ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11445/2022
г. Челябинск
07 октября 2022 года
Дело № А76-8181/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2022 по делу № А76-8181/2022.
В судебном заседании приняли участие представители Министерства общественной безопасности Челябинской области - ФИО1 (паспорт, доверенность от 23.03.2022, диплом), ФИО2 (паспорт, доверенность от 17.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (далее – заявитель, ООО «Элемент-Трейд», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству общественной безопасности Челябинской области (далее – Министерство) о признании недействительным уведомления от 09.02.2022 №604.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество (далее также – апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда от 14.07.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что для включения (исключения) торговых объектов (территорий) в названный перечень торговых объектов (территорий), подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты необходимо разработать и утвердить критерии включения(исключения), а после этого сопоставив данные критерии с находящимися на территории субъекта РФ уже составить и утвердить перечень. В свою очередь в отсутствии утверждённых критериев включение в перечень каких-либо торговых объектов будет незаконно. В связи с этим считает незаконным направление в адрес общества уведомления о проведении работ по паспортизации торговых объектах на территории Челябинской области в интересах их антитеррористической защищённости, при отсутствии утверждённых Губернатором Челябинской области критериев включения(исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень. На момент направления уведомления критерия включения торговых объектов не были разработаны и не утверждались Губернатором Челябинской области, то есть направленное уведомление не соответствовало законодательству Челябинской области. Кроме того, уведомление от 09.02.2022 №604 нарушает права ООО «Элемент-Трейд», так как возлагает на заявителя обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации №1273,что вызовет дополнительные денежные затраты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.02.2022 Министерство направило в ООО «Элемент-Трейд» уведомление №604, в соответствии с которым данной организации необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 №1273, выражающийся в проведении паспортизации торговых объектов (территорий).
Полагая, что указанное уведомление не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого уведомления Министерства недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закона №35-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 №1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта) (п. 3 Требований).
Как следует из содержания п. 5 Требований, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 09.02.2022 Министерство направило в ООО «Элемент-Трейд» уведомление №604, в соответствии с которым данной организации необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 №1273, выражающийся в проведении паспортизации торговых объектов (территорий). При этом к уведомлению №604 был приложен список торговых объектов подлежащих паспортизации, в отношении которых ООО «Элемент-Трейд» является правообладателем.
В апелляционной жалобе также как и в суде первой инстанции, общество ссылается на незаконность направленного в адрес общества Министерством уведомления ввиду отсутствия на дату его вынесения утвержденных критериев включения (не включения) торговых объектов в перечень, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, что в свою очередь влечет также и незаконность самого перечня торговых объектов.
Вместе с тем, действительно, критерии включения в перечень приняты постановлением Губернатора Челябинской области от 16.05.2022 №98 «О критериях включения (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных на территории Челябинской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты».
Однако постановление №1273 предусматривает введение критериев с даты принятия постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2021 № 388, до этого момента Перечни принимались без учета критериев, поскольку постановление № 1273 данных положений до 16.03.2021 не содержало. Объекты ООО «Элемент-Трейд» находились в Перечне с 21.07.2020. Следовательно, на дату вынесения оспариваемого уведомления объекты общества уже были включены в перечень, при этом соблюдение критериев не требовалось ввиду отсутствия на дату включения объектов в перечень условия об их соблюдении в постановлении №1273.
Как уже было указано выше, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее - Перечень).
Возложение данных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обусловлено положениями статей 5.1. и 5.2. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 1, 6 и 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует Перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от 15.01.2018 №78, и согласовывает его установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.
На основании данного уведомления правообладатель торгового объекта (территории) в течение 1 месяца создает комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта (территории). Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
Согласно пп. 19.1 п. 8 раздела III Положения о Министерстве общественной безопасности Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 24.10.2016 № 283 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства общественной безопасности Челябинской области» Министерство осуществляет функции уполномоченного органа в соответствии с постановлением № 1273.
В рамках полномочий Министерство: формирует Перечень объектов (территорий) торговых объектов, расположенных на территории Челябинской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты; уведомляет правообладателей торговых объектов о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и разработки на них паспортов безопасности; согласовывает паспорта безопасности, разработанные в соответствии с требованиями постановления № 1273; осуществляет контроль за соответствием требований, установленных постановлением № 1273.
Перечень торговых объектов Челябинской области, подлежащих категорированию, в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее -Перечень) утвержден Губернатором Челябинской области 21.07.2020 и сформирован по форме, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.01.2018 № 78.
04.08.2020, в соответствии с п. 7 постановления №1273, в адрес ООО «Элемент-Трейд» было направлено уведомление (исх. № 3102/2758) для проведения работы по паспортизации торговых объектов (территорий), уведомление вручено 24.08.2020, осталось без ответа.
Согласно п. 10 постановления № 1273 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с п. 14 постановления № 1273 для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в Перечень.
Комиссия, созданная правообладателем торгового объекта, по результатам проведенного обследования торгового объекта может принять решение о необходимости исключения торгового объекта из Перечня, либо о дальнейшей разработке паспортов безопасности объектов в соответствии с присвоенной категорией, согласно п. 13, п. 18, п. 19, п. 21 постановления №1273.
Работа комиссии на объектах ООО «Элемент-Трейд» не была проведена, в связи с чем, не представляется возможным установить подлежат ли объекты ООО «Элемент-Трейд» исключению из Перечня, или же то, что им необходима дальнейшая паспортизация. В нарушение пунктов 14, 18, 21 постановления №1273 ООО «Элемент-Трейд» в течение месяца со дня получения уведомления о включении объекта в перечень комиссионное обследование объектов не организовало и не провело.
Согласно п.3 постановления № 1273, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Как было указано ранее, объекты ООО «Элемент-Трейд» находились в Перечне с 21.07.2020. Следовательно, на дату вынесения оспариваемого уведомления объекты общества уже были включены в перечень, при этом соблюдение критериев не требовалось ввиду отсутствия на дату включения объектов в перечень условия об их соблюдении в постановлении №1273.
Таким образом, уведомление Министерства от 09.02.2022 №604 направлено с целью обеспечения состояния защищенности торговых объектов, препятствующего совершению террористического акта, и, правомерно признано судом первой инстанции законным, а требования общества не подлежащими удовлетворению.
Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.07.2022 по делу № А76-8181/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи П.Н. Киреев
Н.Г. Плаксина