ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-9244/2022 от 17.08.2023 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10325/2023

г. Челябинск

24 августа 2023 года

Дело № А76-9244/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фабрика рабочей обуви» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 мая 2023 года по делу № А76-9244/2022.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Фабрика Рабочей Обуви» – ФИО1 (паспорт, доверенность от 18.04.2023, диплом);

Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» – ФИО2 (паспорт, доверенность от 19.12.2020, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Рабочей Обуви» (далее – истец, ООО «Фабрика Рабочей Обуви», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Производственное объединение «Маяк» (далее – ответчик, ФГУП «ПО «Маяк», предприятие) о взыскании задолженности по договору поставки от 03.07.2021 № 1905/2021/10.1-1-Дог в размере 1 088 236 руб. 40 коп., пени в размере 301 683 руб. 31 коп.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2023 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2023) по делу № А76-9244/2022 исковые требования удовлетворены частично, с предприятия в пользу общества взысканы неустойка в размере 54 411 руб. 82 коп., а также 1053 руб. 03 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ФГУП «ПО «Маяк» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что суд первой инстанции не учёл все доказательства по делу, неправильно применил нормы материального права. Апеллянт утверждает, что поставленный истцом товар соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (вместе с «ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты») (далее – ТР ТС 019/2011).

По мнению апеллянта, суд первой инстанции безосновательно отклонил доводы истца о нарушении ответчиком положений Инструкции П-6 и П-7 при приёмке товара. Как указывает податель жалобы, суд неправильно определил момент передачи товара ответчику и принял во внимание доводы ответчика о начислении неустойки за нарушение сроков поставки. Истец считает, что размер неустойки рассчитан судом неверно. Также суд неверно установил срок исполнения обязательств ответчиком по оплате принятого товара по договору. Суд не исследовал все доказательства по делу, отклоняя доводы истца о необоснованном помещении, полученного товара на ответственное хранение, товар не соответствовал качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке, стандартам и условиям договора и поставщик в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии от покупателя обязан за свой счёт заменить товар ненадлежащего качества качественным. Ответчик с претензией о замене товара ненадлежащего качества на качественный товар не обращался. Истцом при поставке товара направлены сертификаты соответствия на 30 листах, что подтверждается актом от 05.10.2021 № 129. Суд необоснованно отказал в применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

До начала судебного заседания от ФГУП «ПО «Маяк» поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.

В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ФГУП «ПО «Маяк» документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель ООО «Фабрика Рабочей Обуви» поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

ФГУП «ПО «Маяк» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на основании проведенной процедуры закупки между ООО «Фабрика Рабочей Обуви» (поставщик) и ФГУП «ПО «Маяк» (покупатель) заключен договор поставки от 03.07.2021 № 1905/2021/10.1-ДОГ, по условиям которого поставщик обязуется передать товар покупателю, а покупатель обязуется осуществить оплату поставленного товара. Товар – поставка кожаной обуви. Товар поставляется о договору в количестве, комплектности и качестве, определенном в спецификации (приложение № 1), в соответствии с Техническим заданием (приложение № 2) (статья 1 договора).

Договор состоит из двух частей: Особенные условия и Общие условия поставок товара.

Цена договора и условия оплаты определены сторонами в статье 2 Особенных условий: цена договора – 7 254 909 руб. 31 коп., включая НДС в размере 1 209 151 руб. 55 коп., условия оплаты – оплата после поставки.

Поставщикпредварительно направляет покупателю документы, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 3.1.1, на проверку и согласование. Покупатель рассматривает указанные в настоящем пункте документы в течение двух рабочих дней и сообщает результат рассмотрения на адрес электронной почты maslennikov@psk.expert поставщика. Указанные в настоящем пункте документы направляются поставщиком на адрес электронной почты EVSushko@po-mayak.ru покупателя.

Условия поставки согласованы в статье 3 Особенных условий: срок поставки – согласно разделу 1 Технического задания (пункт В.3 договора).

В соответствии со статьей 4 Особенных условий особые условия упаковки и(или) маркировки: в соответствии с Техническим заданием (приложение № 2).

Дополнительные особенные условия указаны в статьях 8-11 договора.

За нарушение сроков поставки, установленных пунктом В.3, поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0,1 % от общей стоимости не поставленного в срок товара за каждый день просрочки. Покупатель вправе удержать указанную неустойку из суммы, подлежащей оплате поставщику по договору.

В случае поставки товара ненадлежащего качества и некомплектного товара покупатель вправе потребовать с поставщика уплаты штрафа в размере 10 % от стоимости некачественного, некомплектного товара.

В случае нарушения поставщиком условий договора о таре, упаковке, маркировке товара, не предоставления относящихся к товару документов, покупатель вправе потребовать с поставщика уплату штрафа в размере 10 % от цены договора.

К договору сторонами подписана спецификация, в которой согласованы наименование товара, подлежащего поставке, производитель и страна происхождения, единица измерения и количество, цена за единицу измерения и общая стоимость – 7 254 909 руб. 31 коп. (приложение № 1 к договору).

В рамках исполнения заключенного договора общество «Фабрика рабочей обуви» осуществило в адрес покупателя поставку кожаной обуви по счету-фактуре от 02.09.2021 № 6872 и накладной на выдачу от 15.09.2021 № 21-02601138691.

При приемке товара на складе покупателя комиссией ФГУП «ПО «Маяк» установлено расхождение по количеству фактически поставленного товара и указанного в сопроводительных документах, отсутствие надлежащей транспортной маркировки в нарушение пункта 2а Инструкции № П-7, несоответствие качества поставленной обуви заявленным в договоре характеристикам, непредставление поставщиком паспортов качества и протоколов сертификационных испытаний, заверенные подлинной печатью поставщика в нарушение подраздела 5.2 Технического задания (приложение № 2 к договору), о чем составлен акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 05.10.2021 № 129. Поступившая обувь принята покупателем на ответственное хранение до получения ответа поставщика – ООО «Фабрика Рабочей Обуви» (т. 1 л.д. 43-50).

Письмом от 14.10.2021 № 193-10.1-10.1/22265 предприятие «ПО «Маяк» направило в адрес ООО «Фабрика Рабочей Обуви» данный акт с просьбой направить в адрес покупателя письменный ответ о сроках устранения выявленных замечаний (т. 1 л.д. 42).

В ответ на указанное письмо поставщик частично признал факт недопоставки товара, определенного договором, не согласившись с позицией покупателя в части несоответствия маркировки, указанной на поступившей обуви, заявленным к поставке требованиям товара, а также сообщив, что паспорта качества и протоколы сертификационных испытаний, заверенные подлинной печатью поставщика, будут предоставлены до 29.10.2021 (письмо от 22.10.2021 № 121/21; т. 1 л.д. 51-56).

В письме от 24.11.2021 № 130/21 поставщик выразил несогласие на замечания покупателя по приложенным паспортам на изделия, сообщив, что согласно пункту 16 таблицы 1 акта от 05.10.2021 № 129 - 20 пар туфлей «Сабо» производства ООО «Альмида» взамен «Сабо» производства ООО «Фирма Степ» готовы отправить 30.11.2021 (т. 1, л.д. 57-59).

На совещании постоянно действующей комиссии по входному контролю средств индивидуальной защиты предприятия «ПО «Маяк», состоявшемся 21.12.2021, по вопросу приемки и выдачи специальной обуви, поступившей от ООО «Фабрика Рабочей Обуви» по договору поставки от 03.07.2021, принято решение подготовить документацию на новую закупку СИЗ, спецобуви, соответствующей требованиям ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» в части пригодности для использования в условиях радиоактивного загрязнения производственных территорий, а также обеспечения защиты от нетоксичной и взрывоопасной пыли, от контакта с нагретыми поверхностями до +300 С? и для дезактивационных работ; в связи с производственной необходимостью принять, оприходовать и выдать поступившую обувь от ООО «Фабрика Рабочей Обуви» во вспомогательные подразделения (протокол совещания от 21.12.2021 № 193-10.1.1/2859; т. 2 л.д. 192-193).

