Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-4521/2022
«06» октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Корзовой Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2022 года по делу №А78-4521/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от ИП ФИО1: ФИО2- представитель по доверенности от 10.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба, РСТ Забайкальского края) о признании незаконными действий:
- по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомления с запрошенной информации, из числа поименованных в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 8;
- по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для регионального оператора ООО «Олерон+»;
- в целях восстановления прав и законных интересов обязать повторно рассмотреть заявление от 16.02.2022 и в случае отказа в предоставлении возможности ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы и дачи мотивированного ответа, с указанием оснований из числа поименованных в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 8, предоставить заявителю или его представителю возможность ознакомления с тарифными делами по установлению единого тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы.
Определением от 08 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Олерон +».
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2022 года по делу №А78-4521/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2022 года по делу №А78-4521/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, вывод суда о законности действия заинтересованного лица по принятию решения об отказе предпринимателю в ознакомлении с тарифным делом не подтвержден соответствующими нормами нормативных актов Забайкальского края, которыми был бы установлен порядок предоставления пользователям информации возможности получить информацию в порядке ст. 17 ФЗ №8 и установлены основания для такого отказа. Заявитель указывает, что при отсутствии у пользователя информацией доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" его право на ознакомление с полным объемом документированной информации о деятельности государственного органа обеспечивается исключительно путем предоставления уполномоченным органом документированной информации для ознакомления по запросу (устному или письменному).
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 26.08.2022.
Заинтересованное лицо, третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16 февраля 2022 года в адрес РСТ Забайкальского края от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступил запрос, согласно которого в порядке Федерального закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заявитель просил предоставить возможность ознакомиться с тарифными делами по ООО «Олерон+» за 2020, 2021 и 2022 годы.
Решением, формализованном в письме №06/1400 от 17.03.2022 РСТ Забайкальского края отказано в предоставлении возможности ознакомиться с тарифными делами, со ссылкой на п.14 Правил регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Заявитель, полагая, что РСТ нарушен Федеральный закон №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации) в части отказа в предоставлении информации, обратился в суд с настоящими требованиями.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст.200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16.05.2017 (далее - Положение), РСТ является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по государственному управлению и регулированию цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), в сфере, в том числе регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
Согласно п.п.13.2.27 и 13.2.30 Положения, к полномочиям Службы относится, принятие нормативных актов об утверждении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Заявление предпринимателя мотивировано тем, что действия по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для отказа в предоставлении для ознакомления с запрошенной информацией, из числа поименованных в статье 20 Закона №8-ФЗ и действия по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для регионального оператора ООО «Олерон+», противоречат нормам статей 19, 20 Закона об обеспечении доступа к информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об обеспечении доступа к информации информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, информация о деятельности Службы имеется на официальном сайте органа исполнительной власти rst.75.ru в разделах, в которых размещается информация о мероприятиях (действиях), реализуемых органом исполнительной власти в целях соблюдения принципов открытости и доступности информации. Сайт содержит разделы «О службе», «Раскрытие информации», «План работы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края», «Публичные слушания», «Деятельность» и др.
Судом первой инстанции по материалам дела, в том числе, из содержания запроса заявителя установлено, что, последним запрошены не сведения о деятельности государственного органа, а материалы тарифного дела, положенные в основу принятых нормативных актов.
При этом, на сайте Службы в разделе «Документы» - «Приказы и решения» размещена информация об основных показателях расчета тарифов, отраженных в протоколах заседания Правления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 564 утверждены стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Стандарты), в соответствии с пунктом 1 которых настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации).
В число регулируемых организаций в целях применения Стандартов включены как операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система; ИАС).
Согласно пункту 6 Стандартов раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Операторы по обращению с ТКО должны раскрывать информацию о своей деятельности не в связи с требованием органа регулирования, не для органа регулирования, а в целях обеспечения прозрачности своей деятельности, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Размещение информации в информационно-аналитической системе осуществляется в соответствии с формами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов, уполномоченные руководителем представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, вправе на основании письменного ходатайства получать информацию о ходе рассмотрения предложения об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода рассмотрения предложения до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
Таким образом, суд первой инстанции верно посчитал, что Служба действовала в пределах своих полномочий, ответ на запрос содержит ссылку на п.14 Правил регулирования тарифов, который и явился основанием для отказа заявителю в предоставлении истребованных материалов. При этом заявитель не лишен возможности ознакомиться на сайте регионального оператора с его деятельностью, в случае такой необходимости.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы со ссылками на Федеральный закон №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов», в соответствие с котором ИП ФИО1 М. имеет статус пользователя информацией, подлежат отклонению, поскольку как уже было указано выше испрашиваемая информация к деятельности государственных органов не относится. Доводы жалобы об обратном не основаны на нормах закона и противоречат вышеприведенному правовому регулированию.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно посчитал, что действия Службы, произведенные в соответствии с положениями соответствующих правил, не нарушают права и законные интересы заявителя, иного последним не доказано. В связи с чем, судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований предпринимателя правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2022 года по делу №А78-4521/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Д.В.Басаев
Н.А.Корзова