ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-5751/17 от 19.09.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-5751/2017

«5» октября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 5 октября 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.С.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю ФИО1 (доверенность от 09.01.2017),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 июля 2017 года по делу №А78-5751/2017 (суд первой инстанции – Судакова Ю.В.),

установил:

Министерство финансов Забайкальского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – заявитель, Минфин) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, УФК) о признании недействительным представления № 17-1/2 от 16.01.2017 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориального развития Забайкальского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Правительство Забайкальского края, Федеральное агентство водных ресурсов (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 июля 2017 года по делу №А78-5751/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство финансов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

УФК отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 25.08.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Министерство финансов Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Федеральное агентство водных ресурсов, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, УФК по Забайкальскому краю в период с 27 октября 2016 года по 28 ноября 2016 года проведена выездная плановая проверка использования средств Федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и достоверности отчетности о реализации данной программы в отношении Министерства финансов Забайкальского края.

Проверка проводилась на основании приказа руководителя УФК по Забайкальскому краю № 552-о от 20.10.2016 года (т.2, л.д.13-14), который получен Министерством 27.10.2016 года.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», и заключенного между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Забайкальского края Соглашения о предоставлении субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы от мая 2013 года № МС - 51/15 (далее - Соглашение от 29 мая 2013 года № МС - 51/15).

Согласно приложению 1 к указанному соглашению, в перечень объектов, мероприятий, включенных в долгосрочную (федеральную) программу, входит "Стабилизация русловых процессов р. Аргунь (1 -я очередь)" с размером финансирования из федеральных средств равном 87000000 руб., из краевого бюджета - 75000000 руб. (приложения 2, 4, 5), что составляет 51,83 и 48,17 процентов соответственно.

Пунктом 2.4 Соглашения от 29 мая 2013 № МС- 51/15 предусмотрено, что условием предоставления субсидии является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию объектов капитального строительства, на исполнение которых предоставляются субсидии с учетом установленного уровня софинансирования.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в 2015 году:

- не исполнена обязанность по направлению средств бюджета Забайкальского края на финансирование объекта «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь), нарушение в денежном выражении составило 72 765 774,74 руб.

Таким образом, всего финансирование Объекта за счет средств бюджета Забайкальского края в период с 2013 года по 2015 год составило 2 234 224,26 руб.

Строительство Объекта завершено в июле 2015 года, в связи с чем, было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21 июля 2015 года № 75-RU92522000-022- 2015, и составлен акт приемки законченного строительством объекта от 15 мая 2015 года.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 23.11.2016 года (т.2, л.д. 18-31).

Представлением УФК по Забайкальскому краю от 16.01.2017 №17-1/2 Министерству предложено рассмотреть информацию об указанных выше нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения, определен срок принятия мер: 30 календарных дней со дня получения Представления, о результатах исполнения настоящего Представления проинформировать УФК по Забайкальскому краю не позднее 2 дней, с даты исполнения Представления (т.1, л.д.64-66).

Ссылаясь на незаконность оспариваемого представления, а также нарушение прав и законных интересов, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" судом установлено, что проведение казначейством проверки за использованием Министерством средств субсидии из федерального бюджета и софинансирование из бюджета субъекта на финансирование объекта «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь), а также выдача по ее результатам оспариваемого представления осуществлено в пределах предоставленных полномочий.

Согласно статье 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Пунктами 1 и 2 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.

Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.

Пунктом 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, предусмотрено, что предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании Соглашения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 №480, между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Забайкальского края 29.05.2013 подписано Соглашение № 51/15 о предоставлении субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы.

Согласно приложению 1 к указанному соглашению, в перечень объектов, мероприятий, включенных в долгосрочную (федеральную) программу, входит "Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 -я очередь)" с размером финансирования из федеральных средств равном 87000000 руб., из краевого бюджета - 75000000 руб. (приложения 2, 4, 5) что составляет 51,83 и 48,17 процентов соответственно.

Пунктом 2.4 Соглашения от 29 мая 2013 № МС- 51/15 предусмотрено, что условием предоставления субсидии является наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию объектов капитального строительства, на исполнение которых предоставляются субсидии с учетом установленного уровня софинансирования.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, средства субсидии из федерального бюджета в размере 87 000 000 рублей поступили в бюджет Забайкальского края, то есть в полном объеме.