Принятый от поставщика на основании счета-фактуры от 02.09.2021 № 6872 товар оприходован покупателем 10.01.2022 (т. 3 л.д. 4-18).

Письмом от 24.01.2022 № 193-101/806 предприятие «ПО «Маяк» уведомило поставщика об удержании неустойки из суммы счет-фактуры от 02.09.2021 № 6872, подлежащей оплате 7 254 909 руб. 31 коп., в размере 130 588 руб. 38 коп. в связи с нарушением сроков поставки (пункт В.3 договора) (т. 1 л.д. 61-62).

Общество «Фабрика рабочей обуви» в письме от 26.01.2022 № 07/22 указало на отсутствие возражений по факту удержания указанной денежной суммы (т. 1 л.д. 60).

Письмом от 31.01.2022 № 193-101/1170 предприятие «ПО «Маяк» уведомило поставщика об удержании неустойки в размере 1 088 236 руб. 40 коп. в связи с нарушением сроков поставки (пункт В.3 договора) (т. 1 л.д. 69-70).

ООО «Фабрика Рабочей Обуви» в письме от 07.02.2022 № 03-04 выразило несогласие с размером начисленной неустойки, полагая, что конечную дату просрочки поставки товара следует исчислять до даты его передачи перевозчику согласно пункту 3.4.2 Общих условий (08.09.2021), а не дату получения товара покупателем (15.09.2021). Кроме того, поставщик со ссылкой на пункт 2.4.2 Общих условий просило оплатить сумму основной задолженности в размере 7 254 909 руб. 31 коп. и неустойку за нарушение сроков оплаты полученного товара в размере 490 310 руб. 95 коп. При этом поставщик признал, что произвел задержку товара в адрес покупателя, и признает право требования покупателем неустойки в размере 188 627 руб. 64 коп. (т. 1 л.д. 71-75).

Платежным поручением от 15.02.2022 № 2420 предприятие «ПО «Маяк» оплатило счет-фактуру от 02.09.2021 № 6872 на поставленную обувь в размере 6 166 672 руб. 91 коп. (т. 1 л.д. 82).

ООО «Фабрика Рабочей Обуви» направило в адрес предприятия «ПО «Маяк» письмо от 17.02.2022 № 04-04 с требованием оплатить оставшуюся сумму задолженности в размере 1 088 236 руб. 40 коп., а также пени в размере 301 683 руб. 31 коп. (т. 1 л.д. 83).

Указанные требования оставлены предприятием «ПО «Маяк» без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО «Фабрика Рабочей Обуви» в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о недоказанности истцом факта поставки товара, соответствующего условиям заключенного договора поставки, пригодного для использования в качестве средств индивидуальной защиты.

Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правоотношения сторон возникли из договора поставки, который по своей правовой природе является договором поставки, соответственно, регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) о купле-продаже и поставке.

В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

При рассмотрении материалов дела судом установлено, что между сторонами заключен гражданско-правовой договор поставки в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Согласно пункту 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи; при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В силу статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены (статья 520 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, договор поставки заключен в письменной форме с соблюдением конкурсной процедуры, содержит все необходимые условия, подписан уполномоченными лицами.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Общих условий при поставке товара поставщик предоставляет покупателю следующую документацию: документы о сертификации товара (оригиналы либо заверенные поставщиком копии сертификатов безопасности, сертификатов пожарной безопасности, сертификата (или декларации) соответствия (если сертификация товара предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации); технический паспорт на товар на русском языке и(или) инструкцию пользователя (инструкцию по эксплуатации, хранению и(или) обслуживанию) товаром на русском языке; оформленные гарантийные талоны или аналогичные документы, с указанием заводских (серийных) номеров товара и гарантийного периода; счет и счет-фактуру (оформленный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 168, 169) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137); товарную накладную по форме ТОРГ-12 или УПД в 2 экз. (один экземпляр для покупателя и один экземпляр для поставщика); гигиенический сертификат, качественное удостоверение, ветеринарную справку или ветеринарное свидетельство (если товар является продовольственным товаром).

