Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-5725/2021
«06» октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Корзовой Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года по делу №А78-5725/2021 по заявлению Министерства образования и науки Забайкальского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокуратура Газимуро-Заводского района Забайкальского края, общество с ограниченной ответственностью «Звезда» (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Правительство Забайкальского края, Администрация сельского поселения «Газимуро-Заводское» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от УФАС по Забайкальскому краю: ФИО2- представитель по доверенности от 10.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
установил:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – Забайкальское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным (незаконным) решения от 25 марта 2021 года по делу № 075/01/16-376/2020 в части признания Министерства образования и науки Забайкальского края нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Газимуро-Заводского района Забайкальского края (далее – прокуратура), общества с ограниченной ответственностью «Звезда» (далее – ООО «Звезда», Общество), индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1, предприниматель), Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» (далее – Администрация района), Правительства Забайкальского края (далее – Правительство), Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» (далее – Администрация поселения) и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – УМВД России по Забайкальскому краю).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года по делу №А78-5725/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствие с соглашением у Министерства отсутствуют обязанности, полномочия в части: строительства, осуществления строительного надзора, земельных правоотношений, а также контроля за исполнением антимонопольного законодательства в сфере строительства, земельных правоотношений, конкурсных процедур при осуществлении торгов, являющихся в рамках заключенных договоров, прерогативой Администрации, ООО «Звезда», ИП ФИО1; Министерство не является стороной и субъектом указанных правоотношений. Разрешение указанного круга вопросов входит в сферу деятельности органов местного самоуправления, самостоятельных в своих действиях в пределах предусмотренных полномочий. Министерство не имеет полномочий в разрешение указанных вопросов, у Министерства нет административного ресурса, специалистов контролировать иные действия Администрации МР «Газимуро-Заводский район», оно не могло, и не должно было контролировать исполнение муниципального контракта, правильность оформления земельных правоотношений и соблюдение антимонопольного законодательства вне рамок соглашения. Министерство не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 03.09.2022.
Ответчик, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель УФАС по Забайкальскому краю в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16 апреля 2020 года в Забайкальское УФАС России от Прокуратуры Газимуро-Заводского района поступили материалы проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в с. Газимурский Завод в рамках реализации национального проекта (т. 2, л.д. 89).
В ходе проверки направленного сообщения антимонопольным органом установлено, что 05 апреля 2019 года в Администрацию района поступило заявление от ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с приложением кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064 (т. 2, л.д. 37-39).
08 апреля 2019 года между Администрацией района и ФИО1 заключен договор № 37 аренды земельного участка (т. 2, л.д. 40-44), по условиям которого предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., расположенный по адресу: <...> (в последующем адрес изменен на ул. Фабричная, 11ж), для строительства детского сада. Срок действия договора – 2 года (до 08 апреля 2021 года).
17 мая 2019 года договор аренды зарегистрирован в установленном порядке (т. 2, л.д. 44).
Впоследствии между Министерством и Администрацией района подписано соглашение от 31 июля 2019 года № 76610000-1-2019-003 (т. 5, л.д. 26-35), по условиям которого из бюджета Забайкальского края в 2019-2021 годах бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 026, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 14 1 Р2 52320, вид расходов 522 в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 225.
Общий размер субсидии по Соглашению № 76610000-1-2019-003, предоставляемой из бюджета Забайкальского края бюджету Газимуро-Заводского района в 2019 году, составил 30 500 000 рублей.
01 октября 2019 года в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – Департамент) поступило заявление ООО «Звезда» о признании объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта (Детский сад) соответствующим критериям, установленным Законом Забайкальского края от 30.06.2015 № 1194-ЗЗК «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без торгов» в целях предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: <...> (т. 2, л.д. 68-69).
Министерством выдано заключение о соответствии названного объекта критериям, установленным Законом № 1194-ЗЗК (т. 4, л.д. 4-5).
В связи с чем, после разъяснений Департамента между Администрацией района и ФИО1 заключено соглашение от 07 октября 2019 года о расторжении договора аренды земельного участка № 37 от 08 апреля 2019 года (т. 2, л.д. 45-48).
Распоряжением Губернатора Забайкальского края № 506-р от 14 октября 2019 года (т. 2, л.д. 128-129) объект «Строительство здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе МДОУ «Газимуро-Заводский детский сад» на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: <...>, признан соответствующим критериям отнесения его к объекту социально-культурного и коммунально-бытового значения, установленному пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Законом № 1194-ЗЗК. Администрации района поручено заключить с ООО «Звезда» договор аренды земельного участка без торгов в целях размещения объекта в порядке, установленном действующим законодательством.
