ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-4520/2021 от 14.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

21 июня 2022 года

Дело № А78-4520/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А.Н.,

судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,

при содействии Арбитражного суда Забайкальского края (судья Сюхунбин Е.С., секретарь судебного заседания Филиппова А.А.),

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Забайкальского края представителей: Министерства образования и науки Забайкальского края - ФИО1 (доверенность
от 14.03.2022, удостоверение, диплом), Правительства Забайкальского края
- ФИО2 (доверенность от 10.11.2021, паспорт, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - ФИО3 (доверенность от 10.01.2022, удостоверение, диплом),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года по делу № А78-4520/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года по тому же делу,

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Комитет образования Администрации муниципального района «Карымский район» (далее – комитет образования) и Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – министерство) обратились в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 26.03.2021 по делу
№ 075/01/16-377/2020 в части признания их нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
№ 135-ФЗ), об исключении из числа лиц, признанных нарушившими пункт 4 статьи 16 Закон № 135-ФЗ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Карымского района (далее – прокуратура), Администрация городского поселения «Карымское» (далее – администрация поселения), общество с ограниченной ответственностью «Маяк» (далее – ООО «Маяк»), индивидуальный предприниматель ФИО4
(далее – ИП ФИО4), Администрация муниципального района «Карымский район» (далее – администрация района), Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности Администрации муниципального района «Карымский район» (далее – комитет по управлению имуществом), Правительство Забайкальского края (далее – правительство), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» п. Карымское» (далее –
МДОУ «Детский сад «Малыш»).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, заявленные им требования удовлетворить.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении его требований о признании недействительным решения от 26.03.2021 по делу № 075/01/16-377/2020 в части признания министерства нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводов кассационной жалобы, в действиях министерства отсутствуют указанные нарушения закона, выводы судов об обратном являются ошибочными; в рамках рассматриваемых правоотношений министерство осуществляло лишь контроль за исполнением условий предоставления субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях и других обязательств, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019-2021 годах № 76620000-1-2019-007 от 29.07.2019 (далее – Соглашение № 76620000-1-2019-007), в частности, осуществляло проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета муниципального района «Карымский район», на возмещение которых предоставлялась субсидия, мониторинг достижения значений результатов регионального проекта на основании данных представленной отчетности; министерство не наделено полномочиями по осуществлению строительного надзора, а также контроля за исполнением антимонопольного законодательства в сфере строительства, земельных правоотношений, конкурсных процедур при проведении торгов; обязанность соблюдения конкурентных процедур была возложена на администрацию района, ООО «Маяк», ИП ФИО4; письма, адресованные министерством главам всех муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, не содержали сведений, указаний, а также призывов к нарушению указанными лицами антимонопольного законодательства, в том числе к нарушению конкурентных процедур; данные письма были направлены министерством с целью установления фактов достижения показателей результативности, которые заключались в создании дополнительных мест для детей, а также получения отчета о целевом расходовании денежных средств именно на создание дополнительных мест для детей в том объеме, который предусмотрен Соглашением № 76620000-1-2019-007, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края местным бюджетам, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.02.2017 № 29, в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225 (далее – Подпрограмма № 225); названным письмам судами дана неверная правовая оценка, выводы судов в этой части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.

В судебном заседании представитель министерства повторила доводы кассационной жалобы, представитель правительства поддержала правовую позицию министерства, представитель управления полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, ссылалась на законность принятых по делу судебных актов.

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), однако в судебное заседание своих представителей не направили.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.03.2020 в управление из прокуратуры поступили материалы проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в пгт. Карымское в рамках реализации национального проекта. 08.06.2020 в антимонопольный орган поступило перенаправленное прокуратурой Забайкальского края заявление Общества с ограниченной ответственностью «Луч» о проверке действий органов местного самоуправления поселения и района при строительстве пристройки к детскому саду в
пгт. Карымское по ул. Лесной.

