ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-705/2021 от 02.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9523/21

Екатеринбург

02 февраля 2022 г.

Дело № А76-705/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Сухановой Н.Н., Ященок Т. П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бычковской А.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СлавНефтеПродукт» на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по делу № А76-705/2021 Арбитражного суда Челябинской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проводится путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Одновременно судебное заседание организовано с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседании) в порядке, предусмотренном статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны, заявившие соответствующие ходатайства о проведении судебного заседания с организацией видеоконференц-связи и веб-конференции, в судебное заседание не явились.

В судебный зал Арбитражного суда Уральского округа явился представитель общества с ограниченной ответственностью «СлавНефтеПродукт» – ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.02.2022 № 518).

Общество с ограниченной ответственностью «СлавНефтеПродукт» (далее – заявитель, ООО «СлавНефтеПродукт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Уральское МРУ Росприроднадзора, Управление) о признании незаконным приказа от 20.11.2020 №493-Ч «Об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ООО «СлавНефтеПродукт»; возложении обязанности на Уральское МРУ Росприроднадзора выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с перечнем видов деятельности согласно заявлению ООО«СлавНефтеПродукт» от 30.09.2020 №19297 (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2021 заявленные требования удовлетворены, приказ Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 20.11.2020 №493-Ч «Об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ООО «СлавНефтеПродукт» признан незаконным. Суд обязал Управление выдать заявителю лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с перечнем видов деятельности согласно заявлению ООО «СлавНефтеПродукт» от 30.09.2020 №19297.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО «СлавНефтеПродукт» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Заявитель жалобы не согласен со следующими выводами.

При исследовании судом апелляционной инстанции документа - технологического регламента TP 002­06670486-2019, который представлялся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии, установлено, что ООО «СлавНефтеПродукт» планирует производить несколько видов продукции, в том числе имеющих в своём составе магнитную и немагнитную фракции.

Между тем, в соответствии с техническим регламентом заявленного оборудования «Линия классификации пыли» TP 002-06670486-2019, данное оборудование предназначено для переработки пыли газоочистки, окалины и прочих сыпучих и мелкодисперсных материалов, имеющих в своей основе цинк и железосодержащие материалы, отходы металлургических и иных предприятий, магнитную фракцию.

Суд апелляционной инстанции, по мнению Общества, ошибочно посчитал, что указанное в жалобе описание технологического процесса оборудования «Линия классификации пыли» не опровергает вывод инспектора Управления о том, что оборудование для получения концентрата цинка не может быть использовано, так как основное его назначение - извлечение магнитных примесей. Оборудование «Линия классификации пыли» предназначено для переработки отхода (согласно TP 002-06670486-2019), но не утилизации. При этом законодательством не определено понятие «переработка отхода». В статье 1 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) имеется понятие «обработка отходов» - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Однако общество «СлавНефтеПродукт» в заявлении о выдаче лицензии не указывало, что планирует заниматься обработкой отходов.

В кассационной жалобе, в поддержку своей позиции Обществом приведено подробное описание технологического процесса, который предполагается к осуществлению на спорном оборудовании при получении лицензии. Соглашаясь с оценкой, которую этому технологическому процессу дал суд первой инстанции, кассатор указывает на ошибочность оценки названного процесса судом апелляционной инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, настаивает на том, что государственный инспектор сделал правильный вывод о том, что заявленное оборудование для получения концентрата цинка не может быть использовано, так как основное его назначение – извлечение магнитных примесей. Именно указанный вывод был правильно положен апелляционным судом в основу принятого постановления, которое Управление просит оставить без изменения.

Как установлено судами из материалов дела,24.12.2019 ООО «СлавНефтеПродукт» обратилось в Управление с заявлением № 5593 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д. 19-30 т.1). К указанному заявлению были приложены Перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности, а также иные документы с описью прилагаемых документов.

