ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А78-8535/2021 от 18.04.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

18 апреля 2022 года

Дело № А78-8535/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года по делу № А78-8535/2021, рассмотренное в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2022 года по тому же делу,

установил:

акционерное общество «Тепловодоканал» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, далее - общество, АО «Тепловодоканал») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – Служба) № 139 от 19.08.2021 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2022 года, заявленное требование удовлетворено.

Служба обратилась Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Выводы судов о пропуске Службой двухмесячного срока давности привлечения АО «Тепловодоканал» к административной ответственности сделаны без учета специальных норм права (части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ). Объектом вмененного обществу правонарушения является установленный порядок управления в сфере регулирования тарифов, в частности, порядок предъявления сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ составляет один год, исчисляемый со дня совершения правонарушения.

АО «Тепловодоканал» представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно выражает несогласие с доводами общества, просит оставить судебные акты без изменения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере теплоснабжения и водоснабжения на территории Каларского муниципального округа и муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, по регулируемым тарифам.

Приказами Службы по тарифам Забайкальского края от 20.12.2017 № 631 -НПА; от 20.12.2017 № 632-НПА; от 21.06.2019 № 148-НПА; от 20.12.2018 № 721-НПА; от 20.12.2018 № 719-НПА установлены тарифы на оказываемые АО «Тепловодоканал» коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Правила № 1075). В соответствии с пунктом 13 Правил, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 406). В соответствии с пунктом 14 Правил, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 установлены нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года включительно.

Следовательно, регулируемые организации на 2022 год должны были подать в орган регулирования предложение и обосновывающие документы в срок до 11.05.2021.

АО «Тепловодоканал» 30.04.2021 - в срок, установленный Правилами № 406 и Правилами № 1075, обратилось в орган регулирования с заявлениями, в которых содержались предложения и документы по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения и водоотведения на территории Каларского муниципального округа и муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, представив неполный пакет документов, необходимых для открытия дела по инициативе регулируемой организации.

В связи с представлением в орган регулирования тарифов неполного пакета документов и материалов, предусмотренных действующим законодательством в области тарифного регулирования, РСТ Забайкальского края принято решение об отказе в открытии дела по инициативе регулируемой организации.

По факту непредставления обществом в срок до 11.05.2021 документов, необходимых для расчета и корректировки тарифов на коммунальные услуги на 2022 год, что является нарушением пунктов 13, 16 Правил № 1075, пунктов 14,17 Правил
№ 406, должностным лицом Службы в отношении АО «Тепловодоканал» составлен протокол об административном правонарушении № 122 от 27.07.2021 и вынесено постановление № 139 от 19.08.2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Тепловодоканал» оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и отмене, поскольку на момент его вынесения срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное обществу правонарушение истек.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Согласно части 1 статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Также положениями данной статьи прямо перечислены административные правонарушения против порядка управления, содержащиеся в одноименной Главе 19 КоАП РФ, по которым постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. К ним относятся административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2.1 настоящего Кодекса), а также административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации).

Таким образом, вмененное АО «Тепловодоканал» административное правонарушение не входит в перечень правонарушений против порядка управления, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15 января 2019 года № 3-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПРС-Экспресс» и определении от 26 марта 2019 года № 823-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Любинский молочноконсервный комбинат» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применительно к определению объекта посягательства, суды верно указали, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, посягает на установленный законом порядок управления. Принимая во внимание, что за указанное нарушение специальные сроки давности привлечения к административной ответственности статьей 4.5 КоАП РФ не предусмотрены, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о необходимости применения по указанной статье общего срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет два месяца.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Принимая во внимание, что обязанность по представлению в Службу предложения об установлении тарифов на следующий период регулирования, а также необходимых материалов и документов подлежала исполнению обществом в соответствии с Правилами № 1075 и № 406 в срок до 11.05.2021, с учетом указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242, то административное правонарушение считается совершенным 12.05.2021.

Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения АО «Тепловодоканал» к административной ответственности на момент принятия 19.08.2021 оспариваемого постановления истек.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из наличия обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, поскольку оспариваемое постановление вынесено административным органом за пределами установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем пришли к правильному выводу о незаконности постановления Службы о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Довод Службы о том, что несвоевременное представление в регулирующий орган предложения об установлении тарифов на следующий период регулирования, а также необходимых материалов и документов является нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), о теплоснабжении, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности с учетом требований части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год, является несостоятельным и обоснованно отклонен апелляционным судом, поскольку по смыслу диспозиции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ объектом непосредственного посягательства в данном случае является установленный законодательством порядок управления.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года
по делу № А78-8535/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.

Судья

Г.В. Ананьина