ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-8507/17 от 11.12.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

13 декабря 2017 года

Дело №А78-8507/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от
13 июля 2017 года по делу № А78-8507/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Перевалова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.,
Сидоренко В.А.),

установил:

акционерное общество «Оборонэнергосбыт» (ОГРН: 1097746448315,
ИНН: 7704731218, г. Москва; далее – АО «Оборонэнергосбыт», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
к министерству финансов Забайкальского края (ОГРН: 1087536008108,
ИНН: 7536095230, г. Чита; далее – министерство финансов, ответчик) о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительного листа от 22.09.2016 серии ФС № 012623402, выданного Арбитражным судом Забайкальского края на основании решения по делу № А78-6037/2016, и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2017 года, заявленные требования удовлетворены, действия министерства финансов по возврату без исполнения исполнительного листа признаны незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации.
На ответчика возложена обязанность принять к исполнению исполнительный документ.

Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушением судами норм материального и процессуального права (пункты 1 - 3 статьи 242.1, пункт 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 17.36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» (далее – Инструкция)).

По мнению министерства финансов, действия ответчика по возврату исполнительного листа правомерны, поскольку в нарушение действующего законодательства резолютивная часть судебного акта, указанная в исполнительном документе, не соответствует резолютивной части решения суда первой инстанции с учетом определения об исправлении опечатки.

Министерство финансов полагает, что исправление ошибок, описок и опечаток в судебном акте влечет соответствующие изменения в исполнительном документе, который должен соответствовать содержанию судебного акта и его формальным реквизитам.

Отзыва на кассационную жалобу не представлено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах – fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили,
в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 сентября 2016 года по делу
№ А78-6037/2016, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2017 года, с Забайкальского края в лице министерства финансов в пользу АО «Оборонэнергосбыт» взыскан основной долг в размере –
149 569 рублей 65 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами –
33 345 рублей 72 копейки, расходы по оплате государственной пошлины -
6 484 рубля 46 копеек, всего 189 402 рубля 83 копейки.

26.01.2017 взыскателю арбитражным судом выдан исполнительный лист
ФС № 012623402.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
06 апреля 2017 года судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.

13.04.2017 АО «Оборонэнергосбыт» обратилось в министерство финансов с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа ФС № 012623402.
К заявлению прилагались: подлинник исполнительного документа, решение суда, подлинник доверенности представителя.

Арбитражным судом Забайкальского края от 05 мая 2017 года вынесено определение об исправлении опечатки в резолютивной части решения суда от
22 сентября 2016 года в части указания общей суммы подлежащей взысканию.

15.05.2017 заявление о дополнении документов с приложением определения об исправлении опечатки от 05 мая 2017 года представлено в финансовый орган.

18.05.2017 министерством финансов исполнительный лист и прилагаемые к нему документы возвращены взыскателю, поскольку сумма ко взысканию, указанная
в исполнительном листе (189 402 рубля 83 копейки), не соответствует взысканной сумме согласно решению суда от 22 сентября 2016 года с учетом определения об исправлении опечатки от 05 мая 2017 года (189 399 рублей 83 копейки).

Полагая действия министерства финансов по возврату без исполнения исполнительного листа противоправными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, признавая действия министерства финансов незаконными, указали на то, что при исправлении судом опечатки, допущенной в судебном акте, действует ранее выданный исполнительный лист с учетом соответствующего судебного акта арбитражного суда о внесенных изменениях. Принятие судебного акта о внесении изменений в исполнительный лист не требуется.

Выводы Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда являются правомерными и обоснованными, в связи со следующим.

В силу положений статьи 239 Бюджетного Кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Согласно пункту 17.36 Инструкции, при описках, арифметических ошибках, процессуальном правопреемстве, смене наименования и т.д. действует ранее выданный исполнительный лист с учетом соответствующего судебного акта арбитражного суда о внесенных изменениях. Новый исполнительный лист не выдается. При этом судебный акт, содержащий изменения, вносимые в исполнительный лист, подписывается судьей, председательствующим в судебном заседании, и заверяется гербовой печатью суда.

Судами установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что выданный арбитражным судом исполнительный лист ФС № 012623402 обществом предъявлен в министерство финансов в установленный срок и с приложением всех необходимых документов.

Спорный исполнительный лист содержит требование АО «Оборонэнергосбыт»
к министерству финансов о взыскании денежных средств в сумме
189 402 рублей 83 копеек.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 мая 2017 года об исправлении опечатки в резолютивной части решения суда от 22 сентября 2016 года изменена общая сумма подлежащая взысканию - 189 399 рублей 83 копейки.

Судами установлено соответствие представленной в министерство финансов копии определения об исправлении опечатки, допущенной в судебном акте, требованиям Инструкции (подпись председательствующего судьи, наличие гербовой печати суда).

При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали незаконными действия министерства финансов, поскольку основания для возврата исполнительного листа не соответствовали фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя кассационной жалобы о правомерности возврата исполнительного листа судом кассационной инстанции отклоняются, как противоречащие обстоятельствам, установленным по делу.

Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2017 года по делу № А78-8507/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 сентября 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2017 года по делу
№ А78-8507/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от
06 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Л.М. Соколова

И.Б. Новогородский

А.А. Сонин