ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-909/2022 от 04.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6551/22

Екатеринбург

04 октября 2022 г.

Дело № А76-909/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2022 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ивановой С.О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТМК Этерно» (ИНН: 7449122840, ОГРН: 1147449006814) (далее – общество «ТМК Этерно») на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу
№ А76-909/2022.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.

Общество «ТМК Этерно» обратилось в Арбитражный суд Челябинской областис заявлением о признании незаконным и отмене постановления Челябинской таможни (далее - административный орган, Таможня) от 28.12.2021 №10504000-2861/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2022 по делу №А76-909/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество «ТМК Этерно» просит постановление суда апелляционного суда отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2022, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Так, заявитель жалобы, не оспаривая по существу вмененные нарушения, ссылается на то, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, не является длящимся, в связи с чем, полагает, что на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.13, истек.

Челябинская таможня письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представила.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2. данного Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество «ТМК Этерно» не позднее 14.10.2020 обязано было представить в Челябинскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в сентябре 2020 года по товарной накладной №ЧМ/Э0000828 от 28.09.2020.

Вместе с тем, статистическая форма учета перемещения товара представлена в надзорный орган 07.09.2021 с нарушением срока, установленного пунктом 9 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891(далее Порядок).

По факту допущенного нарушения, 15.12.2021 Челябинской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 10504000-2861/2021, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Постановлением от 28.12.2021 по делу № 10504000-2861/2021 общество «ТМК Этерно» привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным, общество «ТМК Этерно» обратилось в арбитражный суд Челябинской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

При этом, судом сделан вывод о том, что общество привлечено Челябинской таможней к административной ответственности за пределами годичного срока, предусмотренного частью 1 ст.4.5 КоАП РФ.

Отменяя решение суда первой инстанции, проверив доводы лиц, участвующих в деле, применительно к установленным по делу обстоятельствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришёл к правомерному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспоренного постановления Челябинской таможни незаконным, ввиду соответствия его требованиям действующего законодательства, в том числе, в части срока давности привлечения к административной ответственности.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему таможенному законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств – членов ЕАЭС.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 12, частей 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании, действовавший на момент вывоза товара) статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств – членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

На основании пунктов 9, 10, 16 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка.

Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении

В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, из материалов дела следует и подателем жалобы не оспаривается, что исходя из требований Порядка ведения статистики, статистическую форму учета за товары, отгруженные в сентябре 2020 года (товарная накладная № ЧМ/Э0000828 от 28.09.2020), заявитель должен был представить в таможенный орган не позднее 14.10.2020.

В нарушение указанных требований статистическая форма учета за отчетный период сентябрь 2020 года заявителем направлена через личный кабинет в Челябинскую таможню 07.09.2021.

Таким образом, в деянии Общества, квалифицированном Таможней как несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Ссылки общества «ТМК Этерно» на судебную практику в обоснование доводов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

В рассматриваемом случае апелляционный суд указал, чтоустановленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров начинает исчисляться с даты представления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган (07.09.2021), что является датой совершения административного правонарушения.

Таким образом, утверждения общества «ТМК Этерно» относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они были исследованы судом апелляционной инстанции в надлежащем порядке и получили соответствующую правовую оценку.

Оснований для переоценки вывода суда апелляционной инстанции в указанной части кассационный суд не усматривает.

При этом кассационный суд, основываясь на практике применения таможенного законодательства Российской Федерации, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в определении от 10.09.2021 № 11-АД21-31-К6, в подтверждение выводов апелляционного суда и надзорного органа, полагает необходимым отметить следующее.

Согласно диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; за представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

При этом, неисполнение обязанности по представлению статистической формы к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению статистической формы.

В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока исполнения обязанности.

Во втором случае административное правонарушение является оконченным в момент совершения действия лицом по представлению статистической формы за пределами срока, установленного законом.

В данном случае общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической форм учета перемещения товаров.

Несвоевременное представление статистических форм учета за пределами установленного срока, выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких форм.

Соответственно, административное правонарушение окончено на дату представления обществом статистической формы учета в таможенный орган через личный кабинет.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Челябинской таможни от 28.12.2021
№ 10504000-2861/2021.

В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие значение для дела обстоятельства определены апелляционным судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию общества по спору, которая являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции не свидетельствует о нарушении им норм права. Оснований для переоценки выводов суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.

Вместе с тем, из картотеки дел (https://kad.arbitr.ru/) судом кассационной инстанции установлено, что в арбитражном судке Челябинской области рассматривалось дело №А76-905/2022 по заявлению общества «ТМК «Этерно» к Челябинской таможне о признании незаконным постановления от 28.12.2021 №10504000-2862/2021, которым общество «ТМК Этерно» привлечено к административной ответственности по части 1 статье 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за октябрь 2020 года.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2022 (мотивированное решение от 07.04.2022) по делу № А76-905/2022 заявленные требования общества «ТМК Этерно» удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу №А76-905/2022 решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2022 по делу № А76-905/2022 отменено.

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «ТМК Этерно» требований о признании незаконным и отмене постановления Челябинской таможни от 28.12.2021 №10504000-2862/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2022 года постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу №А76-905/2022 оставлено без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью «ТМК Этерно» - без удовлетворения.

При этом, указанное нарушение выявлено в ходе единого анализа сведений, полученных при сопоставлении данных в КПС «Статистическое декларирование» и АС АДППР «Аналитика-2000», по результатам которого постановлением от 28.12.2021 №10504000-2861/2021 общество «ТМК Этерно» было также привлечено к административной ответственности части 1 статье 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за сентябрь 2020 года.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение Общества.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.

При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").

Сведения об уплате обществом»ТМК «Этерно» административного штрафа по постановлению от 28.12.2021 №10504000-2861/2021 в материалах дела отсутствуют.

В силу пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.

Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление таможенного органа от 28.12.2021 №10504000-2861/2021 о привлечении Общества «ТМК Этерно» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, следует признать не подлежащим исполнению.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Уральского округа,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А76-909/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТМК Этерно» - без удовлетворения.

Признать постановление Челябинской таможни от 28.12.2021 №10504000-2861/2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТМК Этерно» к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, не подлежащим исполнению.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.

Судья С.О. Иванова