ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-6199/2021 от 23.11.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-6199/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,

при участии в судебном заседании представителя Читинской таможни Прохоровой Н.А. (доверенность от 11.01.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2021 года по делу № А78-6199/2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Комтранс» (ОГРН 1162468089750, ИНН 2462048515, далее – ООО «Комтранс», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497, далее – таможенный орган, таможня) о возврате из федерального бюджета излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 13 821 000 рублей в отношении автомобилей-самосвалов, ввезенных по процедуре ИМ-40 «выпуск для внутреннего потребления» по декларациям на товары (далее - ДТ) №№ 10612060/040718/0007909, 10612060/130718/0008251, 10612060/090818/0009324, 10612060/070918/0010281, 10612060/111118/0012456, 10612060/141118/0012616, 10612060/161118/0012686, 10612060/251118/0013096, 10612060/021218/0013386, 10612060/151218/0013937, 10612060/171218/0014039, 10612060/210219/0001349, 10612060/250219/0001461, 10612060/150319/0002171, 10612060/160319/0002221, 10612060/220319/0002480, 10612060/310319/0002916, 10612060/010419/0002923, 10612060/080519/0004793, 10612060/090519/0004819, 10612060/250519/0005514, 10612060/050619/0006051, 10612060/120619/0006341, 10612060/210619/0006725 и 10612060/210619/0006716, путем перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2021 года по делу № А78-6199/2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт указал, что декларант самостоятельно определил полную массу транспортного средства и классифицировал его в соответствующей подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС. При условии определения полной массы автосамосвалов менее 20 тонн они подлежат классификации в иной товарной подсубпозиции.

Полагает, что основания для признания неверным (ошибочным) первоначального расчета утилизационного сбора, произведенного ООО «Комтранс» при декларировании колесных транспортных средств, отсутствуют и, следовательно, отсутствует факт излишней уплаты утилизационного сбора.

ООО «Комтранс» в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Определением суда от 22.10.2021 года время судебного заседания изменено на 10 часов 15 минут 23 ноября 2021 года.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.09.2021, 23.10.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

ООО «Комтранс» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя таможенного органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товаров по следующим ДТ:

1) № 10612060/040718/0007909 (т. 2, л.д. 82-83) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DR366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060334 (т. 2, л.д. 88) Общество уплатило утилизационный сбор в размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

2) № 10612060/130718/0008251 (т. 2, л.д. 91-92) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 2 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 30 000 кг., технически допустимая максимальная масса одной машины 31 000 кг.

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0061218 и ТС-0061219 (т. 2, л.д. 96¬97) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

3) № 10612060/090818/0009324 (т. 2, л.д. 102-103) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0061364 (т. 2, л.д. 108) Общество уплатило утилизационный сбор в размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

4) № 10612060/070918/0010281 (т. 2, л.д. 111-112) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 2 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 39 000 кг., технически допустимая максимальная масса машины 41 000 кг.

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0119604 и ТС-0119605 (т. 2, л.д. 117-118) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

5) № 10612060/111118/0012456 (т. 2, л.д. 122-123) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 2 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 30 000 кг., технически допустимая максимальная масса машины 31 000 кг

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0119778 и ТС-0119779 (т. 2, л.д. 127-128) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товары, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенных машин по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

6) № 10612060/141118/0012616 (т. 2, л.д. 132-133) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0119839 (т. 2, л.д. 138) Общество уплатило утилизационный сбор в размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

7) № 10612060/161118/0012686 (т. 2, л.д. 141-142) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0119849 (т. 2, л.д. 147) Общество уплатило утилизационный сбор в размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

8) № 10612060/251118/0013096 (т. 3, л.д. 1-2) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0119970 (т. 3, л.д. 7) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

9) № 10612060/021218/0013386 (т. 3, л.д. 10-11) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0059317 (т. 3, л.д. 15) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

10) № 10612060/151218/0013937 (т. 3, л.д. 18-19) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0059433 (т. 3, л.д. 24) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

11) № 10612060/171218/0014039 (т. 3, л.д. 27-28) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0059437 (т. 3, л.д. 32) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

12) № 10612060/210219/0001349 (т. 3, л.д. 35-36) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0131576 (т. 3, л.д. 40) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

13) № 10612060/250219/0001461 (т. 3, л.д. 43-44) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0131594 (т. 3, л.д. 48) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

14) № 10612060/150319/0002171 (т. 3, л.д. 51-52) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0079434 (т. 3, л.д. 56) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

15) № 10612060/160319/0002221 (т. 3, л.д. 59-60) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0079444 (т. 3, л.д. 64) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

16) № 10612060/220319/0002480 (т. 3, л.д. 67-68) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0149502 (т. 3, л.д. 72) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

17) № 10612060/310319/0002916 (т. 3, л.д. 75-76) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 2 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 39 000 кг., технически допустимая максимальная масса машины 41 000 кг.

