ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-7692/2023 от 04.03.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-636/24

Екатеринбург

07 марта 2024 г.

Дело № А76-7692/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В. А.,

судей Столярова А.А., Татариновой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Администрации города Челябинска (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2023 по делу №А76-7692/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель общества с ограниченной ответственностью «Эмерада» (далее – общество) - Соловьев К.В. (доверенность от 09.01.2024 № 1).

До начала судебного заседания обществом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, замене указанного общества на Емельянова Е.В., которое судом округа не рассматривается ввиду позиции его заявителя об отзыве указанного ходатайства и его не рассмотрении в суде кассационной инстанции.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным и отмене решения от 16.01.2023 №3571 (284/Ж) об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и присоединении его к нежилому помещению № 2; обязании выдать разрешение на перевод жилого помещения по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 41-Д, кв. 35 в нежилое и присоединение его к нежилому помещению № 2 на основании заявления от 08.12.2022 и представленных документов (с учетом уточнения заявления, принято арбитражным судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по архитектурно-строительному проектированию города Челябинска, общество с ограниченной ответственностью «ЭстейтПроф».

Решением суда от 03.10.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что оспариваемое решение администрации является законным и обоснованным. Как отмечает заявитель, обществом не представлены необходимые документы, поскольку представленный с заявлением протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением о согласии на перевод не соответствовал нормативным требованиям ввиду отсутствия в качестве приложений к нему бюллетеней голосования, что исключило возможность проверки наличия кворума. Администрация указывает, что решение, протокол общего собрания от 15.09.2021 №1-2021, дополнение к протоколу в материалах дела отсутствовали.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр-т Комсомольский, д. 41-Д, кв. 35.

Общество обратилось в администрацию с заявлением от 08.12.2022 о переводе этого жилого помещения, в нежилое и присоединении его к нежилому помещению № 2, расположенному по тому же адресу.

Уведомлением от 16.01.2023 № 3571 администрацией отказано в переводе жилого помещения в нежилое помещение.

Полагая решение об отказе не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 2). Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (часть 3).

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентирован положениями статьи 23 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Частью 3 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 23 ЖК РФ, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (часть 5 статьи 23 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных части 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьи 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (часть 1).

Перечень оснований для отказа перевода помещения из жилого в нежилое является исчерпывающим (часть 2).

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (часть 3).

В соответствии с действующим на территории г. Челябинска административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным постановлением администрации от 04.02.2019 №43-п, муниципальная услуга предоставляется администрацией (пункт 6). Исполнителем муниципальной услуги является УАГП г. Челябинска (пункт 7). Результатом предоставления муниципальной услуги являются: 1) уведомление о переводе помещения, которое подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ, уведомление является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ; 2) уведомление об отказе в переводе помещения; 3) выдача акта приемочной комиссии при администрации по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории города Челябинска, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки (далее - акт приемочной комиссии) (приложение 3 к административному регламенту), если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ; 4) отказ в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (пункт 10).

Общество указывало, что к заявлению им были приложены все предусмотренные частью 2 статьи 23 ЖК РФ документы: правоустанавливающие документы на переводимое помещение; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; технический паспорт на нежилое помещение №2; технический паспорт на жилое помещение квартиру № 35; проект перепланировки и присоединения жилого помещения к нежилому помещению № 2; копия доверенности на представителя; протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с дополнением от 15.09.2021, содержащим решение о согласовании перевода и присоединения спорного помещения; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

При исследовании фактических обстоятельств суды установили, что обстоятельства, препятствующие переводу жилого помещения в нежилое, отсутствуют: переводимое помещение расположено на первом этаже многоквартирного дома; доступ к переводимому помещению возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (или существует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению); переводимое помещение не является частью жилого помещения, не используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания; право собственности на переводимое помещение не обременено правами каких-либо лиц).

Отказывая в выдаче разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, администрация указала на неисполнение заявителем требований пункта 6 части 2 статьи 23 ЖК РФ ввиду непредставления с заявлением приложений к представленному протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 15.09.2021 – письменных решений (бюллетеней для голосования) собственников помещений, что не позволяет установить кворум общего собрания.

Согласно п. 1 части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу принятия решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение правомочно (имеет кворум): при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем 2/3 голосов от общего числа голосов таких собственников.

В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с которыми обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: a) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников – юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников; б) копия текста сообщения о проведении общего собрания; в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ; г) списки присутствующих и приглашенных лиц; д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц: е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой для общего собрания; ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Как установлено судами, протокол от 15.09.2021 №1-2021 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 41-Д, в форме очно-заочного голосования составлен в соответствии с указанными выше требованиями.

По вопросу перевода и присоединения жилого помещения составлено дополнение к протоколу с необходимым расчетом в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 45 ЖК РФ.

Подлинник протокола с приложениями к нему переданы управляющей организацией в ГУ «ГЖИ Челябинской области» 16.09.2021.

Судом истребованы от ГУ «ГЖИ Челябинской области» письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей к протоколу общего собрания от 15.09.2021 № 1-2021 многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 41-Д.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела подлинники решений и протокола от 15.09.2021 № 1-2021 общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что результаты внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, дом № 41-Д, от 15.09.2021 № 1- 2021 оформлены в полном соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр.

При этом судами отмечено, что сведения о кворуме собрания отражены в тексте самого протокола от 15.09.2021 №1-2021, нормативно регламентированная процедура выдачи разрешения на перевод помещения не наделяет уполномоченный на рассмотрение этого вопроса орган местного самоуправления правом осуществлять проверку законности решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, включая проверку достоверности сведений, отраженных в таком протоколе. При таких обстоятельствах, вывод судов об отсутствии у администрации оснований для отказа в переводе спорного жилого помещения в нежилое помещение на основании заявления общества от 08.12.2022, является правильным.

Установив, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы заявителя не опровергают выводов судов о незаконности оспариваемого решения администрации, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2023 по делу №А76-7692/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.А. Купреенков

Судьи А.А.Столяров

И.А.Татаринова