ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-16346/2018
г. Челябинск | |
04 декабря 2018 года | Дело № А76-9227/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерготрейд» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2018 по делу №А76-9227/2018 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерготрейд» – ФИО1 (доверенность № 1511 от 15.11.2148); ФИО2 (доверенность от 07.03.2018); ФИО3 (доверенность от 13.05.2015).
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерготрейд» (далее – заявитель, общество, ООО «Теплоэнерготрейд») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) о признании недействительным решения заседания Правления Министерства от 21.12.2017 №68, повестка дня вопрос №8, приложение 2 пункта 8 в части, касающейся ООО «Теплоэнерготрейд», а также об обязании выплатить неоплаченную субсидию в размере 2151343,83 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 24.09.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Теплоэнерготрейд» обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, а заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на незаконность оспоренного решения Министерства. Полагает, что при принятии решения о предоставлении заявителю субсидий в связи с применением льготных тарифов для населения за 2017 год в размере 4774474 руб. Министерством был допущена ошибка, так как не учтен фактический объем поставляемого коммунального ресурса. По мнению общества, предельный размер субсидий должен был составлять 6925817,83 руб., в подтверждение чего общество представляло в Министерство соответствующие документы. Таким образом, заявитель полагает, что неполученная прибыль общества в связи с допущенной Министерством ошибкой составила 2151343 руб., и это обстоятельство Министерством не опровергнуто. Считает, что судом неправомерно не проверен расчет заявителя и необоснованно установлены пределы рассмотрения только в рамках соглашения о предоставлении субсидий.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованное решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Теплоэнерготрейд» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147453000914 и, в соответствии с Уставом, осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).
23.08.2017 между обществом (получатель) и Министерством (главный распорядитель средств областного бюджета) подписано соглашение №24 о предоставлении субсидии, предметом которого является предоставление обществу из областного бюджета на 2017 год субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 №503-ЗО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области» (л.д.11-13). Предельный размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с этим соглашением составил 4744474 руб. (пункт 2 соглашения). Субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2017 год, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов годового отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на 2017 год (пункт 3.4 соглашения). Пунктом 5.2.5 соглашения установлено право Министерства корректировать размер субсидии на основании фактических данных об объемах оказанных услуг, представленных получателем.
28.12.2017 ООО «Теплоэнерготрейд» обратилось в Министерство с заявлением об увеличении предельного размера субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций по указанному соглашению, исходя из фактического отпуска тепловой энергии по льготным тарифам в 2017 году, до 6929817,83 руб., представив соответствующий расчет (л.д.9-10).
Вопрос о предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям в связи с применением льготных тарифов для населения за январь-декабрь 2017 года рассматривался на заседании Правления Министерства 21.12.2017 (протокол №68). По итогам рассмотрения заявления общества (пункт 8) принято решение о невозможности предоставления обществу субсидии в связи с фактической выплатой субсидий в размере предельного объема финансирования, указанного в пункте 2 соглашения (выписка из протокола –л.д.15-16, протокол с приложением 1, 2 к вопросу №8 – л.д.51-81).
Не согласившись с таким решением Министерства, ООО «Теплоэнерготрейд» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного решения Министерства.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Порядок оспаривания ненормативных актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия регламентирован положениями главы 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя. При этом, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений и действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возложена на принявший их орган.
Предметом рассмотрения по настоящему спору является решение Министерства, изложенное в пункте 8 протокола заседания Правления Министерства от 21.12.2017 №68 об отказе в предоставлении обществу субсидии по заявлению от 28.12.2017.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
В рассматриваемый период на территории Челябинской области действовал утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 26.04.2017 №192-П Порядок предоставления в 2017 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (далее – Порядок №192-П), регламентировавший предоставление в 2017 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в целях возмещения выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 №503-ЗО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области».