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0149607 и ТС-0149608 (т. 3, л.д. 80¬81) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

18) № 10612060/010419/0002923 (т. 3, л.д. 85-86) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0149595 (т. 3, л.д. 90) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

19) № 10612060/080519/0004793 (т. 3, л.д. 93-95) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3258DR384, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 5 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 75 000 кг., технически допустимая максимальная масса машины 31 000 кг.

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0060169, ТС-0060170, ТС-0060171, ТС-0060172 и ТС-0060173 (т. 3, л.д. 99-102) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 4 125 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

20) № 10612060/090519/0004819 (т. 3, л.д. 111-112) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060141 (т. 3, л.д. 116) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

21) № 10612060/250519/0005514 (т. 3, л.д. 119-120) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2018, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», в количестве 2 штук, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, общий вес брутто и нетто - 39 000 кг., технически допустимая максимальная масса машины 41 000 кг.

Таможенными приходными ордерами №№ ТС-0060230 и ТС-0060231 (т. 3, л.д. 124-125) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 1 650 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент) по каждому товару);

22) № 10612060/050619/0006051 (т. 3, л.д. 130-131) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060320 (т. 3, л.д. 135) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

23) № 10612060/120619/0006341 (т. 3, л.д. 138-139) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060361 (т. 3, л.д. 143) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

24) № 10612060/210619/0006716 (т. 3, л.д. 146-147) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX32586T38DR384, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 15 000 кг., технически допустимая максимальная масса 31 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060441 (т. 3, л.д. 151) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент));

25) № 10612060/210619/0006725 (т. 3, л.д. 154-155) товар № 1 «грузовой автомобиль - самосвал марки «SHACMAN», модель SX3318DT366, год выпуска 2019, производитель: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO. LTD», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 8704239108, вес брутто и нетто - 19 500 кг., технически допустимая максимальная масса 41 000 кг.

Таможенным приходным ордером № ТС-0060440 (т. 3, л.д. 159) Общество уплатило утилизационный сбор в общем размере 825 000 рублей за товар, исходя из максимально технически допустимой массы в отношении ввезенной машины по спорной ДТ (150 000 рублей (базовая ставка) х 5,5 (коэффициент)).

Товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Общество, полагая наличие переплаты, поскольку утилизационный сбор по указанным ДТ подлежит оплате без учета грузоподъемности ввозимых транспортных средств, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании излишне уплаченного утилизационного сбора.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно положениям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1); порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4); при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5).

Порядок взимания утилизационного сбора ФТС в части его исчисления и уплаты установлен Разделом II Правил N 1291, виды и категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора - соответствующим Перечнем, утвержденным Постановлением N 1291.

Судом первой инстанции установлено, что обществом самостоятельно был произведены расчет и уплата утилизационного сбора на основании информации о полной массе ввезенных транспортных средств (с учетом их грузоподъемности).

Вместе с тем, руководствуясь положениями Закона N 89-ФЗ и Правил N 1291, суд первой инстанции мотивированно признал правильность скорректированного обществом расчета утилизационного сбора без учета грузоподъемности транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, неправомерность выводов таможенного органа об отсутствии со стороны общества излишней уплаты утилизационного сбора, а также наличие у последнего права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, поскольку правовое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ими потребительских свойств, тогда как грузоподъемность в отличие от массы является технической, а не физической характеристикой; в действовавших в рассматриваемый период правилах отсутствовали положения, предписывающие определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самих транспортных средств.

Материалами дела подтверждается, что масса ввезенных по ДТ №№ 10612060/040718/0007909, 10612060/130718/0008251, 10612060/090818/0009324, 10612060/070918/0010281, 10612060/111118/0012456, 10612060/141118/0012616, 10612060/161118/0012686, 10612060/251118/0013096, 10612060/021218/0013386, 10612060/151218/0013937, 10612060/171218/0014039, 10612060/210219/0001349, 10612060/250219/0001461, 10612060/150319/0002171, 10612060/160319/0002221, 10612060/220319/0002480, 10612060/310319/0002916, 10612060/010419/0002923, 10612060/080519/0004793, 10612060/090519/0004819, 10612060/250519/0005514, 10612060/050619/0006051, 10612060/120619/0006341, 10612060/210619/0006725 и 10612060/210619/0006716, товаров «грузовой самосвал» составляет менее 20 000 кг. (15 000 кг. и 19 500 кг.).

Правильность определения массы указанных колесных машин таможней также не оспаривается.

В связи с этим в отношении ввезенных самосвалов применяется коэффициент 2,79.