Срок поставки установлен особенными условиями (или графиком поставок, при его наличии) и является существенным условием договора. Поставщик вправе осуществлять поставку после истечения срока поставки только с предварительного письменного согласия покупателя (пункт 3.1.2 статьи 3 общих условий).

Условия упаковки и маркировки товара оговорены в статье 4 Общих условий.

Согласно общим требования, изложенным в пункте 4.1 статьи 4 Общих условий, упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям нормативных актов Российской Федерации, стандартам, техническим условиям, обязательным правилам и требованиям для тары, упаковки и(или) маркировки.

Поставщик должен обеспечить упаковку товара, способную предотвратить его повреждение или порчу во время перевозки е месту поставки, с учетом перегрузок и длительного хранения.

Упаковка товара должна допускать возможность его перевозки автомобильным, водным и железнодорожным транспортом, неоднократную перегрузку (в том числе между различными видами транспорта).

Поставщик несет ответственность за ненадлежащую упаковку и маркировку, не обеспечивающую сохранность товара при его хранении и транспортировании до покупателя (пункт 4.2 статьи 4 Общих условий).

В случае обнаружения в процессе приемки несоответствия товара по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам и условиям договора, покупатель составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству и принимает такой товар на ответственное хранение и незамедлительно предъявляет поставщику претензию, составленную по результатам приемки. Поставщик в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии от покупателя обязан за свой счет заменить товар ненадлежащего качества качественным, а также доукомплектовать некомплектный товар, либо заменить его комплектным. Расходы, связанные с принятием некачественного, либо некомплектного товара на ответственное хранение, его реализацией или возвратом поставщику, заменой его на товар надлежащего качества и комплектности, несет поставщик.

Восполнение недопоставки товара или замена товара не освобождает поставщика от ответственности за просрочку исполнения обязательств по своевременной поставке товара (пункт 5.4 статьи 5 Общих условий).

Согласно пункту 6.2 статьи 6 Общих условий товар должен соответствовать требованиям нормативных актов Российской Федерации, обязательным или предусмотренным Особенными условиями, спецификацией или Техническим заданием, стандартам, техническим условиям, правилам и требованиям.

Поставщик гарантирует, что в случае отказа покупателя от приемки товара ненадлежащего качества и предъявления требования о замене товара, поставщик осуществит его замену на товар надлежащего качества (пункт 6.4 статьи 6 Общих условий).

В соответствии с пунктом 6.5 статьи 6 Общих условий поставщик гарантирует и при условии использования товара в соответствии с целевым назначением, что товар полностью соответствует требованиям договора, приложений к нему; товар может использоваться по целевому назначению, а также в целях, предусмотренных договором, приложениями к нему; товар не имеет дефектов, связанных с изготовлением, сборкой, конструкцией, использованными компонентами, деталями, программным обеспечением, материалами и прочим; документы, передача которых предусмотрена договором, являются достаточными для предъявления покупателем поставщику претензии по качеству товара.

Приложением № 2 к договору является Техническое задание на поставку кожаной обуви, в разделе 1 которого определены наименование (22 изделия), основные технические характеристики товара, ссылка на прилагаемый нормативный документ, который устанавливает технические требования к поставке товаров (ГОСТ, чертеж, ТУ, иной нормативный документ), единица измерения, количество, срок (в течение 30 рабочих дней с даты подписания договора) и место поставки.

В разделе 3 Технического задания указаны требования к маркировке: в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011, ТР ТС 017/2011, ГОСТ 12.4.137-84.