В период с 10.02.2020 по 20.02.2020 в отношении общества «СлавНефтеПродукт» Управлением проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки составлен акт проверки № 41-Ч от 20.02.2020 (л.д. 44-58 т.1), в котором содержатся следующие выводы о наличии оснований для отказа в предоставлении лицензии: - в нарушение пункта «б» статьи 3 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение № 1062), у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании необходимые для выполнения заявленных работ оборудование и установки; - в нарушении пункта «г» статьи 3 Положения № 1062 у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют работники, заключившие с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами и имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Общество «СлавНефтеПродукт» 25.02.2020 обратилось в Управление с заявлением № 3864 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (31-43 т.1), К указанному заявлению были приложены Перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности, а также иные документы с описью прилагаемых документов.

В период с 14.04.2020 по 22.04.2020 в отношении общества «СлавНефтеПродукт» Управлением проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки составлен акт проверки № 104-Ч от 22.04.2020 (л.д. 59-72 т.1), в котором указаны основания для отказа в предоставлении лицензии: - в нарушении пункта «а» статьи 5 Положения № 1062, соискатель лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» представил перечень конкретных видов отходов III-IV класса опасности содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые не соответствуют наименованиям конкретных видов отходов III-IV класса опасности; - в нарушение пункта «б» статьи 3 Положения № 1062, у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании необходимые для выполнения заявленных работ оборудование и установки.

ООО «СлавНефтеПродукт» 30.09.2020 вновь обратилось в Управление с заявлением № 19297 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (58-69 т.2). К указанному заявлению были приложены Перечень конкретных видов отходов IIV классов опасности, а также документы с описью прилагаемых документов.

На основании приказа руководителя Управления № 471-Ч от 09.11.2020 в отношении ООО «СлавНефтеПродукт» в период с 11.11.2020 по 18.11.2020 проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки сведений, содержащихся в предоставленных заявлении и документах, на соответствие положениям статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), а также с целью оценки сведений о соискателе лицензии, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии.

Результаты обследования зафиксированы и отражены в акте проверки № 471-Ч от 18.11.2020. Согласно акту проверки № 471-Ч от 18.11.2020 Управление установило, что соискатель лицензии планирует осуществлять лицензируемую деятельность по адресу: <...>. В соответствии с представленными документами ООО «СлавНефтеПродукт» планирует осуществлять утилизацию отходов, используя «Линию классификации пыли», и получать концентрат цинковый КЦ-5, согласно ГОСТ Р 54922-2012. Концентраты цинковые. Технические условия. Согласно открытых данных БДО, соединения цинка отсутствуют в составе следующих отходов, которые ООО «СлавНефтеПродукт» планирует утилизировать, используя «Линию классификации пыли», с получением концентрата цинкового КЦ-5, согласно ГОСТ Р 54922-2012. Концентраты цинковые. Технические условия: - пыль газоочистки при обогащении медно-цинковых руд, код ФККО 2 22 171 13 42 3; - группа отходов Шлаки производства стали, код ФККО 3 51 210 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 51 210 01 20 4, шлак мартеновский; код ФККО 3 51 210 02 20 4, шлак конвертерный; код ФККО 3 51 210 11 20 4, шлак электросталеплавильный; код ФККО 3 51 210 13 20 4, шлак внепечной обработки стали; код ФККО 3 51 210 21 20 4, шлаки сталеплавильные. -шлак зачистки оборудования электросталеплавильного производства, код ФККО 3 51 211 0120 4, - группа отходов Отходы газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 220 00 00 0, содержащая следующий отход: код ФККО 3 51 221 31 39 4, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки отходящих газов электросталеплавильных печей; - группа отходов Отходы сухой газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 222 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 51 222 11 42 4, пыль газоочистки неорганизованных выбросов конвертерного отделения; код ФККО 3 51 222 12 42 4, пыль газоочистки конвертерного производства; код ФККО 3 51 222 22 42 4, пыль аспирации электросталеплавильного производства; код ФККО 3 51 222 41 42 3, пыль газоочистки при разливке свинецсодержащей стали; - группа отходов Отходы плавки свинца, цинка и олова при их литье, код ФККО 3 57 021 00 00 0, содержащая следующий отход: код ФККО 3 57 021 15 20 4, шлак плавки баббита свинцового при его литье; - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке цветных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 232 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 61 232 01 42 4, пыль газоочистки меди и медных сплавов незагрязненная; код ФККО 3 61 232 02 42 4, пыль газоочистки алюминиевая незагрязненная; код ФККО 3 61 232 03 42 4, пыль газоочистки титана незагрязненная; код ФККО 3 61 232 04 42 2, пыль газоочистки свинца незагрязненная; код ФККО 3 61 232 05 42 3, пыль газоочистки никеля незагрязненная; код ФККО 3 61 232 06 42 4, пыль газоочистки оловянная незагрязненная; код ФККО 3 61 232 07 42 3, пыль газоочистки хрома незагрязненная; - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке черных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 231 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 61 231 01 42 4, пыль газоочистки черных металлов незагрязненная; код ФККО 3 61 231 02 42 4, пыль газоочистки чугунная незагрязненная; код ФККО 3 61 231 44 42 4, пыль газоочистки при дробеструйной обработке черных металлов; код ФККО 3 61 231 81 42 4, пыль газоочистки при механической обработке черных металлов с преимущественным содержанием оксида кремния; 6 А76-705/2021 - пыль газоочистки стальная незагрязненная, код ФККО 3 61 231 03 42 4. - группа отходов Отходы литья свинца, цинка и олова (отходы плавки цветных металлов см. Группу 3 57 020 00 00 0), код ФККО 3 57 200 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 57 022 11 20 4, осадок печей плавки магния и магниевых сплавов, код ФККО 3 57 023 11 20 3, шлак плавки алюминия при литье алюминия; код ФККО 3 57 023 12 20 4, шлак плавки алюминия при литье алюминия малоопасный; код ФККО 3 57 024 11 20 4, шлак плавки меди при литье меди, код ФККО 3 57 025 51 21 4, отходы сортировки шлака плавки никеля при литье никеля, код ФККО 3 57 028 31 20 2, шлак плавки бериллия, содержащий бериллий в количестве более 20%.

Должностным лицом Управления установлено, что в соответствии с Технологическим регламентом ТР 002-06670486-2019, готовая продукция должна соответствовать ГОСТ Р 54922-2012.Концентраты цинковые. Технические условия: марка концентрата КЦ-5, цинка не менее 40,0%; марка концентрата КЦ-6, цинка не менее 40,0%. В технологическом регламенте ТР 002-06670486-2019 отсутствует технология утилизации с использованием «Линии классификации пыли» и получением концентратов цинковых отходов марки КЦ-5, КЦ-6, не содержащих в своем составе соединения цинка.

На основании вышеизложенного Управление пришло к выводу, что у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании необходимые оборудование и установки для утилизации следующих видов отходов: - пыль газоочистки при обогащении медно-цинковых руд, код ФККО 2 22 171 13 42 3; - группа отходов Шлаки производства стали, код ФККО 3 51 210 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 51 210 01 20 4, шлак мартеновский; код ФККО 3 51 210 02 20 4, шлак конвертерный; код ФККО 3 51 210 11 20 4, шлак электросталеплавильный; код ФККО 3 51 210 13 20 4, шлак внепечной обработки стали; код ФККО 3 51 210 21 20 4, шлаки сталеплавильные. - шлак зачистки оборудования электросталеплавильного производства, код ФККО 3 51 211 01 20 4, - группа отходов Отходы газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 220 00 00 0, содержащая следующий отход: код ФККО 3 51 221 31 39 4, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки отходящих газов электросталеплавильных печей; - группа отходов Отходы сухой газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 222 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 51 222 11 42 4, пыль газоочистки неорганизованных выбросов конвертерного отделения; код ФККО 3 51 222 12 42 4, пыль газоочистки конвертерного производства; код ФККО 3 51 222 22 42 4, пыль аспирации электросталеплавильного производства; код ФККО 3 51 222 41 42 3, пыль газоочистки при разливке свинецсодержащей стали; - группа отходов Отходы плавки свинца, цинка и олова при их литье, код ФККО 3 57 021 00 00 0, содержащая следующий отход: код ФККО 3 57 021 15 20 4, шлак плавки баббита свинцового при его литье; - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке цветных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 232 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО3 61 232 01 42 4, пыль газоочистки меди и медных сплавов незагрязненная; код ФККО 3 61 232 02 42 4, пыль газоочистки алюминиевая незагрязненная; код ФККО 3 61 232 03 42 4, пыль газоочистки титана незагрязненная; код ФККО 3 61 232 04 42 2, пыль газоочистки свинца незагрязненная; код ФККО 3 61 232 05 42 3, пыль газоочистки никеля незагрязненная; код ФККО 3 61 232 06 42 4, пыль газоочистки оловянная незагрязненная; код ФККО 3 61 232 07 42 3, пыль газоочистки хрома незагрязненная; - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке черных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 231 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 61 231 01 42 4, пыль газоочистки черных металлов незагрязненная; код ФККО 3 61 231 02 42 4 пыль газоочистки чугунная незагрязненная; код ФККО 3 61 231 44 42 4, пыль газоочистки при дробеструйной обработке черных металлов; код ФККО 3 61 231 81 42 4, пыль газоочистки при механической обработке черных металлов с преимущественным содержанием оксида кремния; пыль газоочистки стальная незагрязненная, код ФККО 3 61 231 03 42 4. - группа отходов Отходы литья свинца, цинка и олова (отходы плавки цветных металлов см. Группу 3 57 020 00 00 0), код ФККО 3 57 200 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: код ФККО 3 57 022 11 20 4, осадок печей плавки магния и магниевых сплавов, код ФККО 3 57 023 11 20 3, шлак плавки алюминия при литье алюминия; код ФККО 3 57 023 12 20 4, шлак плавки алюминия при литье алюминия малоопасный; код ФККО 3 57 024 11 20 4, шлак плавки меди при литье меди, код ФККО 3 57 025 51 21 4, отходы сортировки шлака плавки никеля при литье никеля, код ФККО 3 57 028 31 20 2, шлак плавки бериллия, содержащий бериллий в количестве более 20%.

Также, согласно акту проверки № 471-Ч от 18.11.2020, Управление установило, что ООО «СлавНефтеПродукт» планирует осуществлять деятельность по утилизации отходов III-IV классов опасности, используя «Линию классификации пыли».

В соответствии с Технологическим регламентом ТР 002-06670486-2019, паспортом «Линия классификации пыли» технологический процесс, описанный в настоящем регламенте - процесс переработки и/или обогащения пыли газоочистки, окалины и прочих сыпучих и мелкодисперсных (железосодержащие материалы, отходов металлургических и иных предприятий), имеющих в своей основе магнитную фракцию. Согласно открытым данным Данка данных об отходах, объектах их переработки и размещения (БДО), магнитная фракция отсутствует в составе следующих отходов, которые ООО «СлавНефтеПродукт» планирует утилизировать, используя «Линию классификации пыли»: - пыль газоочистки при обогащении медно-цинковых руд, код ФККО 2 22 171 13 42 3, - отходы (пыль) газоочистки при подготовке сыпучих материалов для производства резиновых смесей, содержащие оксид цинка, код ФККО 3 31 057 21 42 3, - пыль цинксодержащая очистки отходящих газов при вельцевании цинксодержащего сырья в производстве цинка, код ФККО 3 55 341 11 42 3, - код ФККО 3 55 349 12 29 3, шлак плавки цинксодержащих отходов при производстве цинка из вторичного сырья (группа отходов Отходы производства цинка и цинковых сплавов из вторичного сырья, код ФККО 3 55 349 00 00 0), - пыль очистки конвертерных газов производства черновой меди с преимущественным содержанием цинка и свинца, код ФККО 3 55 420 04 42 3, - код ФККО 3 57 021 15 20 4, шлак плавки баббита свинцового при его литье (группа отходов Отходы плавки свинца, цинка и олова при их литье, код ФККО 3 57 021 00 00 0), -шлак плавки цинка при литье цинка, код ФККО 3 57 021 21 20 3, - группа отходов Отходы литья свинца, цинка и олова (отходы плавки цветных металлов см. Группу 3 57 020 00 00 0), код ФККО 3 57 200 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 3 57 022 11 20 4, осадок печей плавки магния и магниевых сплавов, - код ФККО 3 57 023 11 20 3, шлак плавки алюминия при литье алюминия, - код ФККО 3 57 023 12 20 4, шлак плавки алюминия при литье алюминия малоопасный, - код ФККО 3 57 024 11 20 4, шлак плавки меди при литье меди, - код ФККО 3 57 024 21 20 3, шлак плавки бронзы при литье бронзы, - код ФККО 3 57 024 22 20 4, шлак плавки бронзы при литье бронзы малоопасный, - код ФККО 3 57 024 31 20 4, шлак плавки латуни при литье латуни, - код ФККО 3 57 028 31 20 2, шлак плавки бериллия, содержащий бериллий в количестве более 20%, - отходы очистки аспирационной системы при литье цветных металлов, содержащие соединения алюминия, цинка и меди, код ФККО 3 57 831 51 42 3, - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке цветных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 232 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 3 61 232 01 42 4, пыль газоочистки меди и медных сплавов незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 02 42 4, пыль газоочистки алюминиевая незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 03 42 4, пыль газоочистки титана незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 04 42 2, пыль газоочистки свинца незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 06 42 4, пыль газоочистки оловянная незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 07 42 3, пыль газоочистки хрома незагрязненная, - осадок ванн цинкования в аммиакатном электролите, код ФККО 3 63 437 1139 3, - осадок ванн цинкования в цианистом электролите, код ФККО 3 63 437 21 39 3, - осадок ванн цинкования в щелочном электролите, код ФККО 3 63 437 61 39 4, - группа отходов Лом цинка и отходы, содержащие цинк, код ФККО 4 62 500 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 4 62 500 01 51 3, лом и отходы изделий из цинка незагрязненные, - код ФККО 4 62 500 02 21 3, лом и отходы цинка в кусковой форме незагрязненные, - код ФККО 4 62 500 99 20 3, лом и отходы цинка незагрязненные несортированные.