14 октября 2019 года между Администрацией района и ООО «Звезда» заключен договор аренды земельного участка № 92 (т. 2, л.д. 130-139), в соответствии с которым Обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., местоположение: <...>, с видом разрешенного использования «для строительства детского сада». Срок действия договора – по 14 сентября 2020 года.
25 октября 2019 года договор аренды зарегистрирован в установленном порядке (т. 2, л.д. 139).
Дополнительным соглашением от 07 ноября 2019 года к указанному договору аренды скорректированы сроки исполнения договора – по 01 ноября 2020 года включительно (т. 2, л.д. 140-141).
29 октября 2019 года между ООО «Звезда» и ФИО1 по согласованию с Администрацией района заключен договор переуступки права аренды земельного участка (т. 2, л.д. 142-147).
22 ноября 2019 года Администрация района выдала предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 92-506303-02-2019 (т. 3, л.д. 51-52).
03 декабря 2019 года уполномоченным учреждением – ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0891200000619013476 о проведении электронного аукциона «Приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятии по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для нужд Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» (т. 3, л.д. 65).
В связи с отсутствием заявок аукцион признан несостоявшимся (т. 3, л.д. 69).
На основании положений пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 23 декабря 2019 года между Администрацией района (заказчик) и ФИО1 (продавец) заключен муниципальный контракт № 2/12-2019 (ИКЗ: 1937504000549750401001005500016810414) (т. 3, л.д. 34-44) на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для размещения детской образовательной организации общего типа, расположенного по адресу: ул. Фабричная, дом 11ж, с. Газимурский Завод, Газимуро-Заводского района, Забайкальского края.
По передаточному акту от 23 декабря 2019 года (т. 3, л.д. 43) предприниматель передал в муниципальную собственность нежилое здание, общей площадью 392,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
По результатам проведенной проверки поступивших материалов антимонопольным органом в отношении Администрации района, ООО «Звезда» и ФИО1 возбуждено дело № 075/01/16-376/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), о чем издан приказ от 26 июня 2020 года № 83 (т. 2, л.д. 27).
Определением от 26 июня 2020 года (т. 2, л.д. 32-33) к участию в деле в качестве заявителя привлечена Прокуратура Газимуро-Заводского района.
Определениями от 10 августа и 16 ноября 2020 года, от 21 января 2021 года (т. 3, л.д. 10-13, 90-92; т. 4, л.д. 18-20) в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство, Министерство, Администрация поселения и УМВД России по Забайкальскому краю.
В ходе рассмотрения дела Забайкальское УФАС пришло к выводу о наличии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации района, ООО «Звезда», ФИО1 и Министерства в части заключения Администрацией поселения с ФИО1 муниципального контракта № 2/12-2019 на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, заключения договора от 08 апреля 2019 года между Администрацией района и ФИО1 № 37 аренды земельного участка, сдачи в аренду земельного участка, на котором будет возведен объект недвижимого имущества, ФИО1, который является одновременно директором юридического лица – ООО «Звезда», с кем и заключен муниципальный контракт № 2/12- 2019 на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества; заключения договора переуступки права аренды земельного участка, между ООО «Звезда» и ИП ФИО1, при отсутствии конкурсных процедур по отбору подрядчика для работ по строительству конкретного объекта и приобретение впоследствии по рассматриваемому муниципальному контракту этого самого объекта – нежилого здания в составе МБДОУ «Газимуро-Заводский детский сад», выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при незавершенных на объекте работах; заключении дополнительного соглашения между Министерством и Администрацией района от 24 декабря 2019 года уже после заключения муниципального контракта и изменения Министерством направления инвестирования со строительства на приобретение с предварительным курированием деятельности Администрации района, результатом чего явился факт обхода конкурентных процедур.
Решением от 07 апреля 2021 года № 02-05-1741 (резолютивная часть объявлена 25 марта 2021 года, т. 1, л.д. 29-43) комиссия Забайкальского УФАС признала Администрацию района, ООО «Звезда», ФИО1 и Министерство нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (пункт 1); предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства решено не выдавать (пункт 2) и передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС для привлечения виновных лиц к административной ответственности (пункт 3).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в части нарушения положений пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд полагает, что требования Министерства могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Забайкальского УФАС закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Министерства удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В развитие приведенного конституционного нормоположения Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона о конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В этой связи антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе; проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 1, подпункт д) пункта 2, пункты 3.2 и 11 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции также установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
- действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Совершение лицами, указанными в части 1 названной статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением (часть 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2) разъяснено, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 апреля 2020 года в Забайкальское УФАС России от прокуратуры Газимуро-Заводского района поступили материалы проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в с. Газимурский Завод в рамках реализации национального проекта (т. 2, л.д. 89).
