ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-2294/2018
г. Челябинск | |
26 марта 2018 года | Дело № А76-6555/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2018 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В, при ведении протокола секретарем судебного заседания Иншаковой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления капитального строительства Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2018 по делу №А76-6555/2017 (судья Калинина Т.В.)
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия «Челябинские коммунальные тепловые сети» ФИО1 (паспорт, доверенность №3 от 01.01.2018);
Управления капитального строительства Администрации города Челябинска: ФИО2 (паспорт, доверенность №08/18 от 28.12.2017),
муниципальное унитарное предприятие «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее – истец, МУП «ЧКТС») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к управлению капитального строительства Администрации города Челябинска (далее – ответчик, УКС Администрации г. Челябинска, податель жалобы), о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 783 243 руб. 47 коп.
Определением суда от 03.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (т.4, л.д.29).
Решением суда первой инстанции от 09.01.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, УКС Администрации г. Челябинска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что решение суда первой инстанции принято с нарушением требований норм материального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судебный акт принят по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела.
Ответчик указывает на то, что изменение условий контракта при его исполнении не допускается.
Удовлетворяя исковые требования за счет бюджета города Челябинска, суд первой инстанции не учел положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Денежные средства были оплачены истцу в объеме финансирования, предусмотренного распоряжением Администрации города Челябинска.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2015 истец направил в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области заявку № 4519 на установление в индивидуальном порядке платы за подключение объекта «ул. Контейнерная, дома № 2, № 4, № 4 «А», № 6, № 8, № 12 по адресу: г. Челябинск, Советский район» (т.4, л.д.51-52).
Согласно техническому решению МУП «ЧКТС» для подключения объекта заявителя к системам теплоснабжения необходимо выполнить следующие мероприятия: - строительство газовой котельной мощностью 2 МВт; - подключение котельной к сетям водо-, электро- и - газоснабжения; - строительство сетей теплоснабжения от котельной до подключаемого объекта диаметром трубы 2Ø150 мм., протяженностью 63 м.; В состав платы за подключение объекта заявителя Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области включены экономически обоснованные расходы согласно пунктам 172 и 173 Методических указаний: - стоимость мероприятий по созданию (реконструкции) источника тепловой энергии принята на основании представленных организацией сметных расчетов, выполненных в федеральных единичных расценках (далее – ФЕР), что соответствует пункту 173 Методических указаний (П3); - стоимость услуг по подключению к сетям водо-, электро- и газоснабжения рассчитана с применением утвержденных на 2015 год ставок тарифов за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения; - расчет стоимости мероприятий по строительству тепловых сетей произведен с применением государственных сметных нормативов.
Расходы на разработку проектной документации по строительству газовой котельной не были учтены в составе платы за подключение в связи с отсутствием экономического обоснования, а именно, непосредственно проектно-сметной документации. Объемы работ и количество материалов были учтены в виде плановых величин в отсутствие проектно-сметной документации, которая бы подтвердила их обоснованность в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.08.2015 № 38/20 установлена индивидуальная плата за подключение к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» для Управления капительного строительства Администрации города Челябинска, согласно которому плата за подключение к тепловым сетям (без учета НДС) составила 9 984 461 руб. 67 коп. (т.3, л.д.130-134).
21.12.2015 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) подписан договор на подключение к системе теплоснабжения № 68- ТП/2015 (т.1, л.д.12-17), по условиям которого стороны подтвердили, что договор заключен при их обоюдном волеизъявлении в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлениями Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п.1.1 договора) Исполнитель обязуется подключить к системе теплоснабжения исполнителя объект заказчика – «г. Челябинск, Советский район, ул. Контейнерная, дома № 2, № 4, № 4 «А», № 6, № 8, № 12. Сети теплоснабжения».
Заказчик обязуется выполнить за собственный счет надлежащим образом условия подключения объекта к системе теплоснабжения (приложение № 1 к договору), а также условия договора (п. 2.2 договора).
Заказчик обязуется оплатить услуги по подключению в соответствии с п. 4 договора (п. 2.3 договора).
Точка подключения к системе теплоснабжения, определяемая исполнителем - тепловая камера УТ1. Тепловая нагрузка объекта: 1,35 Гкал/ч.
Срок подключения объекта – IV кв. 2015 года (п. 2.4 договора). Стоимость услуг по договору составляет 11 781 664 руб. 77 коп., включая НДС (18%) 1 797 203 руб. 10 коп., согласно постановлению ГК «ЕТО Челябинской области» № 38/20 от 20.08.2015.
Цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора (п. 4.1 договора).
Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в следующие сроки: 11 781 664 руб. 77 коп., в течение 35 дней с даты подписания сторонами актов об оказании услуг при условии выставления исполнителем счетов-фактур на объем оказанных услуг, составленных в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ (п. 4.2 договора).
Изменения и дополнения в договор вносятся по взаимному согласию сторон путем оформления дополнительного соглашения.
Изменение условий договора при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 5.1 договора).
Договор действует с даты его подписания сторонами до момента окончания исполнения обязательств сторон по настоящему договору (п. 8.1 договора).
К договору истцом представлено приложение № 1 «Условие подключения № 68/2015 к тепловым сетям объекта: жилые дома № 2, № 4, № 4«А», № 6, № 8, № 12 по ул. Контейнерная г. Челябинска (т.1, л.д.18).
МУП «ЧКТС» разработана проектно-сметная документация по объекту капитального строительства «Блочно-модульная котельная для жилых домов по ул. Контейнерная в г. Челябинске», которая согласно нормам действующего законодательства прошла экспертизу, получив положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации (включая смету) ООО «ЧелЭкспертиза» от 25.11.2015 № 3-3-1-0125-15.
Данной экспертизой были утверждены объемы работ и количество материалов.
В связи с чем, МУП «ЧКТС» обратилось с заявлением (исх. № 6955а от 18.12.2015) об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке согласно пунктам 37-39 Правил подключения.
Экономическая обоснованность расходов на строительство котельной подтверждена МУП «ЧКТС» проектно-сметной документацией, которая разработана ООО «Автономные Тепло Системы» по заключенному договору подряда от 07.09.2015 № 68-П/2015, положительным заключением ООО «ЧелЭкспертиза» от 25.11.2015 № 3-3-1-0125-15.
Расходы на строительство тепловых сетей включены в состав платы за подключение в размере, не превышающем укрупненные сметных нормативы.
Расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения учтены с применением утвержденных на 2015 год ставок. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.12.2015 № 65/21 отменено постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.08.2015 № 38/20 и установлена плата за подключение к тепловым сетям МУП «ЧКТС» для Управления капитального строительства Администрации г. Челябинска в индивидуальном порядке в размере 14 038,058 тыс. руб. (без учета НДС) на экономически обоснованном уровне (т.3, л.д.123-124).
Таким образом, стоимость услуг по подключению составила 16 564 908 руб. 24 коп.
Фактически затраты истца на создание объекта подключения к тепловой сети: объект капитального строительства г. Челябинск, Советский район, ул. Контейнерная, дома № 2, № 4, № 4 «А», № 6, № 8, № 12 составили 13 109 246 руб. 10 коп., что подтверждается заключенными во исполнение договора № 68 ТП-2015 договорами подтверждающими несение истцом фактических затрат, актами приемки выполненных работ, локальными сметными расчетами, сводными расчетами стоимости строительства, документами, подтверждающими оплату понесенных затрат (т.1, л.д.22-76, 86-148, т.2, л.д.1-153,т.3, л.д.1-120).
Сопроводительным письмом № 2136 от 28.12.2015 в адрес ответчика истец направил проект дополнительного соглашения № 68-ТП/2015 от 28.12.2015 (т.1, л.д.77), которое со стороны ответчика осталось не подписанным.
Дополнительным соглашением № 68-ТП/2015 от 28.12.2015 (т.1, л.д.19), подписанным истцом в одностороннем порядке, пункт 4.1 договора № 68-ТП/2015 на подключение к системе теплоснабжения от 21.12.2015 изложен в следующей редакции: стоимость услуг по договору составляет 16 564 908 руб. 24 коп., включая НДС (18%) 2 526 850 руб. 41 коп., согласно Постановлению ГК «ЕТО Челябинской области» № 65/21 от 25.12.2015 цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
Также, в редакции дополнительного соглашения № 68-ТП/2015 от 28.12.2015 пункт 4.2 договора изложен в следующей редакции: оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя частями в следующие сроки:
- 11 781 664 руб. 77 коп.(авансовый платеж) вносится в срок до 31.12.2015;
- 4 783 243 руб. 47 коп. (окончательный расчет) вносится в срок до 30.03.2016 при условии выставления исполнителем счетов-фактур на объем оказанных услуг, составленных в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
К договору представлены приложение № 1 «Условие подключения № 68/2015 к тепловым сетям объекта: жилые дома №№ 2, 4, 4 «А», 6, 8, 12 по ул. Контейнерная г. Челябинска (т.1, л.д.18).
