ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-7258/2008 от 01.07.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел./факс(3952) 209-675, 564-466 www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

А78-7258/2008

1 июля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,

судей: Шелёминой М.М., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Забайкальской таможни – ФИО1 (доверенность от 14.01.2009 № 05-60/26), прокурора Завозиной О.Д. (служебное удостоверение),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» на решение Арбитражного суда Читинской области от 14 апреля 2009 года по делу № А78-7258/2008 (суд первой инстанции: Сидоренко В.А., Горкин Д.С., Анисимов М.И.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (далее – ООО «ПК «Руспродимпорт») обратилось в суд с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании пунктов 1, 2, 3 приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 «О внесении изменений в приказ таможни от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» недействующими.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 14 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя решение суда, ООО «ПК «Руспродимпорт» считает противоречащим закону вывод суда о соответствии оспариваемого правового акта положениям Таможенного кодекса Российской Федерации и приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». По мнению заявителя, таможенный орган имеет право лишь в установленных законом случаях отменить решение о создании постоянной зоны таможенного контроля, но не изменять основания и цель её создания.

В связи с изложенными обстоятельствами ООО «ПК «Руспродимпорт» просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

ООО «ПК «Руспродимпорт» своих представителей на судебное заседание не направило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 1 июля 2009 до 16 часов.

Проверив в порядке, предусмотренном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах производства таможенного оформления товаров, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Кодексом.

В силу статьи 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утверждённым приказом ГТК РФ от 23.12.2003 № 1520, установлено, что решение о создании постоянной зоны таможенного контроля, за исключением случаев, указанных в абзацах 1 и 2 пункта 4, принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля (пункт 4).

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая постоянная зона таможенного контроля.

В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны в том числе основание и цель создания, место нахождения (пункт 5).

В целях временного хранения товаров и проведения таможенного контроля в регионе деятельности Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, а также на основании заявления железнодорожной станции Борзя Читинского отделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» начальником Забайкальской таможни издан приказ от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» (далее – приказ № 260), согласно которому на железнодорожном пути № 99 грузового двора станции Борзя создана постоянная зона таможенного контроля (далее – ПЗТК) (п. 1).

Приказом исполняющего обязанности начальника таможни от 13.11.2008 № 1140 «О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» (деле – приказ № 1140) в преамбулу приказа № 260 внесены изменения, согласно которым ПЗТК на железнодорожном пути № 99 грузового двора станции Борзя создана в целях временного хранения и проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

В целях усиления таможенного контроля за товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, упорядочения функционирования зоны таможенного контроля приказом начальника Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 «О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» (далее – приказ № 1218) в преамбулу приказа № 260 внесены изменения и она изложена в новой редакции, предусматривающей в качестве целей создания ПЗТК проведение таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств и завершение внутреннего таможенного транзита; из приказа № 260 исключены пункты 3.2, 3.3; приказ от 13.11.2008 № 1140 признан утратившим силу.

Положения оспариваемого ООО «ПК «Руспродимпорт» приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218, в том числе положения пунктов 1, 2, 3, соответствуют нормам статей 362, 116 Таможенного кодекса Российской Федерации, Положению о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утверждённому приказом ГТК РФ от 23.12.2003 № 1520: данный приказ принят уполномоченным должностным лицом таможенного органа в пределах его компетенции, целью его издания является усиление таможенного контроля за товарами, перемещаемыми железнодорожным транспортом, упорядочения функционирования зоны таможенного контроля.

При таких обстоятельствах Арбитражным судом Читинской области сделан правильный вывод о законности приказа Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 «О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля».

Вместе с тем по своему содержанию обжалуемый правовой акт не является нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11.11.1996 № 781- IIГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»).

Нормативно-правовыми актами в области таможенного дела являются акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов (статьи 3 – 5 ТК РФ).

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009).

Следовательно, приказ Забайкальской таможни от 02.12.2008 № 1218 «О внесении изменений в приказ Забайкальской таможни от 02.04.2007 № 260 «О создании постоянной зоны таможенного контроля» не является нормативным правовым актом и его оспаривание не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данный приказ является ненормативным правовым актом, рассмотрение которого в случае его оспаривания осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что при рассмотрении настоящего дела, Арбитражным судом Читинской области фактически исследованы вопросы, входящие в предмет доказывания при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, сделаны выводы о соответствии приказа № 1218 закону и ненарушении прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, а также принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, связанные с закрытием постоянной зоны таможенного контроля на железнодорожном пути № 99 грузового двора станции Борзя в связи с обращением Забайкальской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД», и издание вследствие этого приказа Забайкальской таможни от 12.03. 2009 № 287 о признании утратившими силу приказов № 260 и № 1218, суд кассационной инстанции приходит к выводу о возможности оставления в силе решения суда, принятого по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 14 апреля 2009 года по делу № А78-7258/2008 оставить без изменения, кассационной жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А. Гуменюк

Судьи:

М.М. Шелёмина

А.И. Чупров