Обязанность по направлению средств бюджета Забайкальского края, на финансирование указанного объекта, была исполнена не в полном объеме и составила за период с 2013 года по 2015 год 2 234 224,26 руб., что на 72 765 774,74 руб. меньше, чем предусмотрено подписанным соглашением № 51/15.

На основании чего Управление пришло к выводу, что в нарушение требований пункта 16 Правил предоставления субсидии N 1050 Министерством не обеспечен уровень софинансирования из федерального бюджета средствами бюджета Забайкальского края.

Порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края, установлен постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 № 121.

Пунктом 2 указанного порядка предусмотрено, что осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке краевой адресной инвестиционной программой (далее - КАИП) и решениями Правительства Забайкальского края, принятыми в соответствии с пунктом 2 статьи 78.2 и пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - решения).

В соответствии с пунктом 9 данного порядка государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю как получателю средств бюджета Забайкальского края, либо в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в пределах средств, предусмотренных КАИП или решениями, на срок, превышающий срок действия утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств.

То есть, Министерство территориального развития Забайкальского края является получателем средств бюджета Забайкальского края.

Суд первой инстанции с учетом положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 №93, исходил из того, что именно Министерство финансов Забайкальского края является уполномоченным органом организующим исполнение расходных обязательств субъекта, который рассматривает предложения иных отраслевых Министерств и составляет проект бюджета края, в связи с чем, оспариваемое представление выдано законно и обоснованно и не нарушает права заявителя.

При этом судом учтено, что из условий Соглашения обязательство возникло у Забайкальского края, следовательно, исполнение обязательств обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти, а в силу п. 18, 23 Положения о порядке формирования и реализации Краевой адресной инвестиционной программы, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.06.2010 № 259, распределение лимитов капитальных вложений по конкретным объектам осуществляется распоряжениями Правительства Забайкальского края по предложениям Министерства, но исключительно в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в законе о бюджете.

Судом также приняты во внимание возражения Министерства территориального развития Забайкальского края от 01.12.2016 г. № 07-14632, которое подтверждает, что им как главным распорядителем бюджетных средств, неоднократно направлялись обращения в адрес Губернатора Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края по увеличению лимита бюджетных ассигнований па капитальные вложения с целью обеспечения софинансирования строительства объекта «Стабилизация русловых процессов р. Аргунь (1 очередь)» за счет средств краевого бюджета.

В частности в материалах дела имеется обращение, адресованное Губернатору Забайкальского края от 28.12.2015 года № 07-14909, с резолюцией губернатора рассмотреть указанное обращение Министерством финансов ЗК.

Поскольку в материалы дела не представлены ответы на указанные обращения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство территориального развития Забайкальского края предпринимало попытки для выделения дополнительных ассигнований из краевого бюджета для оплаты работ по заключенному соглашению.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно оспариваемому представлению, Министерству вменено нарушение части 1 и 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 3, пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996г. № 480, пункта 3.3.4 Соглашения о предоставлении субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы от 29.05.2013г. МС-51/15 за неисполнение обязанности по направлению средств бюджета Забайкальского края на финансирование объекта «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь) на сумму 72,8 млн.руб.

Суд апелляционной инстанции не усматривает из материалов дела нарушений заявителем требований части 1 и 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий.

Пунктом 3.3.4 Соглашения о предоставлении субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы от 29.05.2013г. МС-51/15 предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации направить средства бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 75 000 000 рублей на финансирование объектов капитального строительства согласно приложению №2 к Соглашению.

В судебном заседании представитель УФК пояснила суду апелляционной инстанции, что установленные нарушения свидетельствуют о нерезультативности использования бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Пленум ВАС РФ в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Судом не учтено, что Министерство финансов Забайкальского края осуществляет распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета края на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках утвержденного бюджета на определенный плановый период.

Уполномоченным органом в области реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 27.05.2014г. № 283 "Об утверждении Положения о Министерстве территориального развития Забайкальского края является Минтерразвития Забайкальского края.

Приложением № 13 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета» к Закону Забайкальского края от 23 декабря 2014 № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», приложением № 10 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета» к Закону Забайкальского края от 29 декабря 2015 № 1289-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2016 год» Министерство территориального развития Забайкальского края поименовано в качестве главного распорядителя бюджетных средств.