В акте о подключении к тепловой сети № 68 от 25.12.2015 зафиксировано, что услуги исполнителем оказаны в полном объеме, технические условия МУП «ЧКТС» № 68/2015 выполнены в полном объеме.
Оплата оказанных услуг заказчиком в размере остатка 11 781 664 руб. 77 коп. производится в соответствии с условиями договора. Тепловая нагрузка объекта составила 1,35 Гкал/час.
Стороны претензий друг к другу не имеют (т.3, л.д.129).
Истцом в адрес ответчика 01.07.2016 направлялась претензия № 3190 об оплате задолженности в сумме 4 783 243 руб. 47 коп. (т.1, л.д.10-11), которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности по договору № 68-ТП/2015 на подключение к системе теплоснабжения от 21.12.2015 в сумме 4 783 243 руб. 47 коп. послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закон о теплоснабжении, пунктами 26, 37, 43 Правил подключения и исходил из доказанности размера задолженности за подключение.
Выводы суда первой инстанции являются верными.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 названного Закона.
Правоотношения, связанные с подключением потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения регулируются Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 307).
Согласно п. 3 Правил N 307 подключение объекта к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В соответствии с п. 26 Правил N 307 договор о подключении содержит условие о размере платы за подключение и о порядке и сроках внесения заявителем такой платы.
В соответствии с п. 37 Правил N 307 при исполнении договора о подключении заявитель обязан внести плату за подключение в размере и в сроки, которые установлены договором о подключении.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании повторной заявки МУП «ЧКТС» постановлением Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 65/21 от 25.12.2015 установлена плата за подключение объекта г. Челябинск, Советский район, ул. Контейнерная, дома № 2, № 4, № 4а, № 6, № 8, № 12 к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» в индивидуальном порядке для Управления капитального строительства Администрации города Челябинска в размере 14 038 058 руб. (без учета НДС); постановление Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 38/20 от 20.08.2015 признано утратившим силу (т.3, л.д.123-124).
Согласно расчету платы за подключение к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» (Приложение к постановлению) в размер платы были включены расходы на проведение мероприятий по подключению объекта заявителей в размере 223 339 руб., расходы на создание тепловых сетей в размере 665 533 руб., расходы на создание источников тепловой энергии и развитие существующих источников тепловой энергии и тепловых сетей в размере 10 033 510 руб. налог на прибыль в размере 1 805 846 руб. всего 14 038 058 руб. (без НДС).
Поскольку в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком доказательства оплаты услуг по подключению к тепловым сетям, в полном объеме в материалы дела не представлены, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности по договору от 21.12.2015 N 68-ТП/2015 в размере 4 783 243 руб. 47 коп. подлежит удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжении" (далее - Правила регулирования цен), предусмотрено, что установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования (п. 12 Правил регулирования цен).
В силу п. 109 названного Постановления при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Пунктом 110 данного Постановления определено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Действующее законодательство не содержит запрета на изменение платы за подключение к системе теплоснабжения.
В рассматриваемой ситуации регулирующим органом - Министерством Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области издано постановление № 65/21 от 25.12.2015, которым установлена плата за подключение объекта г. Челябинск, Советский район, ул. Контейнерная, дома № 2, № 4, № 4а, № 6, № 8, № 12 к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» в индивидуальном порядке для Управления капитального строительства Администрации города Челябинска в размере 14 038 058 руб. (без учета НДС); постановление Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 38/20 от 20.08.2015 признано утратившим силу.
С учетом приведенных выше норм права постановление Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 65/21 от 25.12.2015 является обязательным для исполнения сторонами и подлежит применению в целях определения стоимости услуг по подключению спорных объектов к системе теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для неприменения указанной в названном постановлении платы за подключение не имеется.
В этой связи доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений судом в процессе судопроизводства основополагающих принципов правосудия - равенства, состязательности сторон материалы дела не содержат.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09 января 2018г. по делу № А76-6555/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления капитального строительства Администрации города Челябинска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.В.Лукьянова
Судьи О.Б. Фотина
Е.В.Ширяева