В ходе проверки направленного сообщения антимонопольным органом установлено, что 05 апреля 2019 года в Администрацию района поступило заявление от ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с приложением кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064 (т. 2, л.д. 37-39).
08 апреля 2019 года между Администрацией района и ФИО1 заключен договор № 37 аренды земельного участка (т. 2, л.д. 40-44), по условиям которого предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., расположенный по адресу: <...> (в последующем адрес изменен на ул. Фабричная, 11ж), для строительства детского сада. Срок действия договора – 2 года (до 08 апреля 2021 года).
17 мая 2019 года договор аренды зарегистрирован в установленном порядке (т. 2, л.д. 44).
01 октября 2019 года в Департамент поступило заявление ООО «Звезда» о признании объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта (Детский сад) соответствующим критериям, установленным Законом Забайкальского края от 30.06.2015 № 1194-ЗЗК «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социальнокультурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без торгов» в целях предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: <...> (т. 2, л.д. 68-69).
Министерством выдано заключение о соответствии названного объекта критериям, установленным Законом № 1194-ЗЗК (т. 4, л.д. 4-5).
В связи с чем, после разъяснений Департамента между Администрацией района и ФИО1 заключено соглашение от 07 октября 2019 года о расторжении договора аренды земельного участка № 37 от 08 апреля 2019 года (т. 2, л.д. 45-48).
Распоряжением Губернатора Забайкальского края № 506-р от 14 октября 2019 года (т. 2, л.д. 128-129) объект «Строительство здания для детей от 1,5 до 3-х лет в составе МДОУ «Газимуро-Заводский детский сад» на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: Забайкальский край, ГазимуроЗаводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 11ж, признан соответствующим критериям отнесения его к объекту социально-культурного и коммунально-бытового значения, установленному пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Законом № 1194-ЗЗК. Администрации района поручено заключить с ООО «Звезда» договор аренды земельного участка без торгов в целях размещения объекта в порядке, установленном действующим законодательством.
14 октября 2019 года между Администрацией района и ООО «Звезда» заключен договор аренды земельного участка № 92 (т. 2, л.д. 130-139), в соответствии с которым Обществу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., местоположение: <...>, с видом разрешенного использования «для строительства детского сада». Срок действия договора – по 14 сентября 2020 года.
25 октября 2019 года договор аренды зарегистрирован в установленном порядке (т. 2, л.д. 139).
Дополнительным соглашением от 07 ноября 2019 года к указанному договору аренды скорректированы сроки исполнения договора – по 01 ноября 2020 года включительно (т. 2, л.д. 140-141).
29 октября 2019 года между ООО «Звезда» и ФИО1 по согласованию с Администрацией района заключен договор переуступки права аренды земельного участка (т. 2, л.д. 142-147).
В тоже время согласно положениям пункта 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В свою очередь, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и такой перечень не содержит указания на возможность предоставления участка физическому лицу либо индивидуальному предпринимателю для строительства нового объекта.
Таким образом, в силу положений статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается передача органами местного самоуправления земельных участков из публичной собственности без осуществления публичных процедур, соблюдение которых направлено на расширение доступа участников рынка строительства к земельным участкам и является основой эффективного их использования и развития конкуренции.
Предоставление земельного участка для строительства одному из претендентов без осуществления публичных процедур является передачей имущества в приоритетном порядке и создает дискриминационные условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы приобрести их в аренду на общих условиях при проведении аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом (пункт 4 статьи 39.13 Земельного кодекса).
На сегодняшний день соответствующий федеральный закон не принят.
До дня вступления в силу указанного закона положения статьи 39.13 Земельного кодекса не применяются в силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем в настоящее время подготовка и организация аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, на основании пункта 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации: о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствие со статьей 447 Гражданского кодекса и статья 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукционы в электронной форме относят к конкурентным способам определения поставщиков.
