ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-3308/2018
«16» октября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Управляющей компании Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» ФИО1 (удостоверение, ордер), Государственной инспекции Забайкальского края ФИО2 (доверенность от 16.07.208), Общества с ограниченной ответственностью «Кварта-Л» ФИО3 (доверенность от 30.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управляющей компании Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2018 года по делу № А78-3308/2018 (суд первой инстанции – Сюхунбин Е.С.),
установил:
Управляющая компания Общество с ограниченной ответственностью «Энергострой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - УК ООО «Энергострой») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - инспекция) о признании незаконным действия (бездействия) по внесению в реестр лицензий Забайкальского края сведений о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, осуществляет УК ООО «Энергострой» с 5 февраля 2018 года, и об обязании инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения в реестр лицензий Забайкальского края изменений о том, что УК ООО «Энергострой» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, с 30 апреля 2015 года.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Кварта-Л» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ООО «Кварта-Л»).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2018 года по делу № А78-3308/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
УК ООО «Энергострой» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
Инспекция и ООО «Кварта-Л» в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
В судебном заседании 11.09.2018 объявлен перерыв до 09 час. 10 мин. 14.09.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Определением суда от 14.09.2018 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 10 минут 9 октября 2018 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 18.08.2018, 12.09.2018, 15.09.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2015 года заявителю бессрочно выдана лицензия № 83 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т.1 л.д.23).
С 30 апреля 2015 года УК ООО «Энергострой» осуществляло управление многоквартирным жилым домом № 49, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, о чем была внесена соответствующая информация в реестр лицензий Забайкальского края, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В период с 24 января по 15 февраля 2017 года собственниками собрания помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита, проведено общее собрание, по результатам которого собственники помещений приняли решение расторгнуть договор с УК ООО «Энергострой» и утвердить в качестве управляющей организации многоквартирным домом - ООО «Кварта-Л».
Итоги проведения собрания отражены в протоколе от 20 февраля 2017 года (т.1 л.д.32 на обороте - 34).
На основании поступившего заявления ООО «Кварта-Л» № 73 от 1 марта 2017 года (т.1 л.д.32) инспекцией издан приказ от 13 марта 2017 года № 04-20/25 «О внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края» (т.1 л.д.37), в соответствии с которым из реестра лицензий исключены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 49, осуществляет УК ООО «Энергострой», в реестр лицензий Забайкальского края включены сведения об управлении с 1 марта 2017 года ООО «Кварта-Л» многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 49 (т.1 л.д.56).
Однако решением Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2-2102/2017 (т.1 л.д.67-68) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита, от 20 февраля 2017 года, признано недействительным ввиду отсутствия кворума.
7 августа 2017 года УК ООО «Энергострой» обратилось в инспекцию с заявлением о включении в реестр лицензий Забайкальского края сведений о многоквартирном доме № 49, расположенном по адресу: г. Чита, мкр. Северный (т.1 л.д.72-73).
В письме от 21 августа 2017 года № 8-7614 (т.1 л.д.74) инспекция сообщила заявителю об отказе во внесении соответствующих сведений в реестр лицензий Забайкальского края по причине наличия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (решение Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2-2102/2017 обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданский делам Забайкальского краевого суда).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16 ноября 2017 года по делу № 33-5569-2017 (т.1 л.д.82-87) решение Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2 - 2102/2017 оставлено без изменения.
21 ноября 2017 года в инспекцию поступило заявление УК ООО «Энергострой» об исключении из реестра лицензий многоквартирного дома № 49, расположенного по адресу: г. Чита, мкр. Северный (т.1 л.д.88).
4 декабря 2017 года в инспекцию от УК ООО «Энергострой» поступило дополнение к заявлению (т.1 л.д.89-91), в соответствии с которым заявитель просил исключить из лицензии ООО «Кварта-Л» многоквартирный дом № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, решить вопрос о восстановлении нарушенных прав УК ООО «Энергострой», внести изменения в реестр лицензий, включить дом № 49, расположенный по адресу: г. Чита, мкр. Северный, в лицензию УК ООО «Энергострой».
