Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-4380/2021
«29» октября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2021 года по делу №А78-4380/21 по иску Министерства образования и науки Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 2 890 800 руб.,
с привлечением третьих лиц - Комитета по финансам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), МБДОУ ЦРР детский сад №4 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
при участии в судебном заседании:
от Министерства образования и науки Забайкальского края: ФИО1- представитель по доверенности от 27.04.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края: не явились, извещены.
от Комитета по финансам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края: не явились, извещены.
от МБДОУ ЦРР детский сад №4: не явились, извещены.
установил:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – истец, Минобразования Забайкальского края, министерство) обратилось в арбитражный суд к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края (далее – ответчик, администрация, муниципалитет) с иском о взыскании средств субсидии, предоставленных по соглашению от 25.07.2019 №76644000-1-2019-004 в сумме 2 890 800 руб.
Определением суда от 03.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №4 п. Вершино-Дарасунский (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2021 года по делу №А78-4380/21 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, Минобразования Забайкальского края не оспаривает целевое и эффективное использование администрацией субсидии, требование министерства связано с неисполнением условия Соглашения, а именно достижения целевых показателей к 2020 году, что влечет в соответствии со ст. 19 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 225, обращение Министерства образования и науки Забайкальского края в суд с требованием о взыскании средств субсидии. Указывая на нарушение ответчиком срока исполнения обязательства Соглашения по достижению значения результатов регионального проекта в срок до 31.12.2020, министерство полагает, что суд необоснованно отказа в удовлетворении его исковых требований.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края выводы суда первой инстанции поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 30.09.2021.
Ответчик, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 25.07.2019 заключено Соглашение №76644000-1-2019-002 о предоставлении в 2019-2021 годах субсидии на реализацию мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – Соглашение).
Данным Соглашением бюджету муниципального района «Тунгокоченский район» из бюджета Забайкальского края предоставляется субсидия в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минобразования Забайкальского края как получателю средств бюджета субъекта РФ в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 №225 (далее – Постановление №225).
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» согласно приложениям №1 и №2.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Минобразования Забайкальского края, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Комитет по финансам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.
Приложением №1 к Соглашению определено значение результатов регионального проекта в виде создания дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с учетом приоритетности региональных программ субъектов РФ, в том числе входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, с установлением их количественного показателя – 36 единиц и даты его достижения - до 31.12.2021 и конечного результата – до 31.12.2021.
Согласно приложению №2 определен перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия – создание в муниципальном образовании Тунгокоченский муниципальный район условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования детей в возрасте до трех лет (обеспечение содействия занятости женщин – создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет).
При этом согласно дополнительному соглашению от 12.10.2020 №76644000-1-2019-004/3, с учетом ранее заключенного дополнительного соглашения от 24.12.2019 №76644000-1-2019-004/1, приложение №2, содержавшее перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, изложено в редакции приложения №1 к указанному дополнительному соглашению, с отражением направления финансирования – строительство (создание дополнительных мест в МБДОУ ЦРР детский сад №4) в объеме средств субсидии из бюджета субъекта РФ в 2020 году на сумму 28 908 000 руб., и указанием на количественный показатель – 36 единиц с датой достижения - до 31.12.2020, конечного результата – до 31.12.2021
Расходным расписанием №026/095 от 16.12.2020 подтверждается финансирование в объеме 28 908 000 руб. средств субсидии из бюджета Забайкальского края на мероприятие по созданию дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет (код Р2118).
Между тем, согласно требованию о добровольном возврате средств субсидии от 19.02.2021 №1536 (далее – требование №1536) в связи с не достижением результата использования субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, подтвержденного отчетом ответчика по состоянию на 01.01.2021, истец предложил ему в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечислить на счет Минобразования Забайкальского края средства субсидии в объеме средств, рассчитанных в соответствии с пунктом 15 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2017 №29 (далее – Правила №29).
Ввиду оставления ответчиком такого требования без исполнения, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте (субсидии) заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Соглашение предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 БК РФ порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым названного пункта.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 №88-АПГ17-10).
Постановлением №225 утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы» в рамках которой подпрограммой развития дошкольного образования согласно паспорту предусмотрена реализация, в том числе, в течение 2016 - 2025 годов этапа стабильного развития региональной системы дошкольного образования с установлением ожидаемых значений показателей конечных результатов реализации такой подпрограммы.
Согласно утвержденному Постановлением №225 Порядку предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, субсидии предоставляются Минобразования Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований в целях реализации одного или нескольких мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования: строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций, а также для оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации мероприятий (пункты 2, 3).
В силу пунктов 8, 10, 11, 12 указанного Порядка предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании Соглашения, которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Результатом использования субсидии является создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минобразования Забайкальского края на основе результата, указанного в пункте 10 настоящего Порядка.
Органы местного самоуправления муниципальных образований размещают в системе «Электронный бюджет» отчетность по формам и в сроки, установленные в соглашениях (в данном случае – не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.4 Соглашения в части достижения значений результатов регионального проекта)).
Согласно пункту 18 приведенного Порядка в целях возврата средств субсидии, полученных с нарушением условий, порядка их предоставления или целей использования, Минобразования Забайкальского края в течение 15 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет муниципальному образованию требование о добровольном возврате средств субсидии. Муниципальное образование в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства субсидии на счет Министерства.
В случае неперечисления муниципальным образованием средств субсидии в сроки, установленные пунктом 18 настоящего Порядка, указанные средства взыскиваются Министерством в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 19).
Как установлено судом первой инстанции, согласно строке 8 результатов использования субсидий приложения к Порядку в отношении МБДОУ ЦРР детский сад №4 (<...>) результатом использования субсидий из бюджета Забайкальского края должно было явиться создание муниципальным образованием 36 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет с окончанием реализации мероприятия в 2020 году.
Приложением №1 к Соглашению (с учетом дополнительных соглашений) сторонами определено значение результатов регионального проекта путем создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в количестве 36 единиц и дат их достижения - до 31.12.2020 и конечного результата – до 31.12.2021 с направлением инвестирования строительства на 2020 год в виде средств бюджета субъекта РФ в размере 28 908 000 руб.
Из материалов дела следует, и истцом не опровергалось, что МДОУ Центр развития ребенка детский сад №4 с. Вершино-Дарасунский 01.06.2020 был заключен муниципальный контракт №5248-ЭА (с учетом дополнительных соглашений) на строительство здания для детей от 1,5 до 3-х лет на 36 мест в составе МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №4 пгт. Вершино-Дарасунский (далее – контракт).
С учетом дополнительного соглашения №4 от 29.12.2020 к контракту срок окончания работ и их сдача заказчику продлены до 30.03.2021.
Актом приемки законченного строительством объекта от 09.07.2021 зафиксировано осуществление строительства пристройки к зданию детского сада №4 группы для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 36 мест по адресу: <...>.
Согласно акту от 09.07.2021 застройщик, технический заказчик и исполнитель работ удостоверили начало и окончание работ (июль 2020 г. – июль 2021 г.), показатели мощности, производительности, производственной площади, вместимости и т.п., стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации.
Из отчёта ответчика о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 следует, что им к 31.12.2020 не создано 36 дополнительных мест в дошкольной организации для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет по причине неполучения к указанной дате разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию.
При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №92-RU92525101-3-2021 выдано Администрацией городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокоченский район» 10.08.2021.
Данное обстоятельство расценено истцом как нарушение ответчиком пункта 4.3.3 Соглашения, повлекшее предъявление требования №1536 о возврате средств из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края, объем которых согласно представленному в материалы дела расчету составил 2 890 800 руб. применительно к пункту 15 Правил №29.
Согласно пункту 15 Правил, в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения результатов использования субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в бюджет Забайкальского края в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата=(Vсубсидии*k*m/n)*0,1, где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году; m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования субсидии, имеет положительное значение; n - общее количество результатов использования субсидии; k - коэффициент возврата субсидии.
Суд первой инстанции, отказывая министерству в удовлетворении требования о возврате администрацией истребуемой субсидии в предъявленном объеме, правильно исходил из следующего.
Закрепленный статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения муниципалитет обязался обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением №1 к Соглашению, а именно – создать в 2020 году 36 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в МБДОУ ЦРР детский сад №4.
По смыслу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
В силу части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом приведенных норм права и обстоятельств дела обоснованной следует признать позицию истца относительно того, что без указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нельзя считать созданными путем строительства дополнительные места в дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, недостижение ответчиком к 31.12.2020 показателя результативности использования субсидии не должно влечь в рассматриваемом случае применение к нему меры ответственности, на которой настаивает истец, поскольку наряду с указанным сроком в приложении №1 к Соглашению (с учетом его дополнения) установлена также дата достижения конечного результата регионального проекта – 31.12.2021, к которой администрацией соответствующие показатели реализованы, тем более что из буквального содержания ранее указанного пункта 4.3.3 Соглашения муниципалитет должен обеспечивать значение результатов регионального проекта в соответствии с приложением №1 к Соглашению, которым определен и конечный срок его достижения.
Апелляционный суд, поддерживая данные выводы суда первой инстанции, отмечает, что приложения № 1 и № 2 к Соглашению (с учетом его дополнения) устанавливают дату достижения конечного результата регионального проекта – 31.12.2021 в отношении муниципального образования Тунгокоченский район по достижению этим муниципалитетом предусмотренных Соглашением результатов освоения средств субсидии в размере 28 908 000 руб.
Оснований для вывода о том, что срок достижения конечного результата регионального проекта – 31.12.2021 не относиться к рассматриваемому Соглашению и конкретно к муниципальному образованию Тунгокоченский район, а относиться, как пояснил представитель истца, ко всему Забайкальскому краю, не имеется, вследствие чего доводы апелляционной жалобы апелляционным судом отклоняются.
Также апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, обоснованно исходившего из следующего.
Примененная истцом мера воздействия на ответчика путем истребования объема средств субсидии, рассчитанных исходя из положений пункта 15 Правил №29, воспринимается в качестве меры ответственности за совершенное бюджетное правонарушение, которая должна соответствовать степени вреда, причиненного охраняемым правоотношениям, учитывать характер и объем невыполненных муниципальным образованием обязательств, степень вины, отсутствие нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с позицией, выраженной в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Материалами дела не подтверждается, что выделенные ответчику денежные средства в виде субсидии использовались не по целевому назначению либо неэффективно, и в ходе судебного разбирательства истцом об этом не заявлено, а напротив, им было указано, что основанием предъявленного требования явилось исключительно необеспечение администрацией достижения значений результатов регионального проекта в 2020 году.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что выполнение работ по контракту осуществлялось со сдвижкой сроков его реализации, обусловленной объективными причинами, не зависящими от ответчика.
Так, актами о невыполнении графика работ по контракту от 02.07.2020, от 06.07.2020. от 03.08.2020 заказчик неоднократно информировал исполнителя контракта о его отступлении от сроков проведения работ, в том числе путем последующего оформления претензионных писем в его адрес, а также неоднократного принятия решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, стимулируя подрядчика к соблюдению условий контракта.
Кроме того, заказчиком контракта с момента его заключения активно велась переписка с ЗАО НП «Читагражданпроект» по поводу согласования изменений в проектную документацию и выдаче технических решений.
В отношении объекта строительства неоднократно проводились заседания рабочей комиссии по вопросам своевременности выполнения строительных работ на участке, причинах отставания от разработанного графика выполнения работ, по выявленным замечаниям на объекте строительства, о подготовке документов к сдаче объекта в эксплуатацию, по итогу которых оформлены протоколы от 18.08.2020, от 31.03.2021, с фиксацией претензий к подрядчику, несвоевременно приступившему к выполнению работ после подписания контракта; недостатка оборудования и материалов; браке в завезенных стройматериалах; неучтения при проведении изыскательских работ особенностей грунта; проведению основных работ по благоустройству территории в ноябре-декабре 2020 года, приведшему к укладке плит на мерзлую землю и их дефекту, с необходимостью последующего демонтажа и их повторной укладке; затягиванию подрядчиком процесса подготовки и получения разрешительной документации (по теплоснабжению, электроснабжению и телефонизации, о допуске электро, - и теплоустановок), с принятием итоговых решений о мерах по ускорению строительных работ.
Ответчиком также в дело представлены письма №511 от 01.10.2019, №683 от 09.12.2019, №7 от 13.01.2020, адресованные истцу, о недостаточности запланированных к выделению средств на реализацию Соглашения по причине изменения стоимости работ по строительству по результатам составления проектно-сметной документации, и о выделении дополнительного финансирования.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалы дела свидетельствуют о добросовестном поведении ответчика и активном принятии им мер, направленных на достижение результата по Соглашению к установленным срокам при наличии объективных причин, не позволивших ему представить отчет по состоянию на 01.01.2021, который бы содержал указание на достижение результата 31.12.2020.
При этом доводы Минобразования Забайкальского края приведены без учета того, что установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, а потому для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения, чего в рассматриваемом случае не усматривается.
Требование о возврате фактически освоенной субсидии при отсутствии доказательств недобросовестного поведения администрации не отвечает принципу эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также целям создания благоприятных условий реализации региональной программы на территории Забайкальского края.
В указанной ситуации само по себе недостижение ответчиком значений результата регионального проекта в 2020 году, при установленной в приложении №1 к Соглашению дате его конечного достижения - 31.12.2021, с учетом установленных судом ранее приведенных обстоятельств не привело к неправомерному использованию денежных средств ответчиком.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 августа 2021 года по делу №А78-4380/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Е.О. Никифорюк
В.А. Сидоренко