ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-2576/2007-С3-9/146-Ф02-182/2008 от 11.03.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А78-2576/2007-С3-9/146-Ф02-182/2008

11 марта 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Читинской области Андреевой О.В. (доверенность от 30.05.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите на решение от 23 августа 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 12 ноября
 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу
 № А78-2576/2007-С3-9/146 (суд первой инстанции – Ткаченко Э.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О.),

установил:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Читинской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 30.03.2007
 № 15-09 дсп о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты налога на прибыль за
 2003-2005 годы.

Решением суда от 23 августа 2007 года заявленные требования управления удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 12 ноября 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в удовлетворении требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поступившие управлению денежные средства являются безвозмездно полученными денежными средствами и в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации признаются внереализационными доходами для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции управлением не представлен.

В судебном заседании 11 марта 2008 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 11 марта 2008 года.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель управления в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей не направила, в связи с чем, дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Читинской области, налоговой инспекцией на основании решения от 25.10.2006 № 14-26-198/549 проведена выездная налоговая проверка деятельности учреждения по вопросам соблюдения налогового законодательства в период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт от 22.02.2007 № 15-0924 дсп и учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 30.0307.2007 № 15-09-38 дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы и неправомерных действий в виде штрафа в размере 29 337 рублей. Данным решением управлению предложено уплатить налог на прибыль организаций за 2003-2005 годы в сумме 308 265 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 118 443 рублей.

Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя требования управления, Арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, представляющая собой полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 248 Налогового кодекса Российской Федерации относит к доходам доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Подпункт 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что реализацией товаров, работ или услуг не признается передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Подпунктом 14 пункта 1 указанной статьи установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, не учитываются дохо­ды, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на со­держание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Читинской области (в 2003-2004 годах Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области) управление является федеральным государственным учреждением, территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным на территории субъекта Российской Федерации для осуществлении задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в уголовно-исполнительную систему.

В Положении об Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области, а также в Положении об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Читинской области определено, что, помимо средств, предусмотренных в федеральном бюджете, учреждение вправе использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением (пункт 1.11 и пункт 6 части 1 Положений соответственно).

Особенности правового положения учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий, учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты, используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды дли оказании финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Кроме того, статьей 9 указанного закона определен целевой характер использования данных фондов - для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 № 26 утверждено Положение о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Положением предусмотрено, что данные фонды предназначены для финансовой помощи отдельным учреждениям уголовно-исполнительной системы. При этом, определены источники и средства фондов, субъекты, осуществляющие перечисление средств в фонды. Источником фондов Главного управления наказаний Минюста России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, являются, в том числе, прибыль (доход), полученная от производственно-хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания. В соответствии с пунктом 3.3 Положения учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России, в соответствии с выбранной и утвержденной отчетной политикой для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации по уплате в бюджет начисленного налога на прибыль, перечисляют в Фонды денежные средства в размере до 30 процентов от фактической прибыли (дохода), остающегося в их распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом, из которых треть перечисляется в Главное управление исполнения наказаний Минюста России, а оставшаяся часть - в распоряжение соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России. Фонды используются на оказание финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в том числе для улучшения условий содержания осужденных, развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров и чрезвычайных происшествий, проведения общесистемных мероприятий уголовно-исполнительной системы Минюста России иных мероприятий (раздел 4 Положения). Средства Фондов расходуются на основании ежегодно разрабатываемых экспертной комиссией Главного управления исполнения наказаний Минюста России и территориальными органами уголовно-исполнительной системы Минюста России и утверждаемых руководством Главного управления исполнения наказаний Минюста России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, соответственно, смет доходов и расходов Фондов (пункт 4.2 Положения).

Как следует из материалов дела, Положением о специальном внебюджетном фонде управления, утвержденным начальником Управления исполнения наказаний Минюста России по Читинской области 20.05.2003, в соответствии с приказом Минюста России № 26 от 03.02.2003 предусмотрены источники и средства фонда, порядок учета поступления средств в фонд, использования средств фонда и контроля за использованием средств. Приказом начальника Управления исполнения наказаний Минюста России по Читинской области № 127 от 22.05.2003 образована постоянно действующая экспертная комиссия по распределению средств специального внебюджетного фонда, отбора и реализации инвестиционных проектов; 20.05.2003 начальником Управления исполнения наказаний Минюста России по Читинской области утверждено Положение об экспертной комиссии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области по распределению средств специального внебюджетного фонда, отбору и реализации инвестиционных проектов, определяющее ее задачи, функции, права.