Поэтому размер утилизационного сбора за ввезенные Обществом самосвалы составляет в размере 418 500 рублей (150 000 рублей х 2,79) за каждую машину (всего - 14 229 000 рублей).

В свою очередь, утилизационный сбор за самосвалы уплачен Обществом в общей сумме 28 050 000 рублей, что подтверждается таможенными приходными ордерами и таможней по существу не оспаривается.

Следовательно, сумма утилизационного сбора за ввезенные самосвалы в общем размере 13 821 000 рублей является излишне уплаченной Обществом.

Ссылка таможни, что в отношении колесных транспортных средств в целях конкретизированного толкования понятия «полная масса транспортного средства» должен применяться Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - ТР ТС 018/2011), судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с пунктом 6 ТР ТС 018/2011 под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

При этом термины ТР ТС 018/2011 подлежат применению в целях использования данного Регламента, тогда как ни Правила № 1291, ни Перечень № 1291 не содержат определение понятия «полная масса транспортного средства», равно как не содержат отсылочной нормы к положениям ТР ТС 018/2011 в целях определения значения «полная масса транспортного средства».

В связи с этим оперирование указанными понятиями в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора, в том числе суждение о том, что подлежащая указанию в паспорте транспортного средства разрешенная максимальная масса транспортного средства и есть полная масса транспортного средства, в зависимости от которой подлежит определение коэффициента, таможенным органом нормативно необоснованно.

Ссылка таможни на письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.03.2014 N 20-828 "Об уплате утилизационного сбора" подлежит отклонению, поскольку письма Минпромторга России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Утверждение таможни о неприменении к спорным правоотношениям правовой позиции, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 305-КГ17-12383, отклоняется арбитражным судом, поскольку правовой подход, закрепленный в указанном судебном акте, направлен на конкретность, ясность и недвусмысленность нормативных установлений относительно элементов состава расчета утилизационного сбора и на неправомерность расширительного толкования порядка исчисления сбора.

Ссылка таможенного органа на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1866 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291», которым слова «полная масса» заменены на «технически допустимую максимальную массу» отклоняется судом, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза транспортных средств и обратной силы не имеет.

Изложенное подтверждается аналогичными выводами Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 14 июля 2021 года № 305-ЭС21-14107 и от 05 июля 2021 года № 304-ЭС21-11036.

На основании пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 49) с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Поскольку в таможенном законодательстве нет специальных положений, устанавливающих срок обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такие требования рассматриваются с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 ГК РФ) и общих правил о продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 ГК РФ) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)). Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на защиту права собственности посредством предъявления в пределах трехлетнего срока давности имущественных требований также неоднократно подтверждалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 24.03.2017 № 9-П, Определения от 21.06.2001 № 173-О и от 03.07.2008 № 630-О-П).

Имущественные требования о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных главой 22 АПК Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)).

При этом право Общества обратиться в суд с рассматриваемым самостоятельным имущественным требованием (исковым заявлением) именно к Читинской таможне о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по спорным ДТ ответчиком по существу не оспаривается.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1291 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики (лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию), указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

В соответствии в подпунктом а) пункта 11 Правил № 1291 плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

В пунктах 12 и 12.1 Правил № 1291 определено, что на основании представленных в соответствии с пунктом 11 Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора. Проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).

По результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) Правил таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 Правил.

Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25 Правил № 1291).

Согласно пункту 27 Правил № 1291 заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора (таможенный орган декларирования или таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется).

Возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится Федеральным казначейством на основании поручения, представленного таможенным или налоговым органом, в который плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем было подано заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, на счет плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении.

Пунктом 1 приказа ФТС России от 05.11.2020 № 963 «Об осуществлении таможенными органами, находящимися в ведении Федеральной таможенной службы, отдельных бюджетных полномочий администраторов доходов Федерального бюджета» утвержден Перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложениям № 1 и № 2 к Приказу.

В пункте 2 названного Приказа также определено закрепить за таможенными органами, находящимися в ведении ФТС России и утвержденными приложениями № 1 и № 2 к приказу, перечни источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями и казенными учреждениями, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложениям №№ 3-5 к приказу.

В приложении № 1 к Приказу № 963 «Перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета» под номером 56 поименована Читинская таможня.

Согласно пунктам 118 и 119 приложения № 3 к Приказу № 963 к Перечню источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета (от внешнеэкономической деятельности), отнесен утилизационный сбор (сумма сбора, пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь).

Таким образом, Читинская таможня является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принимая во внимание факт излишней уплаты утилизационного сбора по указанным ДТ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований ООО «Комтранс» в полном объеме.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 августа 2021 года по делу № А78-6199/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако