ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-10098/17 от 28.11.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-10098/2017

«15» декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.С.,

при участии в судебном заседании представителей министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского краяФИО1 (доверенность от 27.09.2017, ФИО2 (доверенность от 27.02.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 октября 2017 года по делу № А78-10098/2017 (суд первой инстанции – Клишина Ю.Ю.),

установил:

Государственная служба занятости населения Забайкальского края (ОГРН<***>, ИНН<***>, далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - УФК по Забайкальскому краю, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29 июня 2017 года №91-17/15.14-22.

Определением от 25.09.2017 суд произвел замену заявителя - Государственную службу занятости населения Забайкальского края на правопреемника - Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН<***>, ИНН<***>, далее - заявитель, Минтруд Забайкальского края).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 октября 2017 года по делу № А78-10098/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.11.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю,явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 14.02.2017 № 90-о «О назначении проведения плановой выездной проверки в министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края» в соответствии с п. 27 Плана контрольных мероприятий» УФК по Забайкальскому краю в период с 09.03.2017 по 24.03.2017 была проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2015-2016 годах.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.04.2017 (том 1 л.д.125-160).

Проверкой установлено, что заявителем не соблюдены требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 3 апреля 2015 г. № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края», что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

По выявленному факту 16.05.2017 главным контролером-ревизором контрольно­ревизионного отдела в социально-экономической сфере управления ФИО3 в отношении Государственной службы занятости населения Забайкальского края, в присутствии представителя ФИО4, являющейся руководителем ликвидационной комиссии, был составлен протокол №91-17/15.14-22 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, на основании которого 29.06.2017 заместителем руководителя управления ФИО5 рассмотрено дело об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности но ст. 15.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 235 рублей.

Полагая названное постановление незаконным и необоснованным Государственная служба занятости населения Забайкальского края обжаловало постановление УФК по Забайкальскому краю в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены, что заявителем не оспаривается.

Двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

На основании изложенного, заявитель, являясь в силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств, обязан соблюдать требования бюджетного законодательства, использовать бюджетные средства по целевому назначению.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.

Согласно ст. 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджстных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 № 1432 утверждены Правила предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», согласно которым одним из условий предоставления субсидии является наличие правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию дополнительных мероприятий в соответствующем финансовом году.

В свою очередь, постановлением Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году» утверждены Положение о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году (далее Положение), и Положение о предоставлении некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году.

В оспариваемый период Служба занятости населения Забайкальского края организовывала проведение конкурса, формировала конкурсные комиссии и утверждала их состав, разрабатывала и утверждала формы извещения о проведении конкурса, заявки на участие в конкурсе, договоры о предоставлении гранта и конкурсную документацию для оформления результатов конкурса. Комиссии создаются в муниципальных районах и городских округах Забайкальского края. Организационное и материально-техническое обеспечение работы комиссий осуществляется центрами занятости населения соответствующих муниципальных образований Забайкальского края.

Служба занятости заключала с победителем конкурса договор о предоставлении гранта не позднее 20 рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии истечение 30 рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении гранта перечисляла грант на лицевой счет грантополучателя или счет, открытый им в кредитной организации, указанный в договоре о предоставлении гранта, в соответствии с кодами расходов классификации операции сектора государственного управления.

В соответствии с пунктом 10 Положения о предоставлении юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2015 году, гранты предоставляются для возмещения затрат на:

- приобретение, монтаж и установку оборудования, необходимого для оснащения (доосиащения) существующих свободных или оснащения вновь созданных рабочих мест (в том числе специальных и надомных), на которые трудоустроены незанятые инвалиды но направлению центров занятости, в том числе в счет установленной квоты;

- приобретение специальных аудиопрограмм, специального программного обеспечения и другого специального оборудования или другого вспомогательного оснащения рабочих мест для инвалидов;

- технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы инвалидов.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Из названной нормы права следует, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н утверждены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте (пункт 1).

Как следует из материалов дела, на основании протокола заседания комиссии, организованной ГКУ «Центр занятости населения Ононского района», Службой заключен договор от 26.05.2015 о предоставлении гранта в форме субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения Забайкальского края с ООО «Фортуна», согласно которому последнее обязуется создать два рабочих места постоянного характера.

В соответствии с приложением № 1 к договору за счет субсидии приобретается специальное вспомогательное оборудование для оснащения рабочих мест инвалидов по профессии рабочий. Заявкой на кассовый расход от 29.05.2015 № 210 средства субсидии в размере 138 111 руб. перечислены на расчетный счет ООО «Фортуна».

Согласно представленным документам, подтверждающим расходование субсидии, были приобретены, в том числе, костюм рабочий зимний, костюм рабочий летний, берцы, перчатки х/б, шкаф для спецодежды общей стоимостью 21 200 руб. (товарный чек ИП Рогалева.Н-.В. от 18.07.2015 № 34), а также стеллажи, рабочий инвентарь (метла, лопата, грабли, ведро, лопата снегоуборочная) стоимостью 13080 руб. (товарный чек ИП ФИО6 от 28.07.2015 № 44).

Как следует из материалов дела, фактически работодателем приобретены мебель, рабочий инвентарь и одежда, что по мнению суда первой инстанции не имело каких-либо специальных приспособлений, требующихся для адаптации рабочего места инвалида.

Те обстоятельства, что работодателем были приобретены обычные, а не специальные мебель рабочий инвентарь и одежда, и работниками приняты лица являющиеся инвалидами, по мнению суда первой инстанции, не свидетельствуют, что рабочие места данных работников оборудованы специальным образом, как это было установлено целевым назначением предоставления субсидии.

Таким образом, как указал суд первой инстанции, затраты, понесенные работодателем в связи с созданием рабочего места, если при этом отсутствует дополнительное техническое оснащение и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, не являются расходами по созданию специального рабочего места для инвалида и не подлежат возмещению за счет средств субсидии.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях учреждения объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Между тем судом первой инстанции такой вывод постановлен ошибочно, поскольку в действиях заявителя событие вменяемого ему правонарушения отсутствует.

Как было указано ранее, заявителем предусмотрено в приложении № 1 к договору, что за счет субсидии приобретается специальное вспомогательное оборудование для оснащения рабочих мест инвалидов по профессии рабочий, что полностью соотносится с требованиями постановления Правительства Забайкальского края от 03.04.2015 № 158 «О реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на территории Забайкальского края в 2015 году» и статьи 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях апеллянта нецелевого использования бюджетных средств.

Вместе с тем, на основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях заявителя события правонарушения административным органом должным образом не исследовался. Принимая во внимание приведенные выше положения КоАП РФ, данное обстоятельство означает незаконность оспариваемого постановления.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, как они установлены материалами дела и оценены судом по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.

При таких установленных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта.

В силу части 5.1. статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 октября 2017 года по делу № А78-10098/2017 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю о назначении административного наказания от 29 июня 2017 года №91-17/15.14-22.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

В.А. Сидоренко