В ходе проверки поступивших сообщений управлением установлено, что 18.06.2019 в администрацию поселения поступило заявление заведующей
МДОУ «Детский сад «Малыш» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:17, на котором находится здание данного детского сада, с сохранением исходного в измененных границах по адресу: пгт. Карымское, ул. Лесная, 16, участок № 1, с видом разрешенного использования – строительство здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ «Детский сад «Малыш». Подбор земельного участка для строительства детского сада на территории пгт. Карымское осуществлялся комитетом образования, с его участием проведены все необходимые исследования и изыскания на предполагаемом к строительству участке, получены положительные заключения.

Распоряжением администрации поселения № 303 от 17.06.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:17; данный участок площадью 7 026 кв.м разделен с образованием одного земельного участка площадью
6 403 кв.м с условным номером 75:08:100156:17:ЗУ, из категории земель: земли населенных пунктов, местоположение: Забайкальский край, Карымский район,
пгт. Карымское, ул. Лесная, участок № 1, с видом разрешенного использования: строительство здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ «Детский сад «Малыш». 27.06.2019 выделенный земельный участок площадью 6 403 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 75:08:100156:252. 01.07.2019 по заявлению заведующей
МДОУ «Детский сад «Малыш» право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 75:08:100156:252 прекращено.

05.07.2019 администрацией поселения на официальном сайте в сети Интернет http://www.karymskoe.ru в разделе «Градостроительная деятельность» размещено объявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:252 для строительства здания для детей от 1,5 до 3 лет. В связи с поступлением единственной заявки 06.08.2019 между администрацией поселения (арендодатель) и ООО «Маяк» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого последнему в аренду предоставлен земельный участок, площадью
6 403 кв.м, с кадастровым номером 75:08:100156:252, по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт.Карымское, ул. Лесная, участок № 1, для строительства здания
для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации
МДОУ «Детский сад «Малыш». Срок действия договора – 3 года. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 16.08.2019.

В период заключения договора аренды от 06.08.2019 между министерством и администрацией района подписано Соглашение № 76620000-1-2019-007, по условиям которого из бюджета Забайкальского края в 2019-2021 годах бюджету муниципального района «Карымский район» предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках Подпрограммы № 225. Общий размер субсидий согласно Соглашению № 76620000-1-2019-007, предоставляемой из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Карымский район» в 2019 году, составил 30 195 000 рублей. В Приложении № 2 к Соглашению № 76620000-1-2019-007 в графе «Наименование объекта капитального строительства» указано МДОУ «Детский сад «Малыш», в графе «Местонахождение» – Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, д. 16, в графе «Направление инвестирования (строительство, проектно-изыскательские работы, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение)» – приобретение.

Постановлением администрации поселения № 561 от 28.10.2019 зданию для детей от 1,5 до 3-х лет в составе МДОУ «Детский сад «Малыш», расположенному на земельном участке с кадастровым номером 75:08:100156:252, присвоен адрес: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16, строение 1.

11.11.2019 между ООО «Маяк» и ИП ФИО4 подписано соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 06.08.2019, о чем получено соответствующее согласие администрации поселения от 08.11.2019. Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 19.11.2019.

21.11.2019 администрация поселения выдала ИП ФИО4 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 92-RU92511102-6-2019.

22.11.2019 Комитетом по управлению имуществом на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0391300020119000024 о проведении электронного аукциона «Приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края». По результатам закупки 12.12.2019 между комитетом по управлению имуществом (заказчик) и ИП ФИО4 (продавец), подавшим единственную заявку, заключен муниципальный контракт № 13 ИКЗ: 193750800613275080100100140016810412 на приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в
пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края. По передаточному акту
от 17.12.2019 ИП ФИО4 передал в муниципальную собственность нежилое здание общей площадью 421,8 кв.м, расположенное по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, дом 16, строение 1.

Соглашением от 04.02.2020 договор аренды земельного участка, заключенный между администрацией поселения и ИП ФИО4, расторгнут.

По итогам проведенной проверки поступивших материалов 26.06.2020 антимонопольным органом в отношении администрации поселения, ООО «Маяк» и ИП ФИО4 возбуждено дело № 075/01/16-377/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ.

По результатам рассмотрения данного дела управление пришло к выводу о наличии нарушений антимонопольного законодательства в совокупности изложенных выше действий администрации поселения, ООО «Маяк», ИП ФИО4, комитета образования, комитета по управлению имуществом и министерства, результатом чего явился факт обхода конкурентных процедур.

Решением № 02-05-1499 от 26.03.2021 по делу № 075/01/16-377/2020 антимонопольный орган признал администрацию поселения, ООО «Маяк»,
ИП ФИО4, комитет образования, комитет по управлению имуществом и министерство нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ (пункт 1); предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства принято не выдавать (пункт 2); передать материалы дела должностному управления для привлечения виновных лиц к административной ответственности (пункт 3).

Не согласившись с данным решением антимонопольного органа в части признания их нарушившими положения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, комитет образования и министерство обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенное управлением решение является законным, не нарушает права и законные интересы комитета образования и министерства.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующее решение. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанное решение от обязанности доказывания оснований своих требований.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17); под соглашением следует понимать договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).

При этом перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, не является исчерпывающим и относит к таковым любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, по смыслу изложенных законоположений действующим законодательством прямо запрещены любые договоренности в письменной или устной форме, направленные на ограничение конкуренции, а наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что совокупность действий администрации поселения, ООО «Маяк», ИП ФИО4, комитета образования, комитета по управлению имуществом и министерства по заключению 06.08.2019 администрацией поселения с ООО «Маяк» договора аренды земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:252, заключению соглашения от 11.11.2019 о передаче прав и обязанностей арендатора от ООО «Маяк» к ИП ФИО4, осуществлению последним мероприятий по строительству на указанном земельном участке здания детского сада еще до заключения договора аренды земельного участка от 06.08.2019 и выдаче администрацией поселения разрешения на строительство объекта № 92-RU92511102-8-2019 от 18.09.2019, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 92-RU92511102-6-2019 от 21.11.2019, заключению между комитетом по управлению имуществом и ИП ФИО4 муниципального контракта от 12.12.2019 на приобретение в муниципальную собственность здания детского сада, заключению Соглашения № 76620000-1-2019-007 с курированием министерством деятельности администрации района по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет на территории пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края, выразившаяся в целом в согласовании и реализации схемы приобретения в муниципальную собственность здания детского сада посредством образования земельного участка, предоставления его ИП ФИО4 в аренду, строительства последним на данном земельном участке здания детского сада и его последующего выкупа в муниципальную собственность за счет выделенной субсидии, осуществлена с нарушением установленных законом конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

При совокупности вышеизложенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о наличии в действиях, в том числе комитета образования и министерства, нарушений пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ и, как следствие, законности оспариваемого решения, отсутствия нарушения прав и законных интересов указанных лиц, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.

Доводы министерства о том, что в его действиях отсутствуют нарушения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, а выводы судов об обратном являются ошибочными, отклоняются судом округа, поскольку представленными в материалы дела и получившими надлежащую судебную оценку доказательствами подтверждено, что именно министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках Подпрограммы № 225; знало, каким образом осуществляется реализация положений Подпрограммы № 225 на территории Карымского района Забайкальского края; направляло и контролировало действия администрации района в рамках реализации данного проекта; осуществляло намеренные действия, направленные на финансирование именно выкупа в муниципальную собственность здания детского сада на территории пгт. Карымское, начатые до момента строительства, ввода в эксплуатацию и регистрации права собственности ИП ФИО4 на такой объект, к тому же в полном объеме соответствующий условиям ранее заключенного Соглашения № 76620000-1-2019-007, в связи с чем в непосредственной связи с комитетом образования и иными заинтересованными лицами принимало участие в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных
от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287
АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года по делу № А78-4520/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 11 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.Н. Левошко

А.И. Рудых

М.М. Шелёмина