В связи с внесением изменений с 01.01.2005 в статью 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в части исключения возможности создания в центральном и территориальных органах уголовно-исполнительной системы специальных внебюджетных фондов из доходов от производственной деятельности учреждений и предприятий Федеральной службой исполнения наказаний издан Приказ № 99 от 15.03.2005 «Об оказании финансовой и социальной помощи», в соответствии с которым территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний России формируются средства, предназначенные для укрепления материальной базы по организации и проведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, проведения общественных мероприятий, носящих социальный характер, содействия трудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обеспечения сотрудников, уголовно-исполнительной системы и других целей. Источником формируемых средств Федеральной службы исполнения наказаний России и территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России являются доходы от деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и прибыль предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством. Организации, входящие в уголовно-исполнительную систему, от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей, перечисляют десять процентов на счет Федеральной службы исполнения наказаний России и двадцать процентов - на счет соответствующего территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний России.

Из вышеизложенного следует, что управление в 2003-2005 годах было вправе получать целевые поступления в специальный внебюджетный фонд.

Как следует из материалов дела, на лицевой счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности управления в период 2003-2005 годов поступили денежные средства в виде отчислений от доходов от деятельности предприятий учреждений, входящих в его систему, в специальный внебюджетный фонд в общей сумме 1 284 436 рублей, в том числе: за 2003 год – 673 246 рублей, за 2004 год – 240 742 рублей, 2005 год – 370 448 рублей (платежные поручения, мемориальные ордеры, журналы хозяйственных операций, оборотно-сальдовые ведомости, выписка из лицевого счета).

Учет специального внебюджетного фонда управления в 2003-2005 годах велся на балансе бюджетной деятельности (по внебюджетным источникам).

Расходование средств специального внебюджетного фонда осуществлялось на основании смет доходов и расходов средств, поступающих в специальные внебюджетные фонды, на 2003-2005 годы, утвержденных в установленном порядке.

Согласно сметам доходов и расходов средства внебюджетного фонда использовались на материальное поощрение работников уголовно-исполнительной системы и осужденных, приобретение оборудования и предметов снабжения, увеличение стоимости материальных запасов и основных средств, оказание безвозмездной помощи предприятиями уголовно-исполнительной системы на укрепление материально-технической базы, транспортные услуги.

Исполнение сметы расходов и целевое использование внебюджетных средств контролировалось территориальным органом федерального казначейства. В материалы дела управлением представлен Акт от 23.03.2007 проверки формирования и расходования управлением средств, полученных от учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы на оказание финансовой и социальной помощи за 2005-2006 годы, из которого следует, что в 2005 году средства фонда использованы в соответствии с целевым назначением, определенным Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России № 99 от 15.03.2005, за исключением 2 500 рублей. Иных нарушений по указанному периоду проверкой не установлено.

При таких обстоятельствах, проведя анализ представленных налогоплательщиком документов суд установил, что спорные денежные средства поступали управлению по решению органов исполнительной власти федерального уровня; органом исполнительной власти регламентированы цели, на которые следует направить поступившие денежные средства, в том числе на ведение уставной деятельности; спорные денежные средства учитывались по отдельной смете доходов и расходов средств, поступающих в специальные внебюджетные фонды; налогоплательщиком велся раздельный учет доходов и расходов указанных средств, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу, что денежные средства, полученные управлением от предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы, имеют целевое назначение, являются источниками финансирования уставной деятельности и не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль за указанные налоговые периоды.

Налоговым органом не представлены доказательства обоснованности включения в налоговую базу по налогу на прибыль средств, поступивших в специальный внебюджетный фонд.

Таким образом, Арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных управлением требований, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 августа 2007 года Арбитражного суда Читинской области, постановление от 12 ноября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А78-2576/2007-С3-9/146 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

А.И. Скубаев

Судьи

Н.Н. Парская

М.А. Первушина