С учетом приведенных разъяснений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае предоставление Администрацией района земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., местоположение: <...>, с видом разрешенного использования «для строительства детского сада», предпринимателю (с учетом произведенной уступки прав и обязанностей по договору аренды), не соответствует положениям земельного и антимонопольного законодательства.
При этом суд первой инстанции правильно отклонил доводы Министерства об отсутствии у последнего полномочий в части распоряжения определенным для строительства земельным участком и влияния на результаты проведения такой процедуры, как не опровергающие наличие согласованных действий, связанных с курированием деятельности органов местного самоуправления Газимуро-Заводского района по созданию дополнительных мест для детей, результатом чего и явился факт обхода конкурентных процедур.
Апелляционный суд также приходит к выводу, что заявителю, как и иным заинтересованным лицам в рамках антимонопольного дела, было достоверно известно, что для реализации мероприятий по созданию дополнительных мест для детей совершены действия по приобретению объекта капитального строительства, который фактически отсутствует и только будет построен.
Антимонопольный орган указал о том, что изначально (при формировании спорного земельного участка) органами местного самоуправления Газимуро-Заводского района предполагалось предоставление участка именно предпринимателю ФИО1, являющемуся одновременно генеральным директором и единственным учредителем ООО «Звезда».
Об этом также свидетельствует факт выдачи 16 октября 2019 года Администрацией района предпринимателю (а не Обществу) разрешения на строительство № 92-506303-09- 2019 объекта капитального строительства: здание для детей от 1,5 до 3-х лет в составе дошкольной образовательной организации Газ-Заводский детский сад на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064 (т. 3, л.д. 50).
В то время как права и обязанности по договору аренды спорного земельного участка были переуступлены Обществом предпринимателю только 29 октября 2019 года.
Уже 22 ноября 2019 года (то есть через один месяц с момента выдачи разрешения на строительство) Администрация района выдала предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 92-506303-02-2019 (т. 3, л.д. 51-52).
Таким образом, строительство здания детского сада на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064 фактически осуществлялось ФИО1
Судом первой инстанции также установлено, что 01 октября 2019 года в Департамент поступило заявление ООО «Звезда» о признании объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта (Детский сад) соответствующим критериям, установленным Законом Забайкальского края № 1194-ЗЗК в целях предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: <...> (т. 2, л.д. 68-69).
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 1194-ЗЗК соответствие объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям, установленным частью 1 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Так, постановлением Правительства Забайкальского края от 02.09.2016 № 373 утвержден Порядок проверки соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Забайкальского края от 30 июня 2015 года № 1194-ЗЗК «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, муниципальной собственности, и земельных участков на территории Забайкальского края, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» (далее – Порядок № 373).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка № 373 уполномоченный орган (Департамент) в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов, а также получения документов, запрашиваемых в порядке информационного взаимодействия, обеспечивает их рассмотрение на предмет соответствия требованиям по комплектности и оформлению, установленным пунктами 2, 3 настоящего Порядка (далее – установленные требования), и в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, установленным требованиям направляет их в исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложена координация и регулирование деятельности в отрасли (сфере управления), в которой предполагается использовать размещаемый на земельном участке объект (реализуемый проект), для подготовки заключений о соответствии (несоответствии) объектов (проектов) критериям, установленным Законом края.
Органы, указанные в подпунктах «а», «б», «в» подпункта 2 пункта 7 настоящего Порядка, в течение 10 календарных дней со дня поступления к ним документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 настоящего Порядка: 1) рассматривают заявление и документы; 2) направляют в уполномоченный орган соответствующие заключения, подготовленные с учетом требований, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка № 373).
Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня получения всех необходимых заключений органов, указанных в подпунктах «а», «б», «в» подпункта 2 пункта 7 настоящего Порядка, либо со дня получения Соглашения или заключения, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, подготавливает и вносит на рассмотрение в установленном порядке проект распоряжения Губернатора Забайкальского края (в случаях поступления заключений о признании объекта (проекта) соответствующим критериям, установленным Законом края, либо подписания Соглашения с заявителем и отсутствия оснований для отказа в предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка, установленных Земельным кодексом Российской Федерации), направляет заявителю письменное уведомление об этом (подпункт 1 пункта 11 Порядка № 373).
