ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-3952/07 от 16.04.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

№А78-3952/2007-С1-3/195-Ф02-1457/2008

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи Мироновой И.П.,

            судей: Кулакова В.И., Рюмкиной М.Д.,

            при участии в судебном заседании представителей:

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области – Епифанцевой С.Ю. (доверенность № 86 от 23.05.2007),

            открытого акционерного общества «Российские железные дороги» -        Бобрыко С.Д. (доверенность от 20.12.2007),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от                     19 декабря 2007 года по делу № А78-3952/2007-С1-3/195 (суд первой инстанции – Шеретеко Н.Ю.),

            установил:

            Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (ТУ ФАУФИ по Читинской области) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (УФРС по Читинской области и АБАО) по прекращению права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3907,31 га, расположенный по адресу: Читинская область, Чернышевский район, кадастровый номер 75:21:0:0001, и о признании незаконным зарегистрированного права собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») на земельные участки площадью 796,82 га, кадастровый номер 75:21:0:0007 и площадью 209,93 га, кадастровый номер 75:21:0:0006, расположенные по адресу: Читинская область, Чернышевский район, ветка ЖД Чернышевск-Букачача.

Определением от 20 августа 2007 года ОАО «РЖД» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

            Решением от 19 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

            В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

            Не согласившись с судебным актом, ТУ ФАУФИ по Читинской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

По мнению заявителя, право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3907,31 га с кадастровым номером 75:21:0:0001, расположенный по адресу: Читинская область, Чернышевский район, не было прекращено в соответствии с действующим законодательством.

Судом, полагает заявитель, не учтено, что передаточные акты на имущество и обязательства организаций, являющиеся неотъемлемой частью сводного передаточного акта и приложениями к нему, не согласованы и не подписаны сопредседателем и представителями территориальных органов Минимущества России Региональной инвентаризационной комиссии. 

            В отзыве на кассационную жалобу ОАО «РЖД» не согласилось с ее доводами и просило оставить судебный акт без изменения.

            Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако УФРС по Читинской области и АБАО своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

            Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.

            Из материалов дела усматривается, что 16.07.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3907,31 га, кадастровый номер 75:21:0:0001, расположенный по адресу: Читинская область, Чернышевский район.

29.12.2004 ТУ ФАУФИ по Читинской области в лице представителя        Филевой И.Н., действующей по доверенности от 18.02.2004, обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Читинской области с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок, кадастровый номер 75:21:0:0001, расположенный по адресу: Читинская область, Чернышевский район, в связи с его разделением. На основании данного заявления запись о регистрации права собственности  на земельный участок с кадастровым номером 75:21:0:0001 была погашена.

30.12.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» на земельные участки площадью 796,815 га, кадастровый номер 75:21:0:0007 и площадью      209,9273 га, кадастровый номер 75:21:0:0006, расположенные по адресу: Читинская область, Чернышевский район, ветка ЖД Чернышевск-Букачача.

Полагая, что право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 3907,31 га с кадастровым номером 75:21:0:0001, расположенный по адресу: Читинская область, Чернышевский район, не было прекращено в соответствии с действующим законодательством; регистрация права собственности ОАО «РЖД» на разделенный земельный участок произведена незаконно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, приватизация государственного имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Единый порядок приватизации государственного имущества, в том числе процедуры приватизации объектов социальной сферы, установлен Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация федерального железнодорожного транспорта осуществлялась с особенностями, установленными Федеральным законом № 29-ФЗ от 21.02.2003 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В процессе приватизации создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Перечень организаций железнодорожного транспорта, имущество которых подлежало внесению в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1155-р от 20.08.2002 утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2003 год, распоряжением Правительства Российской Федерации № 882-р от 30.06.2003 утвержден Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагалось к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, в том числе имущественный комплекс Забайкальской железной дороги.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации         № 1048-р/349 от 03.04.2003 образована Центральная инвентаризационная комиссия по подведению итогов инвентаризации имущества и обязательств предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта и составлению передаточных актов по внесению имущества и обязательств в состав имущественного комплекса ОАО «Российские железные дороги».

Названным распоряжением утверждено Положение о Региональной инвентаризационной комиссии (РИК), основными задачами которой является организация работы по проведению инвентаризации имущества и обязательств и составлению передаточных актов предприятий и учреждений, входящих в состав железной дороги. Решения РИК принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов РИК и оформляются протоколом, который утверждается председателем РИК.

Приказом начальника Забайкальской железной дороги № 92/Н от 28.04.2003 создана региональная инвентаризационная комиссия, включающая представителей территориальных органов Минимущества России и железной дороги.

Передаточный акт на имущество и обязательства Забайкальской железной дороги подписан членами РИК кроме представителей Территориального управления Минимущества России и Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области.

Данный передаточный акт является приложением № 869 к сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».

Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», содержащий, в том числе спорные земельные участки, утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003.

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства Российской Федерации не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом, к числу которого относятся, в том числе малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельные участки, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение).

Таким образом, на основании приведенной нормы земельные участки, на которых размещены малоинтенсивные железнодорожные линии, не имеющие оборонное значение, подлежали передаче в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Судом установлено, что железнодорожная ветка Чернышевск-Букачача относится к малоинтенсивным железнодорожным линиям, не имеющим оборонное значение, что подтверждается соответствующим перечнем, направленным 29.03.2003 Министерством путей сообщения Российской Федерации, а также сообщением командующего войсками Сибирского военного округа от 25.10.2007.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно сделал вывод о том, что спорные земельные участки в соответствии с положениями Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», на основании сводного передаточного акта переданы в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта и являются собственностью ОАО «РЖД». Следовательно, тот факт, что приложение № 869 к сводному передаточному акту не подписано представителями Территориального управления Минимущества России и Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области, не влечет признание незаконным зарегистрированного права собственности ОАО «РЖД» на спорные земельные участки.

Кроме того, суд исходил из того, что ТУ ФАУФИ по Читинской области пропустило срок для обжалования действий УФРС по Читинской области и АБАО, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не представило.

При таких условиях ТУ ФАУФИ по Читинской области обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении вышеназванных норм материального права.

Оснований к отмене обжалуемого судебного акта и удовлетворению кассационной жалобы не имеется.

При подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по настоящему делу. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ТУ ФАУФИ по Читинской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1 000 рублей.

            Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Читинской области от 19 декабря 2007 года по делу № А78-3952/2007-С1-3/195 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

            Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.

            Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

И.П. Миронова

В.И. Кулаков

М.Д. Рюмкина