В тоже время инспекцией установлено, что 30 ноября 2017 года в орган поступило заявление ООО «Кварта-Л» (т.2 л.д.17) о внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края и включении многоквартирного жилого дома № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный. В качестве основания указано на решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита от 29 августа 2017 года (т.1 л.д.38-40).
Приказами от 13 декабря 2017 года № 04-20/143 (т.2 л.д.16) и от 18 декабря 2017 года № 04-20/144 (т.2 л.д.30) рассмотрение заявлений соответственно ООО «Кварта-Л» и УК ООО «Энергострой» приостановлено по причине поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, установленного для рассмотрения заявления, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2017 года по делу № 2-4546/2017 (т.1 л.д.93-95), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданский делам Забайкальского краевого суда от 28 марта 2018 года по делу № 33-1317-2017 (т.1 л.д.99-101), решение от 29 августа 2017 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49 в мкр. Северный, г. Чита, признано незаконным ввиду отсутствия кворума.
2 февраля 2018 года инспекцией издан приказ № 02-20/14 «О внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края» (т.1 л.д.20), согласно которому:
- из реестра лицензий Забайкальского края исключены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, осуществляет ООО «Кварта-Л»;
- в реестр лицензий Забайкальского края включены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, осуществляет УК ООО «Энергострой».
На основании названного приказа 5 февраля 2018 года инспекцией в реестр лицензий Забайкальского края внесены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, осуществляет УК ООО «Энергострой» с 5 февраля 2018 года.
Не согласившись с действиями инспекции по внесению в реестр лицензий сведений об управлении спорным многоквартирным домом с 5 февраля 2018 года, УК ООО «Энергострой» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными таких действий (бездействия).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса случая (часть 1.3).
Подпунктом 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно статье 198 Жилищного кодекса (в редакции, действующей на момент обращения УК ООО «Энергострой» с соответствующим заявлением) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 2).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно¬коммунального хозяйства (часть 3).
При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса (в редакции до 11.01.2018 года) если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
С 11.01.2018 года в названную статью внесены изменения, согласно которым управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 198 Жилищного кодекса).
В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом после иной управляющей компании обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесением органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок № 938/пр), которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр (в редакции до 10.04.2018 года).
Так, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) (пункт 2 Порядка № 938/пр).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка № 938/пр).
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка № 938/пр).
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка № 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами «г» и «д» пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка № 938/пр).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10 Порядка № 938/пр).
Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех дней со дня его принятия направляется лицензиату по адресу, указанному им в заявлении (пункт 11 Порядка № 938/пр).
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении (пункт 14 Порядка № 938/пр).
УК ООО «Энергострой» осуществляло управление многоквартирным жилым домом № 49, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, с 30 апреля 2015 года, о чем была внесена соответствующая информация в реестр лицензий Забайкальского края, что Инспекцией по существу не оспаривается.
В период с 24 января по 15 февраля 2017 года собственниками собрания помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита, проведено общее собрание, по результатам которого собственники помещений приняли решение расторгнуть договор с УК ООО «Энергострой» и утвердить в качестве управляющей организации многоквартирным домом - ООО «Кварта-Л».
Итоги проведения собрания отражены в протоколе от 20 февраля 2017 года (т. 1, л.д. 32 на обороте - 34, 53-54).
На основании поступившего заявления ООО «Кварта-Л» № 73 от 1 марта 2017 года (т. 1, л.д. 32, 57) Инспекцией издан приказ от 13 марта 2017 года № 04-20/25 «О внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края» (т. 1, л.д. 37, 59-60), в соответствии с которым из реестра лицензий исключены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 49, осуществляет УК ООО «Энергострой», в реестр лицензий Забайкальского края включены сведения об управлении с 1 марта 2017 года ООО «Кварта-Л» многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 49 (т. 1, л.д. 56).
Решением Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2-2102/2017 (т. 1, л.д. 67-68) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита, от 20 февраля 2017 года, признано недействительным ввиду отсутствия кворума.
7 августа 2017 года УК ООО «Энергострой» обратилось в Инспекцию с заявлением о включении в реестр лицензий Забайкальского края сведений о многоквартирном доме № 49, расположенном по адресу: г. Чита, мкр. Северный (л.д. 72-73).
