Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9124/21
Екатеринбург
29 декабря 2021 г.
Дело № А76-8840/2021
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Тимофеевой А. Д., рассмотрев материалы кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (далее – ООО "Спецсервис") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2021 по делу № А76-8840/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
ООО "Спецсервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Варна" (далее – ООО "Варна") о взыскании 38 167 руб. 06 коп. задолженности.
Решением суда от 19.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Спецсервис" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ООО "Спецсервис" считает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО в обязательном порядке должен быть заключен всеми организациями, в том числе, осуществляющими торговую деятельность. ООО "Спецсервис" является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области и действует на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера от 23.11.2017.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 2017 по итогам конкурсного отбора, ООО "Спецсервис" приняло на себя функции Регионального оператора по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) на территории Кыштымского кластера Челябинской области (основание статуса Регионального оператора - Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера от 23.11.2017).
По сведениям, полученным Региональным оператором из Единого реестра прав на недвижимость, ответчик является собственником помещения N 6, площадью 153,3 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Республики д. 35.
Ответчику было направлено предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 14.03.2020 N 43 427. Данное предложение ответчиком было получено 21.08.2020, однако подписанный экземпляр договора в адрес истца не был возвращен.
Ответчик договор не подписал, ежемесячную оплату не производил, несмотря на то, что услуги ему были оказаны.
В связи с образовавшейся задолженностью, истец направил ответчику претензию от 15.12.2020 N 2976, сумма задолженности 26 748 руб. 21 коп. за период с 14.03.2020 по ноябрь 2020, к претензии были приложены: счета и акты для оплаты и акт сверки расчетов.
Оставление названной претензии без удовлетворения, послужило причиной обращения истца в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что из материалов дела не следует факт оказания истцом услуг на заявленную сумму, соответствующие услуги по вывозу ТБО оказаны иным лицом ответчику, а не истцом в спорный период.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что нежилое помещение ответчика находится в многоквартирном доме, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Республики д. 35.
Из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, в котором расположено помещение ответчика, находится в управлении ТСЖ "Республика 35".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
В силу части 2.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила N 354) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б" пункта 148 (22) Правил N 354).
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Из приведенного следует, что в данном случае исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорном многоквартирном доме, является ТСЖ "Республика 35".
Оснований, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений спорного многоквартирного дома напрямую, истцом не доказано.
При этом ответчиком в материалы дела представлен договор по содержанию и ремонту помещения от 06.05.2019, заключенный между ТСЖ "Республика 35" (товарищество) и ООО "Варна" (собственник) в соответствии с п. 1.1 которого товарищество оказывает собственнику услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Республики д. 35, а собственник вносит на расчетный счет товарищества плату за оказанные услуги.
Согласно п. 1.3 указанного договора собственник поручает товариществу, в том числе заключать договоры на выполнение работ и оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также на предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, указанным договором по содержанию и ремонту помещения от 06.05.2019 ответчиком товариществу было поручено, в том числе заключать договоры на предоставление коммунальных услуг.
В подтверждение исполнения указанного договора со своей стороны, ответчик представил в материалы дела платежные поручения от 15.01.2021 N 6, от 22.01.2021 N 22.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды верно исходили из того, что у ООО "Варна" отсутствовали основания для внесения истцу оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период, поскольку в данном случае исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорном многоквартирном доме, является ТСЖ "Республика 35".
Довод о том, что подписанный между ООО "Варна" и ИП Прохоровым В.С. договор возмездного оказания услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов от 01.01.2020 N 03/20 заключен на оказание услуг по вывозу макулатуры (картон, бумага, документация, архив) и отходов в виде пленки, отклоняется, поскольку обращение с твердыми коммунальными отходами является одним из видов коммунальных услуг, оказание которых в настоящем случае возложено на исполнителя коммунальных услуг, то есть на товарищество собственников жилья.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2021 по делу № А76-8840/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья А.Д. Тимофеева