В соответствии с указанным порядком, главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, осуществляющим предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Челябинской области на 2017 год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (пункт 2). Субсидии предоставляются организациям, осуществляющим теплоснабжение населения по льготным тарифам за период с января по декабрь 2017 года, а также в декабре 2016 года в случае, предусмотренном пунктом 13 этого Порядка (пункт 3). Субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных Законом Челябинской области от 23.12.2016 №470-ЗО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов годового отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на 2017 год, на основании соглашения, заключенного Министерством с получателем субсидии, и решения Министерства о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающей организации (пункт 4). Для получения субсидий за период с января по ноябрь 2017 года получатели субсидии представляют в Министерство следующие документы: 1) заявку, подписанную руководителем и главным бухгалтером теплоснабжающей организации, по форме согласно приложению 1 к этому Порядку; 2) справку-расчет субсидии по форме согласно приложению 2 к этому Порядку; 3) реестр жилых домов с указанием объемов поставки коммунального ресурса (услуги) в соответствии с выставленными платежными документами согласно приложению 3 к этому Порядку (пункт 8). Срок представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, для получения субсидий – до 15 числа каждого календарного месяца 2017 года. В случае представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, позднее срока, указанного в настоящем пункте, данные документы рассматриваются при принятии решения о предоставлении субсидии в следующем календарном месяце (пункт 10). Предельный срок представления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, для получения субсидий – до 15 декабря 2017 года. Документы, представленные позднее указанного срока, к рассмотрению не принимаются (пункт 11).
В рассматриваемой ситуации Министерством заключено с обществом соглашение от 23.08.2017 №54 о предоставлении субсидии, которым на основании представленных ООО «Телоэнерготрейд» документов установлен предельный размер предоставляемой на 2017 год субсидии – 4774474 руб.
Законность этого соглашения предметом настоящего судебного спора не является, в связи с чем доводы подателя жалобы о допущенных в нем при определении предельного размера субсидии ошибках не может быть принят судом во внимание.
Возможность увеличения предусмотренного условиями соглашения предельного размера субсидии ни условиями этого соглашения, ни Порядком №192-П не предусмотрена.
В силу пункта 3.4 соглашения субсидии предоставляются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2017 год, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, определенных исходя из объемов годового отпуска тепловой энергии (теплоносителя) населению, учтенных при регулировании тарифов на 2017 год.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в 2017 году ООО «Теплоэнерготрейд» фактически выплачены субсидии на сумму 4774474 руб., то есть – в размере предельной суммы субсидии, предоставляемой из областного бюджета, установленной пунктом 2 соглашения.
Таким образом, на дату обращения обществом с заявлением об увеличении предельного размера субсидии (28.12.2017) Министерство в полном объеме исполнило предусмотренную соглашением обязанность по выплате субсидий в 2017 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Челябинской области на 2017 год.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Порядка №192-П предельный срок представления документов для получения субсидий – до 15.12.2017, и представленные позднее указанного срока документы к рассмотрению не принимаются.
Обращение ООО «Теплоэнерготрейд» в Министерство с заявлением об увеличении предельной суммы субсидии за 2017 год состоялось лишь 28.12.2017, то есть после истечения указанного предельного срока предоставления документов для получения субсидий (л.д.9-10). До указанной даты в адрес Министерства от общества не поступало каких-либо иных обращений по вопросу несогласия с предельным размером субсидии, предоставляемой на основании соглашения. Нарушение срока представления документов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления общества. На это обстоятельство указано в том числе в оспоренном решении Министерства.
Помимо этого, Министерством правомерно отмечено, что в силу пунктов 13, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 и пункта 51 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э, при определении размера корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за отчетным периодом, будет учтена валовая выручка ООО «Теплоэнерготрейд» за 2017 год при определении которой подлежит учету не только сумма фактически понесенных теплоснабжающей организацией затрат, но также фактическая выручка от реализации тепловой энергии и теплоносителя потребителям, уменьшенная по сравнению с плановой выручкой на сумму не полученных субсидий за 2017 год, рассчитанных исходя из объема фактически отпущенного потребителям теплоносителя (то есть, права и законные интересы общества будут соблюдены).
Таким образом, материалами дела не доказаны как не соответствие оспоренного решения закону, так и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.10.2018 по делу №А76-9227/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерготрейд» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Н.Г. Плаксина
В.Ю. Костин