В письме от 21 августа 2017 года № 8-7614 (т. 1, л.д. 74) Инспекция сообщила заявителю об отказе во внесении соответствующих сведений в реестр лицензий Забайкальского края по причине наличия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (решение Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2-2102/2017 обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданский делам Забайкальского краевого суда).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданский делам Забайкальского краевого суда от 16 ноября 2017 года по делу № 33-5569-2017 (л.д. 82-87) решение Центрального районного суда города Читы от 24 июля 2017 года по делу № 2-2102/2017 оставлено без изменения.
21 ноября 2017 года в Инспекцию вновь поступило заявление УК ООО «Энергострой» об исключении из реестра лицензий многоквартирного дома № 49, расположенного по адресу: г. Чита, мкр. Северный (т. 1, л.д. 88), 4 декабря 2017 года - дополнение к заявлению (т. 1, л.д. 89-91), в соответствии с которым заявитель просил исключить из лицензии ООО «Кварта-Л» многоквартирный дом № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, решить вопрос о восстановлении нарушенных прав УК ООО «Энергострой», внести изменения в реестр лицензий, включить дом № 49, расположенный по адресу: г. Чита, мкр. Северный, в лицензию УК ООО «Энергострой».
В тоже время 30 ноября 2017 года в Инспекцию поступило заявление ООО «Кварта-Л» (т. 2, л.д. 17) о внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края и включении многоквартирного жилого дома № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный. В качестве основания указано на решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49, мкр. Северный, г. Чита от 29 августа 2017 года (т. 1, л.д. 38¬40).
Приказами от 13 декабря 2017 года № 04-20/143 (т. 2, л.д. 16) и от 18 декабря 2017 года № 04-20/144 (т. 2, л.д. 30) рассмотрение заявлений соответственно ООО «Кварта-Л» и УК ООО «Энергострой» приостановлено по причине поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, установленного для рассмотрения заявления, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 18 декабря 2017 года по делу № 2-4546/2017 (т. 1, л.д. 93-95), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданский делам Забайкальского краевого суда от 28 марта 2018 года по делу № 33-1317-2017 (т. 1, л.д. 99-101), решение от 29 августа 2017 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 49 в мкр. Северный, г. Чита, признано незаконным ввиду отсутствия кворума.
2 февраля 2018 года Инспекцией издан приказ № 02-20/14 «О внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края» (т. 1, л.д. 20), согласно которому:
- из реестра лицензий Забайкальского края исключены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, осуществляет ООО «Кварта-Л»;
- в реестр лицензий Забайкальского края включены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, мкр. Северный, 49, осуществляет УК ООО «Энергострой».
4 февраля 2018 года на основании приказа от 2 февраля 2018 года № 02-20/14 Инспекцией в реестр лицензий Забайкальского края внесены сведения о том, что деятельность по управлению многоквартирным домом № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, осуществляет УК ООО «Энергострой» с 5 февраля 2018 года.
Доводы заявителя о том, что рассматриваемый многоквартирный дом должен был быть включен в реестр лицензий с 30 апреля 2015 года (дата начала управления УК ООО «Энергострой») по причине признания решений собственников помещений многоквартирного дома № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, недействительными, а не после даты вынесения приказа Инспекции о внесении изменений в реестр лицензий, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Пунктом 14 Порядка № 938/пр закреплено, что в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Следовательно, решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий не может содержать календарную дату изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, определенную ранее календарной даты издания такого решения.
В соответствии со статьями 195 и 198 Жилищного кодекса в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства http://dom.gosuslugi.ru (далее - ГИС ЖКХ) размещен реестр лицензий Забайкальского края, содержащий, среди прочего, сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты. Сведения актуализируются ежедневно в режиме on¬line и доступны для неограниченного круга лиц.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 209-ФЗ).
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (часть 1 статьи 1 Закона № 209-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 209-ФЗ ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с пунктами 1-3, 5, 8 и 10 статьи 4 Закона № 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе таких принципов, как: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ установлено, что в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
Указанную информацию размещает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора (пункт 4 части 14 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 Закона № 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 7 Закона № 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок ведения в системе реестров, в том числе реестров жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирных домах, многоквартирных домов, жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, поставщиков информации, реестров специальных счетов, открытых в целях формирования фонда капитального ремонта.
Так, приказом Минкомсвязи России № 589 и Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015 утверждены Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней (далее - Порядок размещения информации № 944/пр).
Согласно пункту 171 указанного Порядка ведение в системе реестров осуществляется путем размещения информации в системе в соответствии с настоящим Порядком поставщиками информации либо путем формирования реестров системой в автоматическом режиме. Реестры формируются в виде свода последовательно выстроенных реестровых записей, которые открываются и ведутся в системе в отношении отдельных поставщиков информации, объектов и иных видов информации.
Пунктом 174 Порядка размещения информации № 944/пр определено, что изменение реестровых записей осуществляется путем изменения информации, размещенной в системе, в соответствии с главой XI настоящего Порядка.
Пунктами 163 и 165 Порядка размещения информации № 944/пр информация, размещаемая в системе пользователем системы с использованием региональной ИС, муниципальной ИС или коммерческой ИС, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью оператора соответствующей ИС или квалифицированной электронной подписью оператора ИС, созданной с использованием средств электронной подписи для автоматического создания электронной подписи в ИС, либо квалифицированной электронной подписью поставщика информации или пользователя информации. При этом с даты поступления информации из данных ИС в систему информация считается размещенной в системе.
Оператор системы обязан обеспечить фиксацию в системе даты поступления информации из ИС в систему и даты передачи информации из системы в ИС. При этом датой поступления информации в систему считается дата размещения такой информации в системе.
Судом правомерно признано, что ООО «Кварта-Л» ввиду признания решений собраний собственников многоквартирного дома № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, недействительными не вправе было управлять спорным домом, поскольку в статьи 44 Жилищного кодекса, пункта 1 статьи 181.3, подпунктом 2 статьи 181.5, пункта 7 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 119 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» признание судами общей юрисдикции недействительными решений собственников помещений в многоквартирном доме о передаче их в управление ООО «Кварта-Л» влечет вывод об отсутствии оснований осуществления соответствующей деятельности, в том числе, и в период до вступления в законную силу решений судов общей юрисдикции о признании недействительными таких решений собственников.
В качестве причин обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями УК ООО «Энергострой» указано на нарушение ее прав и законных интересов, поскольку ООО «Кварта-Л» в спорный период взимала с собственников коммунальные платежи. Заявитель был лишен возможности осуществлять свои права по извлечению прибыли, коммунальные услуги гражданами за период управления оплачены не в полном объеме, часть граждан оплату производили в ООО «Кварта-Л» при отсутствии на то законных оснований.
Суду первой инстанции представитель УК ООО «Энергострой» пояснила, что установление в реестре лицензий Забайкальского края даты начала управления спорным домом с 30 апреля 2015 года необходимо заявителю для взыскания денежных сумм с ресурсоснабжающих организаций.
Судом апелляционной инстанции проверены стенограммы судебных заседаний суда первой инстанции и существенных расхождений по выявленному смыслу с пояснениями представителя не установлено.
В связи с чем суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для внесения Инспекцией изменений в реестр лицензий Забайкальского края в части указания даты начала управления многоквартирным домом, поскольку сведения, содержащиеся в таком реестре, должны быть актуальными для соответствующих пользователей.
Определение Инспекцией начала управления УК ООО «Энергострой» многоквартирным домом № 49 по адресу: г. Чита, мкр. Северный, с 5 февраля 2018 года перечисленные выше права и законные интересы названной управляющей компании не нарушает, недействительность решения общего собрания о выборе управляющей организации не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от возмещения стоимости уже выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 306-ЭС17-9061).
Из системного толкования норм Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом такой деятельности без лицензии и, следовательно, не подтверждает невозможность оказания соответствующих услуг.
В свою очередь, такие обстоятельства подлежат доказыванию в рамках самостоятельного гражданско-правового спора.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2018 года по делу № А78-3308/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.О. Никифорюк
В.А. Сидоренко