В разделе 4 Технического задания содержатся требования в упаковке: в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011, ТР ТС 017/2011, ГОСТ 12.4.137-84. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность от всякого рода повреждений на весь срок транспортировки товара. Упаковка должна быть приспособлена к перегрузкам ручным способом, на тележках и автокарах.

Требования по правилам сдачи и приемки оговорены в разделе 5 Технического задания.

Согласно подразделу 5.1 приемка товара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с Инструкциями № П-6 (утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965) и № П-7 (утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966) с последующими изменениями и дополнениями.

Требования по передаче заказчику технических и иных документов при поставке товаров определены в подразделе 5.2 Технического задания.

Поставщик обеспечивает предоставление покупателю и направление не позднее дня отгрузки следующих документов: товарных накладных по унифицированной форме ТОРГ-12 (оформленная в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132); счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; паспортов качества, сертификатов соответствия, протоколов сертификационных испытаний, руководства по эксплуатации. Все документы должны быть заверены печатью производителя и подлинной печатью поставщика; действующего Сертификата соответствия на товар согласно техническому регламенту ТР ТС 019/2011, заверенный печатью производителя и поставщика.

В разделе 10 Технического задания указаны требования по безопасности: в соответствии с ГОСТ 12.4.137-84.

Требования к качеству товара установлены в разделе 11 Технического задания: товар должен быть поставлен качественным. Товар должен иметь документ производителя о качестве, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Показатели качества товара, в том числе требуемые технические характеристики, должны подтверждаться документами качества, указанными в подразделе 5.2.

В соответствии с пунктом 6.8 статьи 6 Общих условий поставщик обязан своими силами и(или) своими средствами вывезти неисправный или дефектный товар (часть товара) или иным способом распорядиться им в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня завершения замены его на товар (часть товара) надлежащего качества (для получения поставщиком уведомления об отказе от исполнения договора в соответствии с пунктом 6.7).

Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать, утилизировать или возвратить товар поставщику. При этом покупатель по собственному усмотрению делает выбор между реализацией и утилизацией.

Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией (в том числе несостоявшейся) и(или) утилизацией товара или его возвратом поставщику, подлежат возмещению поставщиком. При этом вырученное от реализации неисправного или дефективного товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о недоказанности истцом факта поставки товара, соответствующего условиям заключенного договора поставки, пригодного для использования в качестве средств индивидуальной защиты.

Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчиком условий приемки товара со ссылкой на нарушение положений Инструкций № П-6 и П-7 отклоняется, данный довод приводился ответчиком в суде первой инстанции, был исследован судом и обоснованно им отклонён.

Согласно пункту 6.10 статьи 6 Общих условий ненадлежащее осуществление покупателем приемки товара по качеству не является само по себе основанием, освобождающим поставщика от ответственности за ненадлежащее качество товара и(или) за исполнение гарантийных обязательств.

Возражения ООО «Фабрика Рабочей Обуви», касающиеся отсутствия оснований для перемещения покупателем товара на ответственное хранение, также судом отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 5.4 статьи 5 Общих условий в случае обнаружения в процессе приемки несоответствия товара по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам и условиям договора, покупатель составляет акт об установленном расхождении по количеству и качеству и принимает такой товар на ответственное хранение и незамедлительно предъявляет поставщику претензию, составленную по результатам приемки. Поставщик в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии от покупателя обязан за свой счет заменить товар ненадлежащего качества качественным, а также доукомплектовать некомплектный товар, либо заменить его комплектным. Расходы, связанные с принятием некачественного, либо некомплектного товара на ответственное хранение, его реализацией или возвратом поставщику, заменой его на товар надлежащего качества и комплектности, несет поставщик.

Установив, что поставленный истцом товар не соответствует по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам и условиям договора, ответчик принял его на ответственное хранение, о чем информирован поставщик.

Вместе с тем из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорный товар принят ответчиком и оплачен с удержанием денежной суммы в размере 1 088 236 руб. 40 коп., составляющей санкцию за нарушение срока поставки товара.