Из материалов дела следует, что Департамент, получив заявление ООО «Звезда» о признании объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабного инвестиционного проекта (Детский сад) соответствующим критериям, установленным Законом Забайкальского края № 1194-ЗЗК в целях предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 75:05:160101:1064, направил заявление Общества с приложенными документами в Министерство, как орган исполнительной власти Забайкальского края, на который возложена координация и регулирование деятельности в сфере образования, в которой предполагается использовать размещаемый на земельном участке масштабный инвестиционный проект (Детский сад), для подготовки заключения о соответствии (несоответствии) такого проекта критериям, установленным Законом № 1194-ЗЗК.
В свою очередь, Министерство, ознакомившись с поступившими документами, выдало заключение о соответствии представленного ООО «Звезда» объекта критериям, установленным Законом № 1194-ЗЗК (т. 4, л.д. 4-5).
Названные обстоятельства сторонами не оспорены.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Министерству еще в октябре 2019 года было известно о планируемом к строительству объекте капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», одним из направлений (подпрограммой) которой является «Содействие развитию дошкольного и общего образования» путем обеспечения повышения доступности и качества общего образования в Российской Федерации за счет создания к 2025 году новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Названным постановлением также утверждено Приложение № 14(2) «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Правила № 14(2), в редакции, действовавшей в спорный период), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет», входящего в состав национального проекта «Демография»), связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – дошкольные организации), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее соответственно – региональные программы, региональные проекты, субсидии).
Субсидии предоставляются в целях реализации региональных программ (региональных проектов), которые включают в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий (пристроек к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, проектная документация по которым разработана с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), а также предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на оказание финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации региональной программы (регионального проекта) (пункт 2 Правил № 14(2)).
Для определения потребности субъектов Российской Федерации в субсидии и готовности создавать дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях Министерство просвещения Российской Федерации направляет запрос в субъекты Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации формируют и направляют в Министерство просвещения Российской Федерации перечни предлагаемых к софинансированию из федерального бюджета объектов по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях (далее – объекты). Указанные перечни представляются по форме и в сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации.
На основании полученных сведений Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет расчет размеров субсидий для направления в субъекты Российской Федерации (пункт 4 Правил № 14(2)).
В пункте 9 Правил № 14(2) установлено, что в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении в дополнение к положениям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий предусматриваются следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) направление субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъекте Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях, реализуемых в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил;
б) в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях – обеспечение создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет не менее необходимого количества путем строительства, реконструкции, выкупа, перепрофилирования, капитального ремонта, поддержки государственно-частного партнерства, исполнения обязательств по концессионным соглашениям в период действия соглашения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
в) использование проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;
г) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения (с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») за строительством, приобретением (выкупом) объектов, софинансируемых за счет субсидии;
д) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной правовым актом субъекта Российской Федерации региональной программы (регионального проекта), включающей в себя мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет путем реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта, в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что в соответствии с указанной Программой национальный проект в 2019 году возможно было реализовать двумя самостоятельными способами:
- строительство здания детского сада, путем проведения конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и определения подрядной организации на строительство здания;
- приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в том числе помещений, встроенных в жилые дома и встроенно-пристроенных (или пристроенных), путем проведения конкурсных процедур на покупку здания, приспособленного под детский сад.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес глав муниципальных районов направлено письмо Министерства от 19 августа 2018 года № 9322 (т. 6, л.д. 42), в котором Министерство в срок до 20 сентября 2018 года просило представить информацию о планируемых на период 2019-2021 годов мероприятиях по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) образовательных организаций по прилагаемой форме.
В письме № 188/2 от 21 сентября 2018 года (т. 6, л.д. 45-46) Администрация района сообщила Министерству о планируемых на указанный период мероприятиях и в приложенной форме указала объект – МБДОУ «Газимуро-Заводский детский сад», Газимурский Завод, ул. Фабричная, 12; механизм создания мест – выкуп, год начала реализации мероприятия – 2019; срок окончания реализации мероприятия – 2020.
Письмом № 225/5 от 27 ноября 2019 года (т. 6, л.д. 66) Администрация района направила Министерству информацию о том, что заявка на участие в мероприятиях национального проекта «Демография» на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет подана по адресу действующего детского сада в с. Газимурский Завод: <...>. После межевания участка под строительство здания для МДОУ ГазЗаводский детский сад ему был присвоен адрес: 673630, <...>.
