 816 300 руб.
ФИО3 и ФИО2, не согласившись с расчетом платы за подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения, считая, что при расчете платы МП Трест «Водоканал» неверно применены установленные тарифы, обратились в Челябинское УФАС России с соответствующей жалобой.
Челябинским УФАС России 20.11.2019 вынесено постановление о признании МП Трест «Водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. (т.1, л.д. 10-15).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как следует из содержания части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Особенности подключения объектов капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения определены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 644).
08.12.2015 в МП Трест «Водоканал» поступил запрос - заявка (вх. № ВК - 8242 от 08.12.2015) от ФИО2 о предоставлении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: пос. Западный-1, уч. 2,10 квартал.
21.12.2015 МП Трест «Водоканал» направило в адрес ФИО2 проект договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения № Юр-2/4960 от 30.12.2015.
Плата за подключение МП Трест «Водоканал» рассчитывается с учетом платы за строительство подводящей сети с учетом ее протяженности (75 м) и проведение мероприятий, направленных на увеличение подключаемой нагрузке.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.05.2015 № 21/45 установлена ставка тарифа за протяженность сети при подключении к централизованным системам холодного водоснабжения МП трест «Водоканал» на 2015 год.
В соответствии с пунктом 3.2. Приложения № 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.05.2015 № 21/45, размер ставки за протяженность водопроводной сети диаметром от 100 мм до 125 мм равна 3,99 тыс. руб./м (без НДС).
Плата за подключение к системе холодного водоснабжения рассчитана следующим образом: 75м (протяженность водопроводной сети) х 3 990 (руб. за 1м) (ставка тарифа, утвержденная Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области) х 1,18 (НДС) = 353 115руб.
Более того, для осуществления подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, наряду с мероприятиями по созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения, МП Трест «Водоканал» указало на необходимость проведения мероприятий, направленных на увеличение мощной существующих сетей.
Согласно пункту 1 постановления Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 24.02.2011 № 1925-П «Об установлении тарифов МП Трест «Водоканал» муниципального образования г. Магнитогорск на подключение к системам водоснабжения и водоотведения», ставка тарифа на подключение к системе водоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости в размере 222 789,03 руб. за 1 куб. м/час без учета НДС.
Подключаемая нагрузка в точке присоединения указана ФИО2 в объеме 0,21 м3/сут. (0,013 м3/час).
Согласно расчету МП Трест «Водоканал» плата за подключение за увеличение мощности:
222 789,03 (руб. за 1 м3/час) * 0,013 * 1,18 (НДС) = 3 417,59 руб.
Таким образом, размер платы за подключение по договору № Юр-2/4960 от 30.12.2015 составил 356 532,59 руб. (353 115 руб. + 3 417,59 руб.).
22.02.2019 ФИО2 повторно был направлен запрос - заявка на подключение к сетям холодного водоснабжения, МП Трест «Водоканал» был подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения № Юр-2/8293 от 01.03.2019.
На основании части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Ставка за подключаемую нагрузку, а также ставка тарифа за протяженность сети при подключении к централизованным сетям водоснабжения МП Трест «Водоканал» на 2019 год, установлена постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.12.2018 № 83/11.
В соответствии с пунктом 3.2 таблицы № 2 Приложения № 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.12.2018 № 83/11, ставка тарифа за протяженность сети (75м) при подключении к централизованным системам холодного водоснабжения равна 9,07 тыс. руб/м. (без НДС), таким образом, плата за подключение в части строительства подводящей сети от места расположения объекта капитального строительства до точки подключения к централизованной системе холодного водоснабжения составляет 816 300 руб. (с учетом НДС).
Более того, для осуществления подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, наряду с мероприятиями по созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения, необходимо проведение мероприятий, направленных на увеличение мощности существующих сетей.
В соответствии с таблицей № 1 Приложения № 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.12.2018 № 83/11, ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети равна 14,619 тыс. руб./куб. в сутки (без НДС) таким образом, плата за подключение за подключаемую нагрузку составляет 12 279,96 руб. (с учетом НДС).
Исходя их этого, в договоре указана плата за подключение в размере 828579,96 руб. с учетом НДС, которая состоит из платы за отбор мощности (0,7 м3/сут. - подключаемая нагрузка в точке подключения) в размере 12 279,96 руб. (с учетом НДС) и за строительство подводящей сети (протяженностью 75м) в размере 816 300 руб. (с учетом НДС). Подробный расчет платы за подключение указан в Приложении № 4 к договору № Юр2/8293 от 01.03.2019.
Согласно Приложению № 2 к договору от 01.03.2019 № юр-2/8293 в качестве мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения МП Трест «Водоканал» указало строительство сети хозяйственного питьевого водопровода диаметром не менее 100 мм от сети хозяйственного питьевого водопровода условным Д 100мм на пересечении улиц Цветочная и Наумкина, до границы земельных участков протяженностью 75 м.
В 2015 году гражданин ФИО3 обратился с заявлением на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, в связи с чем в адрес ФИО3 12.11.2015 был направлен договор № 2/4619 от 15.09.2015.
В соответствии с пунктом 3.1. Приложения № 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.05.2015 № 21/45, размер ставки за протяженность водопроводной сети диаметром до 100 мм (6 м) равна 3,7 тыс. руб./м (без НДС).
Согласно пункту 3.2. Приложения № 1 к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.05.2015 № 21/45, размер ставки за протяженность водопроводной сети диаметром от 100 мм до 125 мм (97м) равна 3,99 тыс. руб./м (без НДС).
Таким образом, плата за подключение за строительство подводящей сети рассчитана следующим образом:
6м х 3700 (руб. за 1м) х 1,18 (НДС) + 97м х 3990 (руб. за 1м) х 1,18 (НДС) = 483 387 руб. (с НДС).
Кроме того, для осуществления подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, наряду с мероприятиями по созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения, необходимо проведение мероприятий, направленных на увеличение мощности существующих сетей.
Плата за подключение за увеличение мощности:
222 789,03 руб. (за 1мЗ/час) х 0,078 х 1,18 (НДС) = 20 505,50 руб. (с НДС)
В этой связи, согласно договору № Юр-2/4916 от 15.09.2015 размер платы за подключение составляет 503 892,5 руб.
ФИО3 повторно обратился в адрес МП Трест «Водоканал» за подключением к сетям теплоснабжения 10.12.2018.
На основании запрос - заявки от 10.12.2018 № 01-22/8012 был подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения № Юр-2/8118 от 17.12.2018.
Плата за подключение по расчетам МП Трест «Водоканал» составила 829929,85 руб.
В соответствии с пунктом 3.2 таблицы № 2 Приложения № 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.12.2017 № 61/3, ставка тарифа за протяженность сети при подключении к централизованным системам холодного водоснабжения равна 7,00 тыс. руб./м. (без НДС), таким образом, плата за подключение в части строительства подводящей сети от места расположения объекта капитального строительства до точки подключения к централизованной системе холодного водоснабжения рассчитана следующим образом:
97м х 7000 (руб. за м) х 1,18 (НДС) = 801 220 руб. (с НДС).
Более того, для подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения необходимо проведение мероприятий, направленных на увеличение мощности существующих сетей и объектов.
Согласно таблице № 1 Приложения № 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.12.2017 № 67/3, ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети равна 12,997 тыс. руб./куб. в сутки (без НДС), таким образом, плата за подключение за подключаемую нагрузку составляет 28 709,85 руб. (с учетом НДС) и рассчитана следующим образом:
12 997 руб. (за 1м3/сут.) х 1,872 (м3/сут.) х 1,18 (НДС) = 28 709,85 руб.
Таким образом, в договоре указана плата за подключение в размере 829929,85 руб. с учетом НДС, которая состоит из платы за отбор мощности (1,872 м3/сут. - подключаемая нагрузка в точке подключения) в размере 28709,85 руб. (с учетом НДС) и за строительство подводящей сети (протяженностью 97м.) в размере 801 220 руб. (с учетом НДС). Подробный расчет платы за подключение с расшифровкой статьи начисления указан в Приложении № 4 к договору № Юр-2/8118 от 17.12.2018.
Согласно Приложению № 2 к договору № Юр-2/8118 от 17.12.2018 в качестве мероприятий по подключению к централизованным сетям объекта ФИО3 МП Трест «Водоканал» указало следующее: строительство сети хозяйственного питьевого водопровода условным диаметром не менее 100 мм от точки подключения к сети хозяйственного питьевого водопровода, условным диаметром 100 мм, проходящим по улице Цветочная до границы земельного участка, ориентировочной протяженностью 97 м.
Антимонопольным органом установлено, что при рассмотрении заявок третьих лиц в 2018 году на подключение к сетям водоснабжения МП Трест «Водоканал» в качестве мероприятий по подключению объектов капитального строительства граждан (потребителей) предусмотрело строительство сети хозяйственного питьевого водовода диаметром 100 мм.
Также, антимонопольным органом установлено, что мероприятия по подключению к сетям централизованного водоснабжения объектов заявителей включено строительство наружного водовода, за счет которого будет обеспечен услугами водоснабжения целый поселок Западный-1 города Магнитогорска и вследствие чего возросла стоимость подключения к сетям водоснабжения у заявителей до 829 928,85 руб. и 828 579,96 руб. соответственно.
Однако, строительство питьевого водопровода, обеспечивающего услугами водоснабжения поселка Западный-1 города Магнитогорска предусмотрено за счет средств муниципального бюджета и включение в стоимость подключения объектов заявителей к сетям водоснабжения мероприятий по строительству данного водовода неправомерно.
Действия МП Трест «Водоканал», выразившиеся во включении избыточных мероприятий в ТУ и договор по подключению объектов капитального строительства ФИО2, ФИО3 к сетям водоснабжения (строительство хозяйственного питьевого водопровода с диаметром 100 мм (для каждого из них)), которые предполагают обеспечение ресурсом жителей всего коттеджного поселка Западный-1 города Магнитогорска, являются нарушением пункта 91 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» неверно определило мероприятия по подключению объектов заявителей к сетям водоснабжения, что образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств отсутствия объективной возможности надлежащего исполнения требований положений Правил присоединения заявителем не представлено, суд полагает доказанной вину МП Трест «Водоканал» в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях МП Трест «Водоканал» состава вмененного ему административного правонарушения подтверждено.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности (статьи 2.9 КоАП РФ) не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Размер примененной административным органом меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспоренного постановления антимонопольного органа, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований об отмене этого постановления.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, противоречат материалам дела, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2020 по делу № А76-53014/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия трест «Водоканал» муниципального образования города Магнитогорск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина