ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-13986/2017 от 03.04.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А78-13986/2017

«10» апреля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С.,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс Магистральный" ФИО1 (доверенность от 06.12.2016), общества с ограниченной ответственностью «Спецавтостоянка» ФИО2 (доверенность от 15.08.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс Магистральный" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года по делу № А78-13986/2017 (суд первой инстанции – Судакова Ю.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Автокомплекс Магистральный" (ОГРН <***>, ИНН <***> далее - заявитель 1, ООО "Автокомплекс Магистральный") и общество с ограниченной ответственностью «Автокемпинг» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель 2, ООО «Автокемпинг») обратились в арбитражный суд с заявлениями к Министерству территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заинтересованное лицо, Минтерразвития Забайкальского края) о признании недействительным приказа министерства территориального развития Забайкальского края от 24.08.2017 г. № 131 «О признании утратившими силу приказа Министерства территориального развития Забайкальского края от 22.06.2017 г. № 105».

В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Спецавтостоянка» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Спецавтостоянка»).

Определением суда от 20 декабря 2017 года № А78-13986/2017 и дело № А78- 18103/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общему делу номера № А78-13986/2017.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года по делу № А78-13986/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО "Автокомплекс Магистральный" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представитель ООО "Автокомплекс Магистральный" доводы жалобы поддержала.

Представитель ООО «Спецавтостоянка» полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.

Минтерразвития Забайкальского края отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 03.03.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

ООО «Автокемпинг», министерство территориального развития Забайкальского края, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 08 июня 2017 года на сайте Министерства территориального развития Забайкальского края http://минтер.забайкальскийкрай.рф в разделе "транспорт/конкурсы" размещено Извещение о проведении торгов (аукциона) по выбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края и определения тарифа на указанные услуги.

В соответствии с извещением, организатором аукциона является министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель аукциона: выбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края и определение тарифа на указанные услуги.

Предмет аукциона: заключение договора об осуществлении деятельности по перемещению, хранению и возврату транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ и определение тарифа на указанные услуги.

Срок, на который заключается договор об осуществлении деятельности по перемещению, хранению и возврату транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ: 5 лет, либо на срок - до окончания действия договора аренды земельного участка, предназначенного для размещения специализированной стоянки.

Срок рассмотрения комиссией заявок на участие в аукционе: 10 рабочих дней со дня окончания срока их подачи.

Место, дата, время проведения аукциона: <...> кабинет 502, здание министерства, 31 июля 2017, 10 часов 00 минут.

14.07.2017 года ООО "Автокомлекс Магистральный", подало заявки на лот № 1, лот № 2, лот № 3, лот № 4, лот №5,лот № 6, лот № 7, лот № 8, лот № 38, лот № 39.

28 июля 2017 на основании Протокола № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, ООО "Автокомплекс Магистральный" было допущено до участия в конкурсе по всем вышеназванным лотам (п. 14.3 Протокола № 1 от 28.07.2017).

31 июля 2017 состоялся аукцион-торги. На аукционе присутствовали 3 (три) участника, в том числе ООО "Автокомплекс Магистральный", которому был присвоен номер участника 1 (один).

ООО "Автокомлекс Магистральный" признано победителем по 6-ти лотам (1, 2, 3, 5, 7, 8)

Также, 14 июля 2017 года на основании Протокола №1 вскрытия конвертов с заявлениями на участие в торгах, ООО "Автокемпинг" допущено к участию в аукционе.

Обществу с ограниченной ответственностью "Автокемпинг" присвоен номер участника аукциона - "2".

Согласно итоговой таблице аукциона отраженной в Протоколе торгов от 31.07.2017 года заявитель признан победителем по лотам 38-39.

Несмотря на то, что открытый конкурс состоялся, были определены победители, организатор аукциона, минтерразвития Забайкальского края результаты конкурса отменило (аннулировало).

Так, 24.08.2017 министерство территориального развития Забайкальского края, издало приказ № 131 "О признании утратившими силу приказа Министерства территориального развития Забайкальского края от 22.06.2017 года № 105 и аннулировании результатов торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств и определению тарифа на оказание услуг".

Общества, считая незаконным указанный приказ, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Как следует из материалов дела, предметом аукциона является заключение договора об осуществлении деятельности по перемещению, хранению и возврату транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и определение тарифа на указанные услуги.

В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств установлен Законом Забайкальского края от 06 июля 2012 года № 692-ЗЗК.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 названного закона перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку осуществляется при помощи другого транспортного средства исполнителем, внесенным в перечень юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке, а также возврат) задержанных транспортных средств, утвержденный исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным в области транспорта (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 12.2.10. положения о Министерстве территориального развития Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года № 156 Министерство территориального развития Забайкальского края - Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению перечня юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированной стоянке, а также выдаче задержанных транспортных средств на территории края.