При этом еще в письме от 25 апреля 2019 года № 4838 (т. 6, л.д. 35-40), адресованном Директору федерального государственного бюджетного учреждения Дирекция «Школа-2025», Министерство просило изменить приложение № 1 «Перечень результатов регионального проекта в целях софинасирования которых предоставляется субсидия» к соглашению, заключенному между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Забайкальского края, от 07 февраля 2019 года № 073-09- 2019-030 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края бюджету субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
В направленном к данному письму приложении (в пункте 8) Министерством приведена следующая информация по Газимуро-Заводскому району: адрес объекта и наименование – «МБДОУ Газ-Заводский детский сад», Забайкальский край, ГазимуроЗаводский район, с. Газимурский Завод, ул. Фабричная, 12»; механизм создания мест – «Выкуп».
Таким образом, материалами дела установлено, что Министерству по состоянию на 25 апреля 2019 года уже было известно, что на спорном участке планируется создание дополнительных мест для детей путем выкупа соответствующего объекта капитального строительства.
Также судом первой инстанции установлено, что в период заключения еще между Администрацией района и ФИО1 первого договора № 37 аренды земельного участка между Министерством и Администрацией района подписано Соглашение от 31 июля 2019 года № 76610000-1- 2019-003 (т. 5, л.д. 26-35), по условиям которого из бюджета Забайкальского края в 2019-2021 годах бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 026, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 14 1 Р2 52320, вид расходов 522 в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 225.
Общий размер субсидии по Соглашению № 76610000-1-2019-003, предоставляемой из бюджета Забайкальского края бюджету Газимуро-Заводского района в 2019 году, составил 30 500 000 рублей.
В Приложении № 2 к Соглашению № 76620000-1-2019-003 (т. 5, л.д. 36-38) в графе «Наименование объекта капитального строительства» указано МБДОУ «Газ-Заводский детский сад», в графе «Местонахождение» – <...>, в графе «Направление инвестирования (строительство, проектно-изыскательские работы, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение)» – строительство.
То есть в июле 2019 года Министерству уже было известно о строительстве пристройки к детскому саду в <...>, на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064.
В пункте 4.2.1 Соглашения № 76620000-1-2019-003 установлено, что Министерство вправе запрашивать у муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии.
Муниципалитет в соответствии с пунктами раздела 4.3 Соглашения № 76620000-1- 2019-003 обязуется, в том числе, обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии (пункт 4.3.1); обеспечивать исполнение требований пунктов 16-18 Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (пункт 4.3.2); обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа отчетов о расходах бюджета района, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, о достижении значения показателей результативности (пункт 4.3.4).
В случае получения запроса обеспечивать предоставление в Министерство документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с использованием средств субсидии (пункт 4.3.5).
Согласно пункту 4.3.7 муниципалитет обязан выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления и расходования субсидий и настоящим Соглашением, в том числе обеспечивать 24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» за объектами строительства, на софинансирование расходов которых направляется субсидия (пункт 4.3.7.3).
Суд первой инстанции верно отметил, что аналогичные положения предусмотрены в соглашении о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019 году от 20 декабря 2019 года № 6-1077-19 (т. 5, л.д. 107-112), заключенном Министерством с Администрацией района, что также соответствует приведенным ранее положениям Правил № 14(2).
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что именно Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта «Демография», в частности, контроль за действиями Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» в рамках реализации данного проекта.
В письмах от 30 апреля 2019 года № 5111 и от 01 августа 2019 года № 9334 (т. 6, л.д. 132-133), направленных главам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, Министерство просило представлять отчеты о проделанной работе на 15 и 30 число каждого месяца 2019 года по прилагаемой форме, с приложением пакета документов, указываемых в таблице, в формате PDF и фотоотчета по объектам, начатым строительством.
Однако соответствующую отчетность Администрация района в Министерство не направляла, что неоднократно было подтверждено заявителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При этом доводы Министерства о том, что требование относительно представления отчетности касалось только строящихся объектов, в то время как механизм создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в с. Газимурский Завод предполагал выкуп объекта капитального строительства, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку Министерству, с учетом приведенных выше обстоятельств, изначально было известно о том, что спорный объект фактически отсутствует и только будет построен.
К тому же (как отмечалось ранее), в письме № 225/5 от 27 ноября 2019 года (т. 6, л.д. 66) Администрация района направила Министерству информацию о том, что заявка на участие в мероприятиях национального проекта «Демография» на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет подана по адресу действующего детского сада в с. Газимурский Завод: <...>. После межевания участка под строительство здания для МДОУ Газ-Заводский детский сад ему был присвоен адрес: 673630, <...>.
