ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-12773/05 от 11.12.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А78-12773/2005 -С2-27/817-Ф02-9012/2007

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Скубаева А.И.,

            судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Феникс» Те В.М. (доверенность от 15.03.2007),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Феникс» на решение от 7 мая 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 24 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А78-12773/2005-С2-27/817 (суд первой инстанции – Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая  инспекция),  о  признании  недействительным  решения от 16.06.2005 № 03-01-14/09 в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 499 137  рублей
17 копеек.

Решением суда от 10 января 2006 года заявленные требования общества удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Вос­точно-Сибирского округа от 21 марта 2006 года решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением суда от 14 июля 2006 года заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным начисление пени в размере
218 687  рублей, в удовлетворении остальной части за­явленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 3 октября 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Вос­точно-Сибирского округа от 16 января 2007 года судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением суда от 7 мая 2007 года заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение налоговой инспекции в части установления задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость в размере 323 326 рублей 70 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 24 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом своевременно представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с
пакетом подтверждающих документов, что подтверждается протоколом
рассмотрения акта разногласий от 11.05.2005. кроме того, налоговой инспекцией неправомерно       начислены       пени       по       ГТД    № 10612000/010302/0005107,
№ 10612000/020402/0002532, а также по ГТД  № 2677 от 16.04.2002, № 2676 от 16.04.2002,          № 3276 от 29.04.2002, № 3600 от 16.05.2002, № 3927 от 27.05.2002,
№ 3373 от 07.05.2002, № 3511 от 14.05.2002, № 4234 от 05.06.2002,  № 4403 от 14.06.2002,  № 5095 от 18.07.2002, № 5463 от 12.08.2002, № 5563 от 16.08.2002, № 6276 от 24.09.2002, № 6378 от 27.09.2002.

Отзыв на кассационную жалобу общества налоговой инспекцией не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя от 04.02.2005 № 030118/03 налоговой инспекцией проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость по основной деятельности, налога с продаж за период с 01.10.2002 по 31.12.2003, налога на добавленную стоимость по внешнеэкономической деятельности за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт от 11.05.2005 г № 03-01-14/01 и вынесено решение от 16.06.2005
№ 03-01-14/09 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ранее налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджеты, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2000 по 30.09.2002.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требование общества  с учетом указаний кассационной инстанции, пришел к выводу, что у общества отсутствует обязанность по уплате пеней по налогу на добавленную стоимость в размере
323 326 рублей 70 копеек.

Суд апелляционной инстанции по тем же основаниям оставил решение суда без изменения.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции правильными.

Статьи 165 и 167 Налогового кодекса Российской Федерации определяют порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой став­ке 0% и момент определения налоговой базы.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) документы (их копии) для под­тверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов). Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными орга­нами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные доку­менты (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказа­нию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов.

Согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реали­зации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, моментом опреде­ления налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В случае, если полный пакет доку­ментов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой ба­зы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса.

Пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленны­ми законодательством о налогах и сборах сроки.

Из содержания названных норм следует, что в случае, когда неуплата налога происходит по причине неподтверждения налогоплательщиком права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, у налогоплательщика возникает обязанность компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.

Сам факт подтверждения экспорта после 180 дней и отсутствие на момент окончания проверки обязанности по уплате налога на добавленную стоимость не освобождают налогоплательщика от обязанности уплатить пени и штраф, предусмотренные статьями 75 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при проведении налоговой проверки налоговой инспекцией были установлены факты непредставления обществом полного пакета документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, в связи с чем налоговая инспекция на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислила пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость.

Довод общества, о том, что им в налоговую инспекцию своевременно представлены налоговые декларации за проверяемый период  с пакетом  подтверждающих  документов, обоснованно не принят судом на основании  следующего.

Протокол рассмотрения налоговой инспекцией акта разногласий от 11.05.2005, на который ссылается общество в подтверждение своевременного представления пакета документов, не свидетельствует о том, что обществом соблюдены положения пунктов 1, 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие право на применение налоговой ставки 0 процентов, то есть своевременно представлен надлежащим образом оформленный пакет документов.