Приказом Министерства от 31 января 2017 года № 18 утверждены: порядок формирования и ведения такого Перечня и технические требования и условия к специализированным стоянкам и специальной технике (далее - Приказ от 31 января 2017 г. № 18).

Приказом ФАС России от 15 августа 2016 года № 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний, тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.

Приказом Региональной службы по тарифам Забайкальского края от 26 мая 2017 года № 63-НПА определены такие базовые уровни тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края.

Приказом Министерства от 22 июня 2017 года № 15-НПА утвержден Порядок проведения торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителе услуг (далее - Порядок проведения торгов). Приказом Министерства от 22 итого 2017 года № 105 утверждена аукционная документация на проведение таких торгов (далее - Аукционная документация), состав комиссии и форма договора.

На аукцион были выставлены лоты в количестве 41 шт., согласно приложению № 1 к документации по проведению аукциона.

На лоты №1-8 (по городскому округу «Город Чита») были поданы заявки от трех хозяйствующих субъектов: ООО «Автокомплекс Магистральный», ООО «Автокемпинг», ООО «Спецавтостоянка», которым были присвоены порядковые номера: 1, 2, 3 соответственно.

Согласно протоколу №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах (аукционе на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств и определению тарифа на указанные услуги и их рассмотрения от 28.07.2017, ООО «Спецавтостоянка», ООО «Автокомплекс Магистральный», ООО «Автокемпинг» были допущены к аукциону в качестве участников.

31 июля 2017 состоялся аукцион-торги, по результатам которого ООО "Автокомлекс Магистральный" признано победителем по 6-ти лотам (1, 2, 3, 5, 7, 8), ООО "Автокемпинг" признан победителем по лотам 38-39.

Согласно решению Забайкальского УФАС России от 01.09.2017 №02-05-5023 21 августа 2017 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО «Спецавтостоянка» на действия Министерства территориального развития Забайкальского края при проведении открытого аукциона по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края и установлению тарифов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006NN 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение от 30.06.2004 N 331) Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.3.9 Положения от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба рассматривает жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 5.3.2.8 Положения от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба выдает (направляет) предписания обязательные для исполнения организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией, продавцом государственного или муниципального имущества, организатором продажи, о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания их несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах и в извещение об их проведении или аннулировании.

Пунктом 6.5 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, установлено, что территориальный орган выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения уполномоченными органами.

При рассмотрении жалобы ООО «Спецавтостоянка» Забайкальское УФАС России усмотрело в действиях участников аукциона - ООО «Автокемпинг» и ООО «Автокомплекс Магистральный» признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и Министерства территориального развития Забайкальского края -признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Комиссия указала, что предписание Министерству территориального развития Забайкальского края не выдавать в связи с аннулированием результатов проведенного аукциона.

Пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанавливает выдачу организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписаний об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Решение Забайкальского УФАС России от 01.09.2017 №02-05-5023 никем не оспорено и вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерством правомерно был издан Приказ Министерства Территориального развития Забайкальского края от 24.08.2017 г. № 131 «О признании утратившими силу приказа Министерства территориального развития Забайкальского края от 22.06.2017 г. № 105 и аннулировании результатов торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств и определению тарифа на указанные услуги».

Суд апелляционной инстанции полагает заявленные апеллянтом требования не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый приказ прав заявителя не нарушает.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов обществ таким приказом.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

Так, решением Забайкальского УФАС России от 01.09.2017 №02-05-5023 установлено, что ООО «Автокомплекс Магистральный» в заявке на участие в аукционе представило недостоверные сведения (т.3 л.д.93-95), что в судебном заседании 03.04.2018 не отрицала и представитель общества. В частности, антимонопольным органом установлено, что ООО «Автокомплекс Магистральный» не соответствовало требованиям аукционной документации и техническим требованиями и нарушило подпункты 2, 3 пункта 6.4 Порядка проведения торгов от 22.06.2017, подпункт 3 пункта 3.3, подпункты 2, 3 пункта 7.3 аукционной документации.

Таким образом, ООО «Автокомплекс Магистральный» неправомерно было допущено к участию в аукционе.

В связи с чем аннулирование оспариваемым приказом ответчика результатов аукциона прав общества нарушить не могло.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года по делу № А78-13986/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                             Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.О. Никифорюк

                                                                                                                     В.А. Сидоренко