В рамках рассмотрения аналогичного дела № А78-4520/2021 арбитражным судом установлено, что в письме Министерства от 22 ноября 2019 года № 15013, направленном главам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (в том числе, и в Газимуро-Заводский район, что заявителем по существу не оспорено) указано, что во исполнение поручения Губернатора Забайкальского края Министерство направляет согласованный план действий для обеспечения сдачи объектов, приобретаемых в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ в рамках реализации НЦ «Демография», с приложением таблицы «План-график согласованных действий по приобретению готовых объектов в рамках реализации НЦ «Демография». Данная таблица определяет последовательность конкретных действий для Заказчиков – глав администраций МР, муниципальных служб по осуществлению закупок для муниципальных нужд, руководителей подрядных организаций и прочих лиц.
В частности, должны быть произведены следующие действия:
- анализ рынка, определение начальной максимальной цены контракта по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: с 15 по 22 ноября 2019 года;
- регистрация права собственности предполагаемых поставщиков на построенные объекты; исполнители: руководители подрядных организаций, главы администраций муниципальных районов; сроки исполнения: до 25 ноября 2019 года;
- размещение в системе ЕИС извещения о проведении конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: 25 ноября 2019 года;
- проведение конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд, ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок»; сроки исполнения: не позднее 10 декабря 2019 года;
- предоставление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение в Министерство; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: не позднее 20 декабря 2019 года;
- направление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение в Министерство финансов Забайкальского края после проверки соответствия нормативным требованиям Министерством образования; исполнители: Министерство; сроки исполнения: 23 декабря 2019 года;
- осуществление финансовых операций по оплате; исполнители: Министерство финансов Забайкальского края, главы администраций и финансовые службы муниципальных районов; сроки исполнения: до 27 декабря 2019 года.
Руководствуясь приведенным алгоритмом действий, Администрация района выдала предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 92-506303-02- 2019 от 22 ноября 2019 года (т. 3, л.д. 51-52).
03 декабря 2019 года уполномоченным учреждением – ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0891200000619013476 о проведении электронного аукциона «Приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятии по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования для нужд Администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» (т. 3, л.д. 65).
При этом согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (размещено в составе документации электронного аукциона, т. 3, л.д. 87) Администрация района для приобретения нежилого здания для размещения детского сада на 36 мест (две групповые ячейки для детей раннего возраста по 18 мест каждая) указала цену, соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств 45 782 560 руб.
Расчет приведенной начальной (максимальной) цены контракта производился Администрацией района путем использования метода сопоставимых рыночных цен, со слов заказчика, запросы коммерческих предложений трем субъектам. Однако обоснование выборки лиц, кому направлялись запросы не предоставлено, отсутствуют указания на мотивы избрания конкретных субъектов, которым направлялись устные запросы.
Суд первой инстанции также обоснованно посчитал, что такие запросы искусственно направлялись в адрес нескольких хозяйствующих субъектов в целях формального соблюдения процедуры закупки и расчета начальной максимальной цены контракта. Фактически же цена определялась и сводилась к тому, чтобы она соответствовала цене, которая определена с учетом состояния готовности здания детского сада (пристройки), построенного конкретным предпринимателем, а также в целях полного использования выделенных бюджетных средств (субсидии) на 2019 год
О строительстве здания дошкольного образовательного учреждения (пристройки) исключительно в целях исполнения муниципальным районом «Газимуро-Заводский район» соглашения с Министерством образования также свидетельствует тот факт, что строящееся здание детского сада в полном объеме соответствовало требованиям соглашения и объекту закупки (электронного аукциона № 0891200000619013476).
Поскольку материалами дела подтверждено, а также не оспорено лицами, участвующими в деле, что процесс выделения субсидии происходил в период строительства здания детского сада (пристройки) на земельном участке с кадастровым номером 75:05:160101:1064, площадью 2 805 кв.м., по адресу: <...>, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что в действиях Министерства и Администрации района усматриваются намеренные действия, направленные на финансирование, строительство здания детского сада и последующее его приобретение, начатые до момента ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности ФИО1 на такой объект.
Кроме того, согласно протоколу от 11 декабря 2019 года (т. 3, л.д. 69) электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества в рамках мероприятии по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (14104-ЭА) признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.
24 декабря 2019 года между Министерством и Администрацией района заключено дополнительное соглашение № 76610000-1-2019-003/1 к Соглашению № 76610000-1-2019- 003 (то есть уже после заключения муниципального контракта на приобретение объекта, т. 5, л.д. 46-52), согласно которому в приложения №№ 1 и 2 Соглашения № 76610000-1- 2019-003 внесены изменения: в графе «Тип результат регионального проекта» «Отчет» заменен на «Строительство» (приложение № 1); в графе «Направление инвестирования» «Строительство» заменено на «Приобретение».