Условия поставки согласованы в статье 3 Особенных условий: срок поставки – согласно разделу 1 Технического задания (пункт В.3 договора).

Приложением № 2 к договору является Техническое задание, в разделе 1 которого определены, помимо прочего, срок (в течение 30 рабочих дней с даты подписания договора) и место поставки.

За нарушение сроков поставки, установленных пунктом В.3, поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0,1% от общей стоимости не поставленного в срок товара за каждый день просрочки. Покупатель вправе удержать указанную неустойку из суммы, подлежащей оплате поставщику по договору (пункт З.1 статьи 8 раздела 3 Особенных условий).

По расчету ответчика неустойка за период с 14.08.2021 по 10.01.2022 составила 1 088 236 руб. 40 коп.

Ходатайство истца о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к размеру начисленной ответчиком неустойки отклонено судом, поскольку ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласованный сторонами в договоре размер неустойки (0,1 %), является размером меры ответственности, обычно применяемым в деловом обороте при заключении договоров.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что явная несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения поставщиком обязательства не установлена.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика денежных средств в размере 1 088 236 руб. 40 коп. отсутствуют, является обоснованным (правильным).

ООО «Фабрика рабочей обуви» заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 301 683 руб. 31 коп. за нарушение срока оплаты поставленного товара.

Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Условия оплаты товара оговорены сторонами в пункте 2.4.2 статьи 2 Общих условий, согласно которому 100 % цены поставленного товара выплачивается в течение 15 рабочих дней после подписания сторонами товарной накладной по форме ТОРГ-12 или УПД.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 8 Общих условий, если иное не предусмотрено Особенной частью сторона, не исполнившая (а равно исполнившая ненадлежащим образом) обязательство в установленный договором срок, обязана по требованию второй стороны выплатить второй стороне неустойку. Неустойка составляет две трехсотых (2/300) действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и начисляется за каждый день просрочки на размер задолженности (не перечисленный платеж, стоимость не поставленного товара и т.д.).

Согласно отметке на товарной накладной от 02.09.2021 № 6872 товар принят ответчиком 10.01.2022 (т. 1 л.д. 64-68).

Утверждение истца о том, что обязательство по поставке товара исполнено поставщиком 08.09.2021, в момент передачи товара перевозчику (пункт 3.4.2 статьи 3 Общих условий), соответственно, товар подлежит оплате 29.09.2021, апелляционным судом отклоняется, поскольку противоречит пункту 5.3 статьи 5 Общих условий, согласно которому датой передачи товара покупателю является дата подписания покупателем товарной накладной по форме ТОРГ-12 или УПД при условии положительной приемки товара по количеству, качеству, комплектности.

Оплата товара осуществлена предприятием «ПО «Маяк» по платежному поручению от 15.02.2022 № 2420 (т. 1 л.д. 82), что сторонами не оспаривается.

При этом ответчиком в материалы дела представлен контррасчет пени за нарушение срока оплаты на сумму 65 777 руб. 84 коп. за период с 31.01.2022 по 15.02.2022.

Проверив расчет ответчика, суд первой инстанции признал его ошибочным в связи с неправильным применением ключевой ставки и неверным определением начала периода начисления неустойки.

По расчету суда первой инстанции неустойка за нарушение срока оплаты принятого товара за период с 01.02.2022 по 15.02.2022 составила 54 411 руб. 82 коп.

Апелляционной коллегией расчет суда проверен, признан арифметически и методологически верным. Арифметическая правильность расчета суда сторонами не оспорена.

Заявленное ответчиком ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом рассмотрено и отклонено, поскольку документально не аргументировано.

При таких обстоятельствах, исковые требования ООО «Фабрика Рабочей Обуви» в части взыскания с ответчика неустойки подлежат удовлетворению в размере 54 411 руб. 82 коп.

Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 мая 2023 года по делу № А76-9244/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фабрика рабочей обуви» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи А.А. Арямов

С.Е. Калашник