Так, Законом Забайкальского края от 23.12.2014 № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на строительство объектов общегражданского назначения за счет средств краевого бюджета предусмотрено 247,0 млн. руб., профинансировано - 232,2 млн. руб. (главный распорядитель бюджетных средств Министерство территориального развития Забайкальского края. Согласно распределению бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности на 2015 год, подготовленному по предложениям главным распорядителем бюджетных средств и утвержденному распоряжением Правительства Забайкальского края от 17 февраля 2015 года № 73-р (с учетом внесенных изменений), на объект «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь» (1 очередь)» предусмотрены средства в сумме 1,66 млн. руб., которые в полном объеме перечислены из краевого бюджета Министерству территориального развития Забайкальского края.

Кроме того, согласно п. 8 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года № 121, расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения объектов:

1) главным распорядителем (Министерством территориального развития Забайкальского края), являющимся получателем средств бюджета Забайкальского края;

2) организациями, которым главный распорядитель, осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организации, являющийся государственным заказчиком, передал в соответствии с настоящим Порядком свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Забайкальского края от лица главного распорядителя государственных контрактов.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что согласно п. 7 Порядка составления проекта Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 22.04.2009 № 162, главные распорядители средств бюджета края (Министерство территориального развития Забайкальского края) при составлении проекта бюджета края:

1) ведут реестры расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета края, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств бюджета края, и представляют их в Министерство финансов по форме и в соответствии с рекомендациями, установленными Министерством финансов;

2) представляют в Министерство финансов обоснования бюджетных ассигнований (в том числе предусмотренных на расходы по выплате повышенного районного коэффициента работникам соответствующего государственного органа) бюджета края по соответствующим главным распорядителям средств бюджета края;

3) представляют в Министерство финансов предложения по объему и структуре принимаемых расходных обязательств Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, включающие:

а) проекты законов Забайкальского края, иных нормативных правовых актов Забайкальского края, предлагаемых (планируемых) к принятию или изменению в текущем, очередном годах и плановом периоде, или их концепции (проекты концепций) с указанием решений, на основании которых планируется разработка данных актов, а также пояснительные записки с обоснованием возникновения принимаемых расходных обязательств Забайкальского края;

б) расчеты объемов бюджетных ассигнований бюджета края на исполнение принимаемых расходных обязательств Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период;

4) распределяют проектировки предельных объемов (изменений предельных объемов) бюджетных ассигнований бюджета края на очередной финансовый год, на первый и второй годы планового периода (далее - проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период) в части непрограммных направлений деятельности по разделам, подразделам, целевым статьям (непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов и представляют в Министерство финансов в электронном виде с помощью автоматизированной информационной системы, используемой для планирования и проектирования бюджета края (далее - АИС), и на бумажном носителе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем органа государственной власти Забайкальского края, государственного органа Забайкальского края (главного распорядителя средств бюджета Забайкальского края) или лицом, его официально замещающим, с визой руководителя финансовой службы либо лица, на которое возложены указанные функции) (далее - сопроводительное письмо);

5) представляют в Министерство финансов предложения по вопросам соответствующей сферы деятельности, необходимые для подготовки пояснительной записки к проекту закона о бюджете края с учетом привязки показателей бюджетных ассигнований бюджета края к ожидаемым результатам.

Таким образом, при формировании бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год (и плановый период) главные распорядители бюджетных средств Забайкальского края (Министерство территориального развития Забайкальского края) самостоятельно распределят планируемые предельные объёмы бюджетных ассигнований по мероприятиям государственных программ и непрограммным направлениям деятельности, тогда как иные участники бюджетного процесса, в частности Министерство финансов Забайкальского края, не обладают полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.

Поскольку финансирование из бюджета Забайкальского края осуществляется при наличии расходных обязательств края в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете, исходя из потребностей, определяемых главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с его заявками, возложение ответственности за неисполнение пункта 3.3.4 Соглашения от 29.05.2013г. МС-51/15 с учетом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно на Министерство финансов Забайкальского края суд апелляционной инстанции считает неправомерным. Министерство финансов Забайкальского края не несет ответственности за достижение значений показателей результативности использования средств субсидий в рамках вышеприведенного Соглашения.

Ссылка суда на решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-7204/2016, которым взыскана задолженность по контракту, заключенному на основании соглашения № 51/15 от 29.05.2013, с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.

При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции – отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.

С учетом содержания оспариваемого представления и результатов рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для возложения на Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку такие нарушения устранены самим фактом признания недействительным оспариваемого представления № 17-1/2 от 16.01.2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 июля 2017 года по делу №А78-5751/2017 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, представление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю № 17-1/2 от 16.01.2017 года.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

В.Л. Каминский