То есть денежные средства изначально направлялись на строительство, однако результатом всех действий явилось приобретение объекта.
Судом также установлено, что согласно акту от 20 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 91) комиссией в составе главы муниципального района, председателя Комитета образования района, заведующей МДОУ «Газ-Заводский детский сад» при проведении осмотра нежилого здания, расположенного по адресу: <...>, выявлено следующее: переданный объект недвижимости готов на 95%, не проведены работы по благоустройству территории, внутренние работы. Из внешних работ не произведено благоустройство территории (дорожки, ограждение, укладка плитки, крыльцо), из внутренних работ не выполнены укладка линолеума, электрооборудование, сантехника, перегородки, межкомнатные двери, покраска, шпаклевка (стен, потолка), укладка плитки керамической в столовой. При этом в акте указано, что материалы закуплены и находятся в здании и на складах у подрядчика, срок выполнения данных работ до 31 июля 2020 года.
Вступившим в законную силу решением Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 05 июня 2020 года по делу № 2-118/2020 (т. 6, л.д. 51-57) удовлетворены исковые требования прокуратуры Газимуро-Заводского района, ФИО1 обязан в срок до 31 июля 2020 года завершить работы по муниципальному контракту от 23 декабря 2019 года, а именно: произвести установку сантехники, благоустройство территории, прилегающей к зданию детского сада, осуществить поставку необходимой мебели.
Администрацией района выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, а в последующем приобретено в муниципальную собственность по контракту фактически недостроенное в установленном порядке здание детского сада.
С учетом вышеизложенных установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приведенная ранее определенная последовательность совершения и взаимосвязанность действий Администрации района, ООО «Звезда», ФИО1 и Министерства свидетельствует о наличии между ними согласованных действий, которые привели к ограничению доступа на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.
С учетом изложенного, Забайкальское УФАС обоснованно признало названных лиц нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемом случае обстоятельства установлены при конкурентном рынке, что подтверждено антимонопольным органом (в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке строительства зданий (пристроек) для дошкольного образования на территории городского поселения «Газимуро-Заводское» за 2019 год, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), что свидетельствуют о возможности влияния на конкуренцию и ее устранение при наличии согласованных действий Администрации района, ООО «Звезда», ФИО1 и Министерства.
Апелляционный суд также находит правильными выводы суда первой инстанции, что стороны такого антиконкурентного соглашения осознавали результаты и последствия своих действий, стремились к единообразному воплощению и реализации согласованной схемы. Фактически каждое законное само по себе действие способствовало достижению поставленной цели – освоению выделенной федеральной субсидии сторонами соглашения, что привело к незаконному результату.
При этом ситуация, когда на таком конкурентном рынке как строительство присутствует один покупатель и один продавец, а конечный выгодоприобретатель аффилирован с разработчиками антиконкурентного соглашения противоречит принципам конкуренции. Вместе с тем схема поведения сторон, обусловленная широкими дискреционными полномочиями, позволяющими реализовать государственную программу Забайкальского края «Развитие образования», полностью исключает участие не включенных в ее реализацию экономически заинтересованных хозяйствующих субъектов на рынке строительства.
Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что путем согласованных последовательных действий участников антиконкурентного соглашения в виде согласования и реализации схемы строительства здания (пристройки) детского сада посредством предоставления предпринимателю в аренду земельного участка для строительства такого здания с последующим его выкупом в муниципальную собственность за счет выделенной субсидии, была проигнорирована процедура проведения соответствующих торгов.
Таким образом, ФИО1 получил преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными потенциальными застройщиками зданий детского сада. Такая совокупность действий в итоге привела к устранению значительного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право осуществления строительства спорного объекта.
Доводы Министерства о том, что оно не участвовало в огранивающем конкуренцию соглашении, так как не обладает полномочиями по предоставлению земельных участков, контролю за строительством и выкупу зданий, отклоняются апелляционным судом, поскольку отсутствие указанных полномочий не свидетельствует, с учетом установленных обстоятельств, об отсутствии со стороны Министерства нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности отказа судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Министерства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июля 2022 года по делу №А78-5725/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Ломако
Судьи Д.В.Басаев
Н.А.Корзова