Должностным лицом Управления установлено, что в технологическом регламенте ТР 002-06670486-2019 отсутствует технология утилизации с использованием «Линии классификации пыли» и получением концентратов цинковых марки КЦ-5, КЦ-6 отходов, не имеющих в своем составе магнитной фракции.

На основании вышеизложенного Управление пришло к выводу, что у соискателя лицензии ООО «СлавНефтсПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании необходимые оборудование и установки для утилизации следующих видов отходов: - пыль газоочистки при обогащении медно-цинковых руд, код ФККО 2 22 171 13 42 3, - отходы (пыль) газоочистки при подготовке сыпучих материалов для производства резиновых смесей, содержащие оксид цинка, код ФККО 3 31 057 21 42 3, - пыль цинксодержащая очистки отходящих газов при вельцевании цинксодержащего сырья в производстве цинка, код ФККО 3 55 341 11 42 3, - код ФККО 3 55 349 12 29 3, шлак плавки цинксодержащих отходов при производстве цинка из вторичного сырья (группа отходов Отходы производства цинка и цинковых сплавов из вторичного сырья, код ФККО 3 55 349 00 00 0), - пыль очистки конвертерных газов производства черновой меди с преимущественным содержанием цинка и свинца, код ФККО 3 55 420 04 42 3, - код ФККО 3 57 021 15 20 4, шлак плавки баббита свинцового при его литье (группа отходов Отходы плавки свинца, цинка и олова при их литье, 10 А76-705/2021 код ФККО 3 57 021 00 00 0), - шлак плавки цинка при литье цинка, код ФККО 3 57 021 21 20 3, - группа отходов Отходы литья свинца, цинка и олова (отходы плавки цветных металлов см. Группу 3 57 020 00 00 0), код ФККО 3 57 200 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 3 57 022 11 20 4, осадок печей плавки магния и магниевых сплавов, - код ФККО 3 57 023 11 20 3, шлак плавки алюминия при литье алюминия, - код ФККО 3 57 023 12 20 4, шлак плавки алюминия при литье алюминия малоопасный, - код ФККО 3 57 024 11 20 4, шлак плавки меди при литье меди, - код ФККО 3 57 024 21 20 3, шлак плавки бронзы при литье бронзы, - код ФККО 3 57 024 22 20 4, шлак плавки бронзы при литье бронзы малоопасный, - код ФККО 3 57 024 31 20 4, шлак плавки латуни при литье латуни, - код ФККО 3 57 028 31 20 2, шлак плавки бериллия, содержащий бериллий в количестве более 20%, - отходы очистки аспирационной системы при литье цветных металлов, содержащие соединения алюминия, цинка и меди, код ФККО 3 57 831 51 42 3, - группа отходов Пыль газоочистки при механической обработке цветных металлов незагрязненная, код ФККО 3 61 232 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 3 61 232 01 42 4, пыль газоочистки меди и медных сплавов незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 02 42 4, пыль газоочистки алюминиевая незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 03 42 4, пыль газоочистки титана незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 04 42 2, пыль газоочистки свинца незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 06 42 4, пыль газоочистки оловянная незагрязненная, - код ФККО 3 61 232 07 42 3, пыль газоочистки хрома незагрязненная, - осадок ванн цинкования в аммиакатном электролите, код ФККО 3 63 437 11 39 3, - осадок ванн цинкования в цианистом электролите, код ФККО 3 63 437 21 39 3, - осадок ванн цинкования в щелочном электролите, код ФККО 3 63 437 61 39 4, - группа отходов Лом цинка и отходы, содержащие цинк, код ФККО 4 62 500 00 00 0, содержащая следующие виды отходов: - код ФККО 4 62 500 01 51 3, лом и отходы изделий из цинка незагрязненные, - код ФККО 4 62 500 02 21 3, лом и отходы цинка в кусковой форме незагрязненные, - код ФККО 4 62 500 99 20 3, лом и отходы цинка незагрязненные несортированные.

