ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-13674/14 от 01.07.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

Дело №А78-13674/2014

8 июля 2015 года

            Резолютивная часть постановления объявлена 1 июля 2015 года.

            Постановление в полном объеме изготовлено 8 июля 2015 года.

            Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Юшкарёва И.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,         

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Оргоевым П.Н.,

при содействии Четвёртого арбитражного апелляционного суда, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Желтоухов Е.В., секретарь Жалсанов Б.Ц.),

при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Лик» - Тетерина Дмитрия Александровича (доверенность от 10.03.2015), от Государственной экологической инспекции Забайкальского края – Федяева Леонида Алексеевича (доверенность от 12.01.2015),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лик» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от                            2 марта 2015 года по делу № А78-13674/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О.,                  Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лик» (ОГРН 1117536012571; место нахождения: город Чита; далее - ООО «Лик», общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной экологической инспекции Забайкальского края (ОГРН 1087536008658; место нахождения: город Чита; далее - административный орган, инспекция) о признании незаконными и отмене постановлений от 05.06.2014 №№ 14-217/1, 14-217/2, 14-217/3, 14-217/4, 14-217/5 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК                                    «Об административных правонарушениях».

Решением арбитражного суда первой инстанции от 2 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от                       24 апреля 2015 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено в полном объеме постановление от 05.06.2014 № 14-217/5. Постановления от 05.06.2014 №№ 14-217/1, 14- 217/2, 14-217/3, 14-217/4 изменены в части назначения размера штрафа, штрафные санкции по указанным постановлениям снижены до 100 000 рублей по каждому постановлению. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись в части с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания законными постановлений от 05.06.2014 №№ 14-217/1, 14-217/2, 14-217/3, 14-217/4 или изменить наказание на предупреждение, постановление суда апелляционной инстанции отменить или изменить в части назначенного наказания на предупреждение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель инспекции возражал против указанных доводов, подтвердил изложенную в отзыве правовую позицию, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенного инспекцией административного расследования, возбужденного 16.12.2013, установлены факты нарушения ООО «Лик» части 4 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях», выразившиеся во внесении в ежемесячную отчетность, представляемую в уполномоченный орган исполнительной власти Забайкальского края о принятой, переработанной и отгруженной древесине, недостоверных и (или) неполных сведений. По факту выявленных нарушений, должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего извещения общества о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, были составлены протоколы об административных правонарушениях от 10.04.2014 №№ 14-217/1, 14-217/2, 14-217/3, 14- 217/4 о нарушении ООО «Лик» Закона Забайкальского края от 01.07.2009 № 195-ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», выразившемся во внесении в ежемесячную отчетность, представляемую в уполномоченный орган исполнительной власти Забайкальского края о принятой, переработанной и отгруженной древесине, недостоверных и (или) неполных сведений за май, июль, август и сентябрь 2013 года и совершении правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях». На основании протоколов об административных правонарушениях от 10.04.2014 руководителем административного органа, с учетом надлежащего извещения общества о дате, времени и месте рассмотрении дел об административном правонарушении, вынесены постановления от 05.06.2014 №№ 14-217/1, 14-217/2, 14-217/3, 14-217/4 о привлечении ООО «Лик» к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 500 000 рублей по каждому постановлению. Не согласившись с вышеназванными постановлениями административного органа, заявитель обжаловал их в судебном порядке.

Изменяя постановления административного органа от 05.06.2014 №№ 14-217/1,               14-217/2, 14-217/3, 14-217/4, суд первой инстанции исходил из несоразмерности назначенных наказаний характеру совершенного деяния. Отменяя постановление от 05.06.2014 № 14-217/5, суд исходил из отсутствия соответствующего события административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктами «б» «в» пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» пункт приема и отгрузки древесины - специальное место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется деятельность по: предоставлению хотя бы одной услуги из следующих видов услуг: хранение древесины, переработка древесины, отгрузка древесины; хранению и отгрузке в переработанном или непереработанном виде самостоятельно заготовленной древесины.

Отгрузка древесины - действия, направленные на вывоз древесины с территории пункта приема и отгрузки древесины с одновременным ее отчуждением либо без отчуждения. Согласно частям 1, 2, 5, 6 статьи 2 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти документы для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти. Принимаемая, перерабатываемая и отгружаемая древесина подлежит обязательному учету в соответствии с настоящим Законом края. Документами учета древесины являются, в том числе, приемо-сдаточные акты.

На пункте приема и отгрузки древесины составляется ежемесячный отчет о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону края. Ежемесячный отчет о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине представляется в уполномоченный орган исполнительной власти не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» копии приемо-сдаточных актов прилагаются к ежемесячному отчету о принятой, переработанной, отгруженной и (или) реализованной древесине.

Согласно статье 6 Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 01.07.2009 «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» что нарушение настоящего Закона края влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами и законом Забайкальского края.

Частью 4 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (далее также - Закон края № 198-ЗЗК) установлена ответственность за неисполнение требований закона Забайкальского края о составлении на пункте приема и отгрузки древесины и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти Забайкальского края ежемесячной отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине или внесение в отчетность о принятой, переработанной и отгруженной древесине недостоверных и (или) неполных сведений, в виде предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с Приложением 2 к Закону края № 195-ЗЗК в приемо-сдаточном акте, являющимся неотъемлемой частью ежемесячной отчетности, должны быть указаны, в том числе сведения о сдатчике древесины; данные документа, удостоверяющие личность сдатчика; наименование организации или Ф.И.О. лица, с которым заключен договор; место заготовки древесины; подпись лица передавшего древесину и получившего акт.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, приемо-сдаточные акты, представленные обществом в Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, суды установили, что сведения, указанные в Приложении 2 к Закону края № 195-ЗЗК, в приемо-сдаточных актах отсутствуют.

При таких обстоятельствах, действия общества верно квалифицированы судами по части 4 статьи 36 Закона Забайкальского края № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях».

С учетом отсутствия доказательств наличия в действиях общества обстоятельств, отягчающих ответственность, характера совершенного деяния, размер назначенного административного штрафа обоснованно снижен до 100 000 рублей по каждому постановлению.

Частью 1 статьи 36 Закона края № 198-ЗЗК установлена ответственность за неисполнение требований закона Забайкальского края о представлении документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Забайкальского края для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет или внесение заведомо недостоверных сведений в документы, необходимые для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в уполномоченном органе государственной власти Забайкальского края.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона края № 195-ЗЗК пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти документы для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти. Согласно Порядку постановки на учет пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 29.05.2013                         № 18-Н/П, для постановки на учет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в Министерство следующие документы: а) уведомление (в произвольной форме) об организации пункта приема и отгрузки древесины с указанием фактического адреса (места нахождения) пункта, подписанное руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и заверенное печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии печати у индивидуального предпринимателя); б) карту постановки на учет пункта приема и отгрузки древесины по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Разрешая вопрос о законности постановления от 05.06.2014 № 14-217/5, суды установили, что обществом для постановки пункта приема и отгрузки древесины на учет в Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края представлены достоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица.

При таких обстоятельствах, суды пришли к верным выводам об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 36 Закона края            № 198-ЗЗК.

Следовательно, постановление от 05.06.2014 № 14-217/5 обоснованно признано судами незаконным и отменено.

По результатам проверки доводов заявителя кассационной жалобы о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что существенных нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении ООО «Лик» не допущено.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 2 марта 2015 года по делу                   № А78-13674/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от                   24 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

И.Ю. Юшкарёв

Судьи:

Л.А. Кадникова

М.М. Шелёмина