В материалах дела отсутствует реестр, акт передачи, сопроводительные письма о направлении в налоговый орган соответствующих документов с отметкой налогового органа об их своевременном получении.

Указанный протокол рассмотрения акта разногласий не содержит сведений о дате получения налоговой инспекцией соответствующих документов, дате их возврата
перечне представленных документов.    

В данном протоколе содержатся сведения о том, что представленные обществом таможенные декларации были оформлены ненадлежащим образом, что также не может свидетельствовать о соблюдении обществом положений налогового законодательства для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов, и свидетельствовать о неправомерном начислении пени.      

Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные  налоговые проверки    налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового   агента,   непосредственно   предшествовавшие   году   проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Как указывалось выше, проверяемым периодом выездной налоговой проверки, решение по которой оспаривается, является период с 01.01.2002 по 31.12.2003. Ранее проводилась проверка за период с 01.01.2000 по 30.09.2002 (акт выездной налоговой проверки от 11.02.2003  №03-01-14-03).

Следовательно, период с 01.01.2002 по 30.09.2002 охвачен налоговой проверкой
дважды.

 Учитывая   положения   статьи   87   Налогового   кодекса   Российской   Федерации, суд правомерно, проверив соблюдение налоговым органом указанных ограничений, пришел к выводу о том, что срок подачи документов по ГТД №10612000/010302/0001493 и №10612000/300102/0000696 истек до периода, который мог быть охвачен данной выездной налоговой проверкой, - 30.09.2002.

Так, по ГТД № 10612000/010302/0001493 выпуск товара в таможенном режиме экспорта   осуществлен    10.03.2002,    181    день    наступил    06.09.2002,    по  ГТД
№ 10612000/300102/0000696 выпуск товара в таможенном режиме экспорта осуществлен 05.02.2002, 181 день наступил 04.08.2002, то есть до периода, который мог быть охвачен данной выездной налоговой проверкой.

Из акта выездной налоговой проверки от 11.05.2005 № 03-01-14/01 следует, что указанные ГТД представлены 03.02.2003 в пакете документов к налоговой декларации за январь 2003 года.

Поскольку срок подачи документов по операциям, отраженным в ГТД №10612000/010302/0001493 и №10612000/300102/0000696, истек до 30.09.2002, в период, ранее подвергнутый налоговой проверке, а также в связи с тем, что соответствующие документы представлены налоговому органу 03.02.2003 до составления акта предыдущей налоговой проверки - 11.02.2003, суд правомерно сделал вывод, что налоговый орган не имел права за период, повторно входящий в проверяемый диапазон, начислять пени за неуплату налога на добавленную стоимость по ГТД №10612000/010302/0001493 с 10.03.2002, по ГТД №10612000/300102/0000696 с 04.08.2002.

Довод налогового органа о правомерности начисленной суммы пени в связи с тем, что начисление произведено на основании налоговой декларации за январь 2003 года обоснованно не принят судом, поскольку начисление пени производится со 181-го дня, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, а не с даты представления налоговой декларации. 

Как установлено судом, по ГТД №10612000/010302/0005107 выпуск товара в таможенном режиме экспорта осуществлен 19.07.2002, 181 день наступил 15.01.2003, по ГТД №10612000/020402/0002532 выпуск товара в таможенном режиме экспорта осуществлен 04.04.2002, 181 день наступил 01.10.2002, то есть после 30.09.2002  в рамках проверяемого данной выездной налоговой проверкой периода.

Следовательно, на основании пункта 9 статьи 165, пункта 9 статьи 167, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу, что налоговым органом правомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в связи с неподтверждением обществом в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, обоснованности применения ставки 0 процентов.

Арифметическая достоверность расчета пени обществом не оспаривается.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы, отмены или изменения принятых по данному делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется. Доводы кассационной жалобы  направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, что в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.

С учетом изложенного, кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 мая 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 24 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А78-12773/2005-С2-27/817 оставить без изменения, а кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

                                       А.И. Скубаев

И.Б. Новогородский

                           Н.Н. Парская