Также согласно акту проверки № 471-Ч от 18.11.2020, Управление установило, что ООО «СлавНефтеПродукт» планирует осуществлять деятельность по утилизации отходов III-IV классов опасности, используя «Линию классификации пыли», в том числе отходы группы Отходы газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 220 00 00 0, которая содержит следующие виды отходов: - код ФККО 3 51 221 21 33 4, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа; - код ФККО 3 51 221 22 33 3, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа, содержащие соединения свинца. В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора (письмо от 03.09.2014 № ВК-03-04-36/13543), девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: код 33 - твердое в жидком, паста. В соответствии с Технологическим регламентом ТР 002-06670486- 2019, настоящая технологическая инструкция предназначена для описания процесса переработки пыли газоочистки, окалины и прочих сыпучих и мелкодисперсных, имеющих в своей основе цинк и железосодержащие материалы, отходов металлургических и иных предприятий. Также в соответствии с паспортом «Линия классификации пыли» настоящая технологическая линия предназначена для процесса переработки и/или обогащения пыли газоочистки, окалины и прочих сыпучих и мелкодисперсных (железосодержащие материалы, отходов металлургических и иных предприятий), имеющих в своей основе магнитную фракцию.

Должностным лицом Управления установлено, что в технологическом регламенте ТР 002-06670486-2019 отсутствуют технологии утилизации с использованием «Линии классификации пыли» и получением концентратов цинковых марки КЦ-5, КЦ-6, отходов, имеющих агрегатное состояние - твердое в жидком (паста).

На основании вышеизложенного Управление пришло к выводу, что у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании необходимые оборудование и установки для утилизации следующих видов отходов: - группа Отходы газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 220 00 00 0, которая содержит следующие виды отходов: - код ФККО 3 51 221 21 33 4, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа; - код ФККО 3 51 221 22 33 3, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа, содержащие соединения свинца.

По результатам проверки в акте проверки № 471-Ч от 18.11.2020 содержится следующий вывод о наличии основания для отказа в предоставлении лицензии: в нарушение пункта «б» статьи 3 Положения №1062, у соискателя лицензии ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании необходимые для выполнения заявленных работ оборудование и установки.

Уральское МРУ Росприроднадзора 20.11.2020 издало приказ №493-ч об отказе в предоставлении ООО «СлавНефтеПродукт» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее – приказ №493-ч). Согласно приказу №493-ч от 20.11.2020 в качестве причины отказа указано, что в нарушение пункта «б» статьи 3 Положения № 1062, у соискателя лицензии - ООО «СлавНефтеПродукт» отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании необходимые для выполнения заявленных работ оборудование и установки, соответствующие установленным требованиям.

Уведомлением от 20.11.2020 № 09-05-31/21857 Уральское МРУ Росприроднадзора сообщило ООО «СлавНефтеПродукт» о принятом приказом Управления от 20.11.2020 № 493-ч решении об отказе заявителю в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Не согласившись с приказом №493-ч, общество «СлавНефтеПродукт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ Управления об отказе в выдаче лицензии не соответствует закону. Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на Управление обязанность выдать Обществу лицензию, суд первой инстанции исходил из анализа технологического процесса, который предполагается к осуществлению на спорном оборудовании и сделал выводы относительно той продукции, которая в результате этого процесса должна получиться.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленный требований апелляционный суд также проанализировал технологический процесс и сделал противоположные выводы относительно результата этого процесса.

Выводы судов легли в основу принятых ими судебных актов при разрешении вопроса о правомерности позиции Управления о соответствии спорного оборудования для ведения заявленной лицензируемой деятельности.

Суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с понятиями, приведенными в статье 3 Закона о лицензировании, Управление является органом, полномочным при рассмотрении вопросов о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности проверить совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В качестве лицензируемого вида деятельности Обществом заявлена утилизация отходов, используя «Линию классификации пыли» оно намерено получать концентрат цинковый КЦ-5, согласно ГОСТ Р 54922-2012. Концентраты цинковые. Отходы газоочистки при производстве стали, код ФККО 3 51 220 00 00 0, которая содержит следующие виды отходов: - код ФККО 3 51 221 21 33 4, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа; - код ФККО 3 51 221 22 33 3, отходы (осадки) механической очистки технической воды аппаратов мокрой очистки мартеновского газа, содержащие соединения свинца.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что правомерность ненормативного акта Управления, которым отказано в выдаче Обществу лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности определяется разрешением вопроса о способности заявленного оборудования «Линия классификации пыли» к выполнению заявленной деятельности.

Суды, принимая противоположные судебные решения, указали на подтверждение своих выводов относительно правомерности оспариваемого ненормативного акта оценкой представленных в дело доказательств со ссылкой на статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что предоставление статьей 71 АПК РФ судам полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации определения от 20.02.2014 № 262-О, от 23.10.2014 № 2460-О от 25.05.2017 № 1116-О и др.).

Таким образом, с учетом того, что вопросы, касающиеся технологического процесса, регламентированного Технологическим регламентом ТР 002-06670486-2019 в совокупности с паспортом «Линия классификации пыли» и химическими соединениями, участвующими (образующимися) в результате такого процесса, являются не правовыми, а техническими, требующими для правильного их решения обладания специальными знаниями, действия судов, связанные с оценкой технологического процесса и определением результата такого процесса, процессуальному законодательству не соответствуют.

Иной подход фактически позволил бы судам при осуществлении правосудия решать задачи, которые объективно не могут быть ими решены, без применения при этом существующих для подобных ситуаций процессуальных алгоритмов, что, в свою очередь противоречит правовым позициям, изложенным в ПостановленииПрезидиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.06.2014 № 716/14, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 № 301-ЭС17-7046, от 28.12.2021 № 309-ЭС21-18263.

В силу статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд обладает полной юрисдикцией в отношении проверки законности оспариваемых ненормативных правовых актов (часть 4), наделен правом истребования доказательств, необходимых для правильного разрешения спора по своей инициативе (часть 6); при необходимости получить соответствующие пояснения суды обладают правом на вызов специалиста (статья 55.1 АПК РФ), по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле назначить экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний (статья 82 АПК РФ).

Однако данным полномочием суды, в нарушение норм процессуального права, не воспользовались, что могло привести к неправильному разрешению спора.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании части 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении судам следует учитывать правовую позицию, изложенную в настоящем постановлении, совершить необходимые процессуальные действия для правильной оценки доказательств, при необходимости вызвать специалиста для дачи соответствующих консультаций, назначить к проведению судебную экспертизу, принять законные и обоснованные судебные акты.

В связи с вышеизложенным и, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2021 по делу

№ А76-705/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный судЧелябинской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи Н.Н